от 27 февраля 2006 г. Дело N А74-5671/2005
Резолютивная часть решения объявлена 20.02.2006
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2006
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Мельник Л.И.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
открытого акционерного общества "Хакасэнергосбыт", г. Абакан,
к Администрации муниципального образования г. Сорск, г. Сорск,
к муниципальному унитарному предприятию "СорскКомСервис", г. Сорск,
о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Родиковой В.И. по доверенности от 01.07.2005,
от ответчиков:
Администрации МО г. Сорск: Овсянникова С.А. по доверенности от 17.02.2006, Барсукова А.С. по дов. от 17.02.2006,
от МУП "СорскКомСервис" - Овсянникова С.А. по дов. 01.01.2006,
при ведении протокола судьей Мельник Л.И.,
Открытое акционерное общество "Хакасэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Сорск о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "СорскКомСервис", г. Сорск (далее - МУП "СорскКомСервис").
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 февраля 2006 года муниципальное унитарное предприятие "СорскКомСервис", в соответствии со ст. ст. 40, 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
В судебном заседании истец поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, просит применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора безвозмездного пользования от 22.09.2005 N 505/1Х-05, обязав МУП "СорскКомСервис" возвратить Администрации муниципального образования г. Сорск имущество, полученное по договору, а Администрацию муниципального образования г. Сорск закрепить указанное имущество за МУП "СорскКомСервис" на праве хозяйственного ведения.
Ответчики - Администрация муниципального образования г. Сорск и МУП "СорскКомСервис" исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать.
При этом ответчики указали на то обстоятельство, что оспариваемый договор безвозмездного пользования от 22.09.2005 N 505/1Х-054 не противоречит действующему законодательству. Фактически истец оспаривает законность создания и государственной регистрации МУП "СорскКомСервис", не обладая полномочиями заявления иска такого вида.
Кроме того, по мнению ответчиков, открытое акционерное общество "Хакасэнергосбыт" не является участником правоотношений по наделению МУП "СорскКомСервис" имуществом, следовательно, передачей имущества в безвозмездное пользование права истца не нарушались.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, арбитражный суд установил следующее:
30 августа 2005 года Постановлением главы муниципального образования N 200-п на территории муниципального образования г. Сорск создано муниципальное унитарное предприятие "СорскКомСервис", утвержден его Устав.
В соответствии с названным Постановлением в уставный капитал созданного муниципального унитарного предприятия "СорскКомСервис" передано имущество на сумму согласно приложению N 1 к Уставу.
Из Устава МУП "СорскКомСервис" следует, что предприятие является коммерческой организацией, осуществляет деятельность в решении социальных задач, а именно для выполнения муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги.
Предприятие наделяется имуществом, переданным ему в хозяйственное ведение.
Право хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, закрепленного за предприятием, возникает у предприятия с момента передачи имущества Учредителем. Предприятие имеет уставный фонд в размере 132088 руб., сформированный из сооружения склада хлора и станка токарного (пункты 1.5, 1.8, 3.3 Устава).
Согласно акту приема-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования г. Сорск, в уставный фонд МУП "СорскКомСервис" на праве хозяйственного ведения предприятию переданы сооружение склада хлора и товарный станок на общую сумму 132088 руб. (приложение N 1 к Уставу предприятия).
22 сентября 2005 года Администрация муниципального образования город Сорск и муниципальное унитарное предприятие "СорскКомСервис" заключили договор безвозмездного пользования N 505/1Х-05, согласно которому муниципальному унитарному предприятию "СорскКомСервис" передано муниципальное имущество в безвозмездное временное пользование на срок до 21.08.2006.
Перечень имущества, передаваемого по договору, установлен приложением N 1 к договору с учетом дополнительного соглашения от 05.10.2005.
Имущество передано в безвозмездное пользование согласно акту приема-передачи от 22.09.2005, подписанному сторонами договора.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Исходя из заявленного предмета иска, в предмет доказывания по настоящему спору входит наличие несоответствия оспариваемого договора закону либо иным правовым актам.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. ст. 1, 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В силу ст. ст. 113, 114 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, а имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления распоряжаются имуществом, не закрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 690 собственнику и иным лицам, управомоченным законом или собственником, принадлежит право передачи вещи в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 689 Гражданского кодекса РФ по говору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные ст. 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 ст. 610, пунктами 1 и 3 ст. 615, пунктом 2 ст. 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса (нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, вытекающие из договора аренды (имущественного найма), касающиеся определения предмета договора, срока пользования имуществом, улучшения используемого имущества).
Оценив условия договора безвозмездного пользования от 22.09.2005 N 505/1Х-05, арбитражный суд приходит к выводу о том, что спорный договор составлен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к договорам такого вида.
Законом не предусмотрен запрет на передачу не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества в безвозмездное пользование муниципальному унитарному предприятию. Не содержат запрета на заключение договора о передаче такого имущества муниципальному унитарному предприятию и нормы права, на которые ссылается открытое акционерное общество "Хакасэнергосбыт" в исковом заявлении (ст. ст. 2, 11, 12, 13 ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", ст. ст. 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Передача муниципальному унитарному предприятию "СорскКомСервис" муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, в безвозмездное пользование по оспариваемому договору не противоречит закону.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности открытым акционерным обществом "Хакасэнергосбыт" факта ничтожности договора безвозмездного пользования от 22.09.2005 N 505/1Х-05, заключенного между Администрацией муниципального образования город Сорск и муниципальным унитарным предприятием "СорскКомСервис", и, соответственно, об отсутствии оснований к удовлетворению иска.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 руб., которая уплачена истцом при подаче иска в полном размере.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Л.И.МЕЛЬНИК