от 31 мая 2006 г. Дело N А74-1634/2006
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2006 года
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2006 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Владимировой Ольги Анатольевны, г. Абакан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,
о признании недействительными решения и предписания от 6 февраля 2006 года по делу N 1-А-06
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне антимонопольного органа, индивидуального предпринимателя Баева Сергея Николаевича, г. Абакан, и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, г. Абакан.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Сапеев С.А. (по доверенности от 28.03.2006),
антимонопольного органа: Шалимов П.А. (по доверенности от 11.01.2006 N ИК-01-09),
третьих лиц:
Министерства транспорта РХ: Лыткин О.П. (по доверенности от 21.03.2006 N 415-ИС),
предприниматель Баев С.Н. (свидетельство серии 19 N 0184022).
Протокол судебного заседания вела судья Н.М. Журба.
Индивидуальный предприниматель Владимирова Ольга Анатольевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 6 февраля 2006 года по делу N 1-А-06 и предписания от 6 февраля 2006 года N 1-А-06 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - УФАС) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также незаконными действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее - Минтранса РХ) по организации и назначению на 20 апреля 2006 года конкурса на осуществление деятельности по перевозке пассажиров по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск".
Определением от 6 мая 2006 года арбитражный суд выделил в отдельное производство требование предпринимателя Владимировой Ольги Анатольевны о признании незаконными действий Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по организации и назначению на 20 апреля 2006 года конкурса на осуществление деятельности по перевозке пассажиров по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск". Делу присвоен N А74-2031/2006.
Определением от 6 мая 2006 по результатам предварительного судебного заседания по делу N А74-1634/2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены индивидуальный предприниматель Баев Сергей Николаевич, по заявлению которого УФАС возбудило дело, и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, в отношении которого приняты оспариваемые ненормативные акты.
Оспариваемым решением УФАС от 6 февраля 2006 года по делу N 1-А-06 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признано нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Нарушение выразилось в создании предпринимателю Баеву С.Н. дискриминационных условий доступа на осуществление перевозки пассажиров по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск".
Предписанием от 6 февраля 2006 года Министерству транспорта и дорожного хозяйства РХ предписано в срок до 1 мая 2006 года провести конкурс среди перевозчиков на осуществление деятельности по перевозке пассажиров по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск", по результатам которого заключить с победителями конкурса договор и утвердить им расписания движения транспортных средств по данному маршруту.
Предприниматель Владимирова О.А. полагает указанные ненормативные акты не соответствующими Правилам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 года N 12, поскольку она не была привлечена к участию в рассмотрении антимонопольного дела в качестве заинтересованного лица, которому уже было утверждено расписание (паспорт маршрута) N 120 МТ "Абакан - Минусинск". Кроме того, заявитель полагает, что дело в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства РХ рассмотрено УФАС с нарушением правил подведомственности. По мнению заявителя, это дело должно быть рассмотрено Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации.
Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Хакасия полагает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными и просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
По мнению представителя УФАС, привлечение к рассмотрению дела заинтересованных лиц является правом, а не обязанностью антимонопольного органа, причем круг заинтересованных лиц является неограниченным. Кроме того, в ситуации, когда заявок на маршруте больше, чем количество выходов, Минтранс обязано проводить конкурс. В ходе судебного разбирательства было отмечено также, что права и законные интересы Владимировой О.А. оспариваемыми актами не нарушены, поскольку к моменту их принятия графики движения и паспорт маршрута Владимировой О.А. были аннулированы.
Предприниматель Баев С.Н. в судебном заседании поддержал позицию антимонопольного органа и просил отказать в удовлетворении требований предпринимателя Владимировой О.А. В отзыве на заявление Баев С.Н. указал на то, что проведение конкурса позволяет создать равные условия для перевозчиков.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства РХ полагает решение и предписание антимонопольного органа законным и обоснованным и просит отказать Владимировой О.А. в удовлетворении ее требований.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства:
19 января 2006 года предприниматель Баев Сергей Николаевич обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Хакасия с заявлением о признании неправомерными действий Минтранса РХ по утверждению паспортов и расписаний движения на маршруте "Абакан - Минусинск" и выдаче предписания о проведении конкурса.
В ходе предварительной проверки УФАС установило, что предприниматель Баев С.Н. 06.10.2004, 27.10.2004 обращался в Минтранс РХ с заявлениями об утверждении ему расписания по маршруту "Абакан - Минусинск", однако ответов на свои заявления не получал. Обратившись в очередной раз 12.10.2005, Баев С.Н. получил отказ в утверждении графика со ссылкой на то, что все имеющиеся выходы заняты, а расписания - утверждены.
Как установлено в ходе проверки, проведенной до возбуждения дела, кроме предпринимателя Баева С.Н. заявления на указанный маршрут подали еще несколько предпринимателей (Шмидт А.А., Щербачевич С.В., Конопелько С.Н., Владимирова О.А.), которым были утверждены расписания по 2 - 3 выходам на маршруте. При этом предприниматель Конопелько С.Н. с заявлением об утверждении ему графиков не обращался.
Усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, необоснованное препятствование осуществлению деятельности предпринимателя Баева С.Н. на рынке пассажирских перевозок межсубъектного маршрута N 120 МТ "Абакан - Минусинск", а также предоставление одним хозсубъектам преимуществ по осуществлению деятельности на определенном товарном рынке по отношению к другим (перевозчикам, обратившимся с заявлениями об утверждении расписаний по маршруту позже предпринимателя Баева С.Н. или вообще не подавшим заявление расписания утверждены, а Баеву С.Н. - отказано), 26 января 2006 года УФАС возбудило дело N 1-А-06 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по признакам статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее в тексте - Закона "О конкуренции").
Рассмотрев указанное дело, УФАС 6 февраля 2006 года приняло решение о признании Минтранса РХ нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона "О конкуренции" и выдало предписание об устранении допущенных нарушений путем проведения конкурса среди перевозчиков маршрута N 120.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается: необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 мая 2002 года N 140, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия входит в структуру Правительства Республики Хакасия, является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и обеспечению реализации государственной политики, регулированию и управлению в области республиканского транспортного комплекса и дорожного хозяйства, координацию деятельности в данной сфере юридических и физических лиц, а также взаимодействие с федеральными и республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.
Среди основных целей и задач Минтранса РХ, перечисленных в пункте 5 указанного выше Положения, указаны такие, как реализация государственной политики в транспортно-дорожном комплексе РХ (далее - ТДК РХ), направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках всеми видами транспорта, улучшение состояния автомобильных дорог, обеспечение конституционных прав граждан на свободу перемещения; организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) за счет средств республиканского бюджета; утверждение маршрутов и расписаний движения автобусов и маршрутных такси, не относящихся к компетенции администраций муниципальных образований Республики Хакасия; осуществление перспективного планирования и развития сети автомобильных дорог на территории Республики Хакасия и межрегиональных автомобильных дорог, участие в формировании транспортных коридоров, укрепление и развитие экономических, научно-технических связей Республики Хакасия с регионами Российской Федерации, в целях создания единой дорожной сети и условий для обеспечения единого экономического пространства и свободного перемещения населения, товаров и услуг, транспортной и экологической безопасности; утверждение порядка, организация и проведение конкурсных торгов по размещению заказов на поставку товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд ТДК РХ.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 августа 2003 года N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее в тексте - Порядок).
В соответствии с этим Порядком открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.); расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту; размер платы за проезд и провоз багажа; график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации рассматриваются документы, перечисленные в пункте 7 Порядка. Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.
После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации или аргументированный отказ с указанием конкретных причин направляются перевозчику.
22 марта 2005 года Совет администрации Красноярского края и Правительство Республики Хакасия подписали Соглашение N 11-д о взаимном сотрудничестве в вопросах безопасного и устойчивого функционирования межрегиональных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
В соответствии с данным Соглашением основными направлениями взаимодействия сторон являются реализация государственной транспортной политики, направленной на обеспечение устойчивой работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере осуществления межрегиональных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; создание условий для устойчивого и безопасного формирования межрегиональных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в интересах хозяйствующих субъектов и потребителей транспортных услуг Красноярского края и Республики Хакасия в пределах своей компетенции; содействие совершенствованию работы по повышению конкурентоспособности автотранспортных организаций и развитию рынка транспортных услуг.
Согласно статье 3 Соглашения стороны в рамках своей компетенции осуществляют согласование и утверждение паспортов межрегиональных автобусных маршрутов на паритетной основе. В силу статьи 5 органом, выполняющим настоящее Соглашение от Правительства Хакасии, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия. Данное Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение пяти лет, если ни одна из сторон в течение этого периода не известит другую сторону о своем намерении прекратить его действие. Соглашение подписано Губернатором Красноярского края, председателем Совета администрации края Хлопониным А.Г. и Председателем Правительства Республики Хакасия Лебедем А.И.
В июле 2005 года представителями Администрации Красноярского края и Минтранса РХ было утверждено сводное расписание предельно допустимого количества маршрутных такси на пригородном межсубъектном автобусном маршруте "Абакан - Минусинск - Абакан". Согласно сводному расписанию за Республикой Хакасия закреплено 11 выходов, за Красноярским краем - 7.
Приказом от 14 мая 2005 года N П-134 Минтрансом Хакасии был утвержден Временный порядок проведения конкурсов среди перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом, на высвобождающиеся выходы пригородных и междугородных маршрутов (кроме внутримуниципальных) - далее в тексте - Временный порядок.
В соответствии с пунктом 2.1 Временного порядка организатором конкурса является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.
Как установлено арбитражным судом, конкурс среди перевозчиков в 2005 - 2006 годах по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск" не проводился, хотя претендентов на утвержденные выходы было больше, чем самих выходов, о чем свидетельствуют заявления предпринимателей Щербачевич, Шмидта, Конопелько, Тарасова, Леонова, Крещик, Владимировой, Баева, имеющиеся в материалах дела. Между тем, ряду перевозчиков были утверждены паспорта маршрутов и расписание движения автотранспортного средства на отдельном выходе маршрута. Критерии отбора таких перевозчиков Минтрансом не определены. Среди тех, кому было утверждено расписание на маршруте, оказалась и предприниматель Владимирова О.А.
Из материалов дела следует, что паспорт межсубъектного маршрута N 120 МТ "Абакан - Минусинск" был утвержден Владимировой О.А. Минтрансом РХ 24 ноября 2004 года, а согласован с Администрацией Красноярского края 24 августа 2005 года, т.е. после того, как было заключено Соглашение между субъектами РХ о взаимном сотрудничестве в вопросах межрегиональных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Однако, Владимирова О.А. не осуществляла пассажирские перевозки ни в 2004, ни в 2005 году. Как усматривается из письма Минтранса от 23 ноября 2005 года N 1608-ис к Владимировой О.А., утвержденные ей паспорт маршрута и расписания движения маршрутных такси аннулируются с 8 декабря 2005 года в связи с нарушением установленного в министерстве порядка утверждения документов. Действия Минтранса были обжалованы предпринимателем в арбитражный суд.
Таким образом, на момент принятия УФАС решения и предписания от 6 февраля 2006 года по делу N 1-А-06 заявитель не осуществляла и не могла осуществлять деятельность по перевозке пассажиров по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск".
Как упоминалось выше, статья 7 Закона Российской Федерации о конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов РФ совершать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что утверждение графиков движения по межсубъектному маршруту N 120 без учета достигнутого субъектами РФ Соглашения и без проведения конкурса обоснованно расценено антимонопольным органом как нарушение статьи 7 Закона "О конкуренции". Невыполнение условий осуществления междугородных (межсубъектных) пассажирских перевозок означает отсутствие надлежащей организации транспортного обслуживания населения, что ведет к дезорганизации товарного рынка, ограничению и устранению конкуренции, созданию дискриминационных условий отдельным перевозчикам.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона "О конкуренции" решение и предписание антимонопольного органа, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, при наличии возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы.
Поскольку по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск" графики движения утверждались перевозчикам Минтрансом еще в ноябре 2004 года, когда Соглашение между Красноярским краем и Республикой Хакасия еще не было подписано, и без учета принятого 14 мая 2005 года Временного порядка, действующего на момент согласования таких графиков, проведение конкурса перевозчиков на этом маршруте на 2006 год являлось единственно возможным способом исключения дискриминации одних перевозчиков перед другими, обеспечения их равнодоступности и состязательности, а также улучшения качества предоставляемых услуг. В противном случае при отсутствии объективных критериев для утверждения расписания (графиков движения) по выходам на рассматриваемом маршруте отсутствуют гарантии обеспечения прав и интересов всех перевозчиков, подавших заявки.
Доводы заявителя о недействительности оспариваемых ненормативных актов в силу их несоответствия Правилам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее в тексте - Правила) сводятся к следующему: заявитель полагает, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подведомственно не территориальному управлению, а Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, кроме того, в нарушение установленных Правил УФАС не привлекло к рассмотрению дела заинтересованное лицо - предпринимателя Владимирову Ольгу Анатольевну.
Как установлено арбитражным судом, указанные выше Правила, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 года N 12, устанавливают организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и ее территориальными органами.
В силу пункта 1.1 Правил основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства являются представления органов, заявления организаций и физических лиц. При этом дела о нарушениях антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены ФАС России (территориальным органом) по собственной инициативе, в том числе на основании результатов проведенных им проверок.
ФАС России (территориальный орган) на основании сведений, ставших ему известными в результате осуществления законной деятельности, возбуждает дела по собственной инициативе в порядке, установленном настоящими Правилами.
Что касается территориальных органов, то в соответствии с пунктом 1.5 Правил дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются тем органом, на территории деятельности которого было совершено правонарушение, либо находится (проживает) лицо, совершившее правонарушение, за исключением случаев, когда дело принимает к своему рассмотрению ФАС России.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил в случае необходимости ФАС России может затребовать к своему рассмотрению дело, находящееся в производстве территориального органа, путем направления территориальному органу письменного поручения. В случае, если при предварительном рассмотрении заявления территориальный орган установит, что рассмотрение заявления относится к компетенции ФАС России или другого территориального органа, он обязан направить заявление со всеми материалами в антимонопольный орган, к компетенции которого относится рассмотрение данного заявления, одновременно уведомив об этом заявителя, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления.
Поскольку нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории Республики Хакасия в связи с деятельностью Минтранса Хакасии, то рассмотрение дела именно территориальным Управлением Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Хакасия является вполне обоснованным и не противоречит приведенным выше Правилам. Сведений о том, что дело было затребовано Федеральной антимонопольной службой России, арбитражному суду не представлено.
Ссылка заявителя на нарушение УФАС пунктов 2.5, 2.7 Правил также не нашла своего подтверждения.
Так, в соответствии с пунктом 2.5 Правил лицами, участвующими в деле, являются стороны, заинтересованные лица, эксперты, переводчики. Стороной по делу являются заявитель(и) и (или) лицо (лица), в отношении которого (которых) возбуждено производство по делу. Заинтересованными лицами могут быть лица, чьи права и законные интересы нарушены либо могут быть нарушены в результате действий лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу, а также лица, на чьи права или обязанности по отношению к одной из сторон дела может повлиять принятое антимонопольным органом решение.
В силу пункта 2.7 Правил дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются на заседании Комиссии с участием лиц, участвующих в деле.
Как упоминалось выше, Владимирова О.А. фактически не осуществляла пассажирские перевозки по маршруту N 120 МТ "Абакан - Минусинск" ни в 2004, ни в 2005 годах. И на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемых ненормативных актов не имела законных оснований для осуществления перевозочной деятельности, поскольку паспорт маршрута и расписание движения маршрутных такси были аннулированы. Поэтому решение и предписание УФАС, вынесенные в отношении Минтранса Хакасии, не могли повлиять на ее права и законные интересы.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия антимонопольного органа определены статьей 27 Закона "О конкуренции", проверенные арбитражным судом решение и предписание приняты УФАС в соответствии с указанной нормой.
На основании перечисленных выше обстоятельств арбитражный суд пришел к выводу о том, что решение 2006 года и предписание антимонопольного органа от 6 февраля по делу N 1-А-06 являются законными и обоснованными, в связи с чем в удовлетворении требования предпринимателя Владимировой О.А. о признании их недействительными следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 200 рублей и по результатам рассмотрения дела относится на заявителя. Учитывая, что при обращении в арбитражный суд предприниматель Владимирова О.А. по платежной квитанции от 30 марта 2006 года уплатила указанную сумму госпошлины, она не подлежит взысканию в принудительном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 197, 201, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Владимировой Ольги Анатольевны, г. Абакан, о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Хакасия от 6 февраля 2006 года по делу N 1-А-06 - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.М.ЖУРБА