9 апреля 2004 года Дело N А74-599/04-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Республиканского государственного унитарного предприятия "Маслосыркомбинат "Абаканский", город Абакан, к
Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, город Абакан,
о признании незаконным решения от 31 декабря 2003 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В судебном заседании принимали участие представители сторон:
заявителя - Акопян Р.Г., доверенность от 20.01.2004; после перерыва представитель тот же;
налогового органа - Шалабодин Е.В., доверенность от 05.01.2004; после перерыва представитель тот же (с опозданием).
В предварительном судебном заседании 07.04.2004 арбитражный суд пришел к выводу, что дело подготовлено к судебному разбирательству и, учитывая отсутствие возражений представителей сторон, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и приступил к судебному разбирательству.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя обратился с устным ходатайством о перерыве в судебном заседании в связи с необходимостью представления доказательства утверждения ликвидационного баланса.
Представитель налогового органа не возражал против заявленного ходатайства. Арбитражный суд удовлетворил ходатайство заявителя и в соответствии с частью 2 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 09.00 часов 09.04.2004.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 09.04.2004 объявил резолютивную часть решения. Мотивированное решение составлено 09.04.2004.
Протокол судебного заседания вела судья Т.Н. Сидельникова.
Республиканское государственное унитарное предприятие "Маслосыркомбинат "Абаканский" (далее - Предприятие) оспаривает решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) от 31.12.2003 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Заявитель полагает, что налоговый орган неосновательно отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Ликвидация завершена, имущества и денежных средств у предприятия не имеется, возможность погасить задолженность по налогам и сборам в сумме 3252000 рублей отсутствует, в связи с чем процедура банкротства бесперспективна.
Налоговый орган полагает необоснованным требование заявителя и просит отказать в его удовлетворении. При вынесении оспариваемого решения налоговый орган исходил из того, что регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией возможна при отсутствии задолженности перед кредиторами. Поскольку в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены сведения о наличии задолженности перед бюджетами в сумме 3252000 рублей, налоговый орган пришел к выводу, что надлежащий ликвидационный баланс не представлен и имеются основания для отказа в государственной регистрации.
Арбитражный суд установил, что Республиканское государственное унитарное предприятие "Маслосыркомбинат "Абаканский" создано 25.10.1993 по решению Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
24.10.2001 Правительство Республики Хакасия приняло Постановление N 216 "О ликвидации республиканского государственного унитарного предприятия "Маслосыркомбинат "Абаканский" в порядке статей 61 - 62 Гражданского кодекса Российской Федерации.
25.12.2003 исполнительный директор Предприятия обратился в Налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
В подтверждение завершения ликвидации к заявлению приложен пакет документов, в том числе ликвидационный баланс по состоянию на 01.11.2003.
Решением от 31.12.2003 налоговый орган со ссылкой на непредставление ликвидационного баланса отказал в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным в подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Заявитель просит признать незаконным решение налогового органа и обязать Налоговую инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации Предприятия. Заявитель полагает, что оспариваемым решением нарушается его право на ликвидацию. Указание на законодательные акты, которым противоречит оспариваемое решение, в заявлении отсутствует.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что ликвидационной комиссии Предприятия известно о необходимости осуществить процедуру банкротства предприятия в связи с недостаточностью его имущества для погашения кредиторской задолженности. Однако он полагает, что при отсутствии денежных средств и имущества и, вследствие этого, бесперспективности процедуры банкротства, налоговый орган был вправе осуществить регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.
Арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было создано, а также по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, или иных правовых актов.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Согласно абзацу второму части 4 статьи 61 ГК РФ, при недостаточности имущества коммерческой организации, для удовлетворения требований кредиторов оно может быть ликвидировано только вследствие признания его несостоятельным.
Представленные заявителем доказательства свидетельствуют, что в процессе ликвидации юридического лица установлена кредиторская задолженность перед внебюджетными фондами и бюджетом в сумме 3252000 рублей, а имущество и денежные средства для погашения указанной задолженности отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах в силу прямого указания в абзаце втором части 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано исключительно вследствие признания его несостоятельным в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган представляется среди прочих документов ликвидационный баланс.
Согласно части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами. По смыслу названной нормы в ликвидационном балансе не могут быть отражены сведения о наличии кредиторской задолженности, так как все расчеты с кредиторами произведены.
Анализ подпункта "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией должен быть представлен ликвидационный баланс, свидетельствующий об отсутствии кредиторской задолженности.
Кроме того, частью 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Исследование ликвидационного баланса на 01.11.2003 свидетельствует, что в установленном порядке баланс не был утвержден. В судебное заседание 09.04.2004 заявитель вновь представил ликвидационный баланс на 01.11.2003 и пояснил, что баланс ошибочно не был представлен на утверждение в установленном порядке и был утвержден только после 07.04.2004.
Таким образом, заявитель не представил Налоговой инспекции ликвидационный баланс, утвержденный в установленном порядке и свидетельствующий об отсутствии кредиторской задолженности.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрено, что непредставление определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Арбитражный суд пришел к выводу, что налоговый орган правильно применил указанную норму, поскольку заявителем не представлен и в рассматриваемой ситуации не мог быть представлен ликвидационный баланс как документ, свидетельствующий о завершении расчетов с кредиторами, отсутствии кредиторской задолженности, и являющийся одним из оснований для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Предприятия, так как пришел к выводу о законности оспариваемого решения.
Государственная пошлина по делу составляет 1000 рублей, уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд в установленном размере и порядке. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Отказать в удовлетворении заявления Республиканского государственного унитарного предприятия "Маслосыркомбинат "Абаканский", город Абакан, об оспаривании решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия от 31.12.2003.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА