Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 26 февраля 2006 года № А74-5414/2005

    от 26 февраля 2006 г. Дело N А74-5414/2005
    Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2006
    Мотивированное решение изготовлено 26.02.2006
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Хабибулиной Ю.В.,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной Ю.В.,
    рассмотрел исковое заявление
    Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан,
    к Муниципальному учреждению здравоохранения "Целинная амбулатория", село Целинное Ширинского района,
    о взыскании убытков в сумме 63137 рублей.
    В судебном заседании участвовали представители:
    от истца: Иванова О.Д. (доверенность от 13.07.2005 N 01-12/05-1598);
    от ответчика: отсутствовал.
    Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан (далее - ГУ РО ФСС РФ по РХ), обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению здравоохранения "Целинная амбулатория" (далее - МУЗ "Целинная амбулатория") о взыскании убытков в сумме 63137 рублей.
    Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков. Основанием иска указано на незаконность действий МУЗ "Целинная амбулатория", выразившихся в выдаче листков нетрудоспособности при отсутствии лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.
    МУЗ "Целинная амбулатория" в судебное заседание не явилось. Копия определения арбитражного суда от 25 января 2006 года об отложении судебного разбирательства, направленная в адрес учреждения, получена 3 февраля 2006 года, что подтверждается почтовым уведомлением N 20574.
    В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторона считается извещенной надлежащим образом арбитражным судом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
    При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится в отсутствие МУЗ "Целинная амбулатория", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
    Выслушав устные пояснения представителя ГУ РО ФСС РФ по РХ, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, в материалы дела доказательства и письменные пояснения, арбитражный суд установил.
    Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия 21 апреля 2004 года проведена проверка состояния экспертизы временной нетрудоспособности в МУЗ "Целинная амбулатория" за период с января 2003 года по сентябрь 2004 года, в ходе которой было установлено, что МУЗ "Целинная амбулатория" выдано 99 листков временной нетрудоспособности с нарушением установленного порядка, а именно при отсутствии лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности.
    Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с иском к МУЗ "Целинная амбулатория" о взыскании убытков в сумме 63137 рублей в связи с оплатой листков временной нетрудоспособности, выданных с нарушением установленного порядка, за счет средств социального страхования.
    Оценив доводы истца, ответчика, представленные ими документы, арбитражный суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
    В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
    Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
    Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общие условия, которые с фактом причинения вреда порождают обязательство по его возмещению, а именно: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившими убытками, вина ответчика.
    Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
    Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
    В предмет судебного исследования подлежат включению вопросы, связанные с установлением противоправности, причинной связи между действиями лечебного учреждения по выдаче листков временной нетрудоспособности при отсутствии лицензии и понесенными истцом убытками.
    Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (с изменениями и дополнениями).
    В соответствии с пунктом 8 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, с изменениями от 20.10.1987, 14.05.1990, 26.06.1990, 11.10.1990, 24.11.1990, 22.07.1991, 14.08.1991, а также пунктом 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 в редакции на 15.04.1992, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).
    Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности определяется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 и приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.1994 N 206.
    Право на выдачу листков нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности (пункт 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан).
    В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24, контроль за правильностью расходования страхователями средств на цели обязательного социального страхования осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
    Пунктом 58 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам предусмотрено, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности отделению (филиалу отделения) Фонда социального страхования следует обратить внимание на имеющиеся в листках нетрудоспособности нарушения положений Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 и приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.1994 N 206, в том числе обстоятельства выдачи листка временной нетрудоспособности ЛПУ, не имеющим лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности.
    Возможность вынесения решения о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки предусмотрена пунктом 59 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004.
    Согласно статье 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 101 утверждено Положение о фонде социального страхования Российской Федерации, абзацем 3 статьи 18 которого предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
    Законодатель установил право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
    Установив, что соответствующие работодатели произвели выплату по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия вправе не принимать к зачету расходы по государственному социальному страхованию в сумме 63137 рублей, произведенные Муниципальным унитарным предприятием ЖКХ поселка Шира, МОУ Целинная специальная (коррекционная) школа-интернат, сельскохозяйственным производственным кооперативом "Шира", обществом с ограниченной ответственностью "Целинное".
    Указанный способ реагирования не был применен истцом.
    Действия МУЗ "Целинная амбулатория", не являющегося субъектом обязательного государственного социального страхования, по выдаче листков нетрудоспособности не могут быть расценены как непосредственная причина произведенных расходов заявителя. Выплаты по листкам временной нетрудоспособности производились не непосредственно отделением Фонда, а страхователями (работодателями).
    Основанием для выдачи 99 листков нетрудоспособности и их оплаты явилось наступление страховых случаев (временной нетрудоспособности). Данный факт, а также сумма исчисленных и выплаченных страхователями пособий по временной нетрудоспособности сторонами не оспариваются.
    Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием прямой причинно-следственной связи между действиями лечебного учреждения по выдаче листков нетрудоспособности при отсутствии лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности и заявленными истцом суммами выплат.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
    Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2394 рубля 11 копеек и подлежит отнесению на Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
    Поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Фонда социального страхования Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, взыскание государственной пошлины не производится.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.В удовлетворении иска Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан, к Муниципальному учреждению здравоохранения "Целинная амбулатория", село Целинное Ширинского района, о взыскании убытков в сумме 63137 рублей отказать.
    Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Ю.В.ХАБИБУЛИНА