Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Постановление от 02 сентября 2004 года

По делу № А74-1953/04-К1
    Резолютивная часть Постановления объявлена 26 августа 2004 года
    Мотивированное Постановление подготовлено 2 сентября 2004 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
    председательствующего Ткаченко О.Н., судей Филиповой Л.В., Тропиной С.М.,
    рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Абакана, г. Абакан, на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 июля 2004 года по делу N А74-1953/04-К1, принятое судьей Федулкиной А.А.,
    при участии в заседании:
    от Прокурора РХ - ст. помощника Кузнецовой Н.В. (сл. удостоверение N 70503),
    от Бюджетно-казначейского управления г. Абакана - представителя Чеботарева В.А., доверенность от 8 января 2004 года N 2,
    от ООО "КБ "Хакасский муниципальный банк" - отс.,
    от Администрации города Абакана - представителя Чеботарева В.А., доверенность от 8 января 2004 года N 14,
    Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с иском к Бюджетно-казначейскому управлению города Абакана и к обществу с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Хакасский муниципальный банк" о признании недействительным договора банковского счета и расчетно-кассового обслуживания N 794 от 16 марта 1998 года с дополнительными соглашениями к нему и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Бюджетно-казначейского управления города Абакана закрыть счета N 40204810700010130001, N 4020481080001013794, N 40206810400010130008.
    В ходе рассмотрения дела в связи с добровольным закрытием счетов N 40204810700010130001 и N 4020481080001013794 Прокурор Республики Хакасия отказался от исковых требований в отношении этих счетов и просил применить последствия недействительности сделки в виде обязания закрыть счет N 40206810400010130008.
    Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 июня 2004 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация города Абакана.
    Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 июля 2004 года иск удовлетворен. Договор банковского счета и расчетно-кассового обслуживания N 794 от 16 марта 1998 года с дополнительными соглашениями к договору N 794 от 16 марта 1998 года N С3 от 30 мая 2000 года, N С4 от 21 февраля 2001 года, N С5 от 29 марта 2001 года в части открытия счета N 40206810400010130008 признан недействительным в силу ничтожности.
    Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания Бюджетно-казначейского управления администрации города Абакана закрыть счет N 40206810400010130008 в ООО КБ "Хакасский муниципальный банк".
    Производство по делу в части исковых требований Прокурора Республики Хакасия в отношении счетов N 40204810700010130001 и N 4020481080001013794 прекращено.
    Администрация города Абакана обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 июля 2004 года отменить в связи с нарушением норм процессуального и материального права, выразившимся в отсутствии в судебном акте указания на участие Администрации города Абакана в судебном разбирательстве в качестве третьего лица и неосуществлении оценки приведенным ею доводам, что, по ее мнению, привело к принятию неправильного решения, а также в неправильном применении статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации и неразграничении понятий счета бюджета и бюджетного счета, что привело к принятию решения о закрытии собственного счета Бюджетно-казначейского управления, открытого для обеспечения его организационной деятельности, но не являющегося счетом бюджета города Абакана.
    В судебном заседании представитель Администрации города Абакана доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что решением о закрытии счета в ООО КБ "Хакасский муниципальный банк" нарушаются и иные права муниципального образования, в частности, на получение кредита, осуществление валютных операций, хотя право у муниципального образования на совершение указанных действий имеется, однако учреждения Банка России, в которых предписано открытие счета, в силу своего статуса, не выполняют такие функции.
    Представитель Бюджетно-казначейского управления администрации города Абакана в судебном заседании выразил согласие с доводами апелляционной жалобы.
    Представитель Прокурора Республики Хакасия в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу доводы Администрации города Абакана считает необоснованными и просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, мотивируя тем, что отсутствие указания в судебном акте об участии в судебном разбирательстве третьего лица не привело к принятию неправильного решения, поскольку по существу решение принято и с учетом приведенных им доводов. Бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана, как получатель бюджетных средств, является участником бюджетного процесса и обслуживание его счетов должно осуществляться учреждениями Банка России.
    Представитель ООО КБ "Хакасский муниципальный банк" в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу данным лицом, участвующим в деле, не представлен. Принимая во внимание, что уведомление о вручении заказного почтового отправления N 19037 свидетельствует о надлежащем извещении ООО "КБ "Хакасский муниципальный банк" о времени и месте судебного разбирательства, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
    Изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, и их выступления в прениях, исследовав материалы дела, Арбитражный суд Республики Хакасия апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения от 19 июля 2004 года не имеется.
    Как следует из материалов дела, 16 марта 1998 года между обществом с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Хакасский муниципальный банк" и Бюджетно-финансовым управлением города Абакана, (правопреемником которого является Бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана (п. 1.1 Положения о Бюджетно-казначейском управлении администрации города Абакана) заключен договор банковского счета и расчетно-кассового обслуживания N 794, в соответствии с которым Банк обязался открыть клиенту один текущий счет, два - внебюджетных и четыре бюджетных счета и вести комплексное расчетно-кассовое обслуживание, осуществлять все расчетные и кассовые операции, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
    Согласно дополнительным соглашениям к договору номера счетов для обслуживания клиента изменялись. В соответствии с соглашением N 5 от 29 марта 2001 года открыт один текущий счет и пять бюджетных счетов, в том числе счет N 40206810400010130008.
    В соответствии со статьями 152, 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств.
    Исходя из содержания Положения о Бюджетно-казначейском управлении администрации города Абакана, а именно: разделов 1 об общих положениях, 2 и 3 - об основных задачах и функциях, 6 - об имуществе, Бюджетно-казначейское управление отвечает признакам бюджетного учреждения и, соответственно, в силу указанных выше правовых норм относится к участникам бюджетного процесса и получателям бюджетных средств.
    Согласно п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
    На территории города Абакана действует Учреждение Банка России - Головной расчетно-кассовый центр Национального банка Республики Хакасия. Доказательств невозможности выполнения данным Учреждением функций, предусмотренных пунктом 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации, арбитражному суду не представлено.
    При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции о недействительности сделки в силу ее ничтожности по закону, на основании статей 152, 155, 156, 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать правомерным.
    Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что арбитражным судом первой инстанции не произведено разграничение понятий бюджетного счета и счета бюджета, вследствие которого на Бюджетно-казначейское управление возложена обязанность закрыть счет, служащий для обеспечения его организационной деятельности, следует признать несостоятельным, ввиду того, что, давая оценку договору банковского счета, суд исходил из специальной правоспособности его участников, а также учреждений Банка России и пришел к правильному выводу о его ничтожности по причине несоответствия требованиям закона - положениям указанных выше норм.
    Именно, исходя из специальной правоспособности его участников и учреждений Банка России, неправильного применения норм статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации арбитражным судом первой инстанции не допущено.
    В оспариваемом судебном акте действительно отсутствует указание об участии Администрации города Абакана в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, однако данное нарушение норм процессуального права судом первой инстанции не привело к принятию неправильного решения. Как установлено при рассмотрении апелляционной жалобы, представитель третьего лица принимал участие в судебном заседании при разрешении спора судом первой инстанции, был выслушан арбитражным судом, в том числе реализовал процессуальные права посредством представления отзыва на иск.
    Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
    В судебном заседании 26 августа 2004 года в соответствии со ст. ст. 176, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлена резолютивная часть Постановления. Полностью мотивированное Постановление подготовлено 2 сентября 2004 года.
    Руководствуясь ст. 268, ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 июля 2004 года по делу N А74-1953/04-К1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
    Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок с момента его принятия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Председательствующий
    О.Н.ТКАЧЕНКО
    Судьи
    Л.В.ФИЛИПОВА
    С.М.ТРОПИНА