от 26 ноября 2004 г. Дело N А74-3842/2004-К1
Резолютивная часть решения объявлена 22.11.2004
Решение изготовлено в полном объеме 26.11.2004
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.П. Коноховой
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 370, г. Абакан,
к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
о взыскании 262813 руб.,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз, и Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, г. Абакан,
при участии в заседании:
от истца: юрисконсульта А.В. Мацкевич (доверенность от 25.08.2004);
от ответчика: нач. юр. отдела М.Г. Боярского (доверенность N 3-д от 12.02.2004);
от Администрации МО Аскизский район: спец. I категории юр. отдела А.А. Ачитаева (доверенность N 27-д от 01.11.2004);
от Министерства по градостроительной и жилищной политике РХ: юрисконсульта Т.В. Пономаренко (доверенность N 1-1273 от 12.08.2004).
Протокол вела судья Н.П. Конохова.
Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 370, г. Абакан, (ФГУ ДЭП N 370) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия (Минфин РХ), г. Абакан, о взыскании 262813 руб. задолженности за выполненные по договору подряда N 4 от 26.06.2002 работы по благоустройству стадиона в с. Аскиз в порядке субсидиарной ответственности.
Определениями от 06.09.2004, от 26.10.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз, и Министерство по градостроительной и жилищной политике, г. Абакан.
Определением от 28.09.2004 дело назначено к судебному разбирательству арбитражного суда первой инстанции на 26.10.2004. 26.10.2004 судебное разбирательство было отложено до 22.11.2004.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, считает, что требования ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации не нарушены, факт недостаточности средств у учреждения, каким была Администрация Аскизского района, достаточен для привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества - Республики Хакасия в лице ее финансового органа - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.
Ответчик иск не признал, пояснил, что обязательство по оплате работ прекратилось с момента ликвидации Администрации Аскизского района, с. Аскиз, и исключения ее из ЕГРЮЛ, что произошло задолго до обращения истца в суд, в результате чего Министерство финансов и экономики РХ субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидированной администрации не несет. Кроме того, ответчик обратил внимание суда на тот факт, что Администрация Аскизского района являлась органом государственной власти, а не учреждением (как утверждает истец), и заключила договор подряда на выполнение работ по благоустройству стадиона с превышением полномочий, поскольку финансирование таких работ не было заложено в бюджет.
Представитель Министерства градостроительства и жилищной политики РХ представил в судебное заседание документы на финансирование работ по подготовке спортивных игр в с. Аскиз в 2001 году, заявив, что полностью профинансировано из бюджета 3000000 руб. на эти цели.
Представитель Администрации МО Аскизский район полагает, что в удовлетворении иска следует отказать, поддержал доводы и возражения ответчика.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, арбитражный суд
26 июня 2002 года был заключен договор подряда N 4, по условиям которого Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 370 (подрядчик) принял на себя обязательства выполнить по поручению Администрации Аскизского района (заказчика) работы по благоустройству стадиона в с. Аскиз в соответствии со сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью договора, а заказчик, в свою очередь, принял на себя обязательства принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями договора.
Цена договора определена в локальной смете (приложение N 1 к договору подряда N 4 от 26.06.2003) и составляет в ценах 2002 года 262813 руб.
На основании указанного договора в силу ст. ст. 307, 309, 702 Гражданского кодекса РФ у подрядчика ФГУ ДЭП N 370 и заказчика Администрации Аскизского района возникли взаимные обязательства по договору подряда, которые должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В дело представлены подписанные сторонами договора акт сдачи-приемки работ и услуг от 24.07.2004, подтверждающий выполнение истцом предусмотренных договором работ на сумму 262813 руб. и передачу их заказчику - Администрации Аскизского района, а также справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме N 3-КС от 22.07.2002, согласно которой стоимость выполненных работ составляет с учетом НДС 262813 руб.
Согласно п. 3.1 договора подряда N 4 от 26.06.2002 расчеты за выполненные работы производятся заказчиком на основании справки по форме N 3-КС в течение 10-ти дней с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ.
Несмотря на направленное в адрес Администрации Аскизского района обращение подрядчика с требованием погасить образовавшуюся задолженность (претензия исх. N 574 от 24.10.2002), заказчик свои обязательства по оплате работ не исполнил.
Поскольку Администрация Аскизского района была ликвидирована, не исполнив обязательства по оплате работ, ФГУ ДЭП N 370 обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы долга с Министерства экономики и финансов РХ, поскольку последнее несет субсидиарную ответственность по обязательствам Администрации Аскизского района.
Изучив документы, представленные в материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований ФГУ ДЭП N 370, исходя из следующего:
Из искового заявления следует, что предметом заявленного иска является требование о привлечении Министерства финансов и экономики РХ к субсидиарной ответственности по денежному обязательству на основании ст. 120 Гражданского кодекса РФ. В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказыванию по данному делу подлежат следующие обстоятельства: - возникновение денежного обязательства у должника; - наличие у должника статуса учреждения; - размер обязательства и неисполнение его учреждением ввиду недостаточности денежных средств; - предъявление кредитором требования непосредственно к основному должнику-учреждению и неисполнение его последним.
Представленные в дело истцом документы подтверждают факт возникновения денежного обязательства у Администрации Аскизского района, кроме того, позволяют определить его размер - 262813 руб.
В соответствии с Законом Республики Хакасия "О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия" от 17.11.1998 N 41 государственную власть на уровне районов Республики Хакасия осуществляли территориальные органы государственной власти района. Таким государственным органом на территории Аскизского района являлась Администрация Аскизского района, созданная для осуществления государственного управления, наделенная компетенцией, согласованной с правомочиями субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, и по своей организационно-правовой форме соответствующая признакам учреждения.
В соответствии со ст. 3 Конституционного закона Республики Хакасия от 10.12.2001 N 58 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Хакасия" территориальные органы государственной власти районов Республики Хакасия должны быть заменены органами местного самоуправления и прекратить свои полномочия с начала деятельности выборных органов местного самоуправления районов.
В целях преемственности в деятельности органов местного самоуправления на территории муниципальных образований устанавливался переходный период, в который представительные и исполнительные органы района сохраняли свои полномочия до начала работы вновь избранных органов.
На основании Закона Республики Хакасия "Об образовании муниципального образования Аскизский район и установлении его границ" N 39 от 26.09.2002 образовано муниципальное образование Аскизский район, избран исполнительный орган - Администрация муниципального образования.
Таким образом, с начала деятельности выборного органа прежняя Администрация Аскизского района прекратила свою деятельность, вместе с тем, правопреемник по ее обязательствам законодательно не определен.
Истец требует взыскать с Министерства экономики и финансов Республики Хакасия 262813 руб. задолженности Администрации Аскизского района (основного должника) в порядке субсидиарной ответственности, предусмотренной ст. ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
На основании ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ФГУ ДЭП N 370 не доказало факт отсутствия имущества и денежных средств у основного должника Администрации Аскизского района, достаточных для исполнения обязательства по оплате работ, до его ликвидации, что является необходимым условием для привлечения Министерства экономики и финансов РХ к субсидиарной ответственности.
Представленные в материалы дела письма истца в адрес Главы администрации муниципального образования Аскизский район А.В. Челтыгмашева, заместителя Председателя Правительства РХ Н.А. Пилюгиной, Председателя Правительства РХ А.И. Лебедя, министра экономики и финансов РХ А.М. Иванова с просьбами разрешить вопрос по оплате выполненных работ свидетельствуют о несоблюдении ФГУ ДЭП N 370 предусмотренного п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка привлечения к субсидиарной ответственности.
Претензия исх. N 574 от 24.10.2004 была направлена в адрес Главы администрации Аскизского района после вступления в силу Закона Республики Хакасия "Об образовании муниципального образования Аскизский район и установлении его границ" N 39 от 26.09.2002, т.е. в период, когда прежняя Администрация Аскизского района находилась на стадии ликвидации и фактически прекратила свою деятельность. За судебной защитой своих прав и интересов истец до подачи настоящего иска не обращался.
31 марта 2004 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о государственной регистрации юридического лица Администрации Аскизского района в связи с его ликвидацией.
В соответствии со ст. 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к выводу, что обязательство Администрации Аскизского района по оплате работ, выполненных истцом ФГУ ДЭП N 370, в сумме 262813 руб. прекратилось в связи с ликвидацией должника.
При таких обстоятельствах требования к Министерству экономики и финансов РХ о взыскании 262813 руб. задолженности по договору подряда N 4 от 26.06.2002 в порядке субсидиарной ответственности удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по иску в сумме 6856 руб. 26 коп. на основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца. Поскольку истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, указанная сумма подлежит взысканию с истца в доходы федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 168 - 170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.В удовлетворении исковых требований Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 370, г. Абакан, к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, о взыскании 262813 руб. задолженности за выполненные по договору подряда N 4 от 26.06.2002 работы отказать. 2.Взыскать с Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 370, г. Абакан, в доходы федерального бюджета 6856 руб. 26 коп. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
После вступления решения арбитражного суда в законную силу оно может быть обжаловано в двухмесячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск, через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.П.КОНОХОВА