Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 10 февраля 2004 года № А74-4622/04-К1

    10 февраля 2004 года Дело N А74-4622/03-К1
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи М.В. Сивириной,
    рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
    Комитета по управлению имуществом города Абакана, г. Абакан.
    о признании незаконным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности от 9 сентября 2003 года N 272,
    (Протокол судебного заседания вела судья Сивирина М.В.).
    при участии в судебном заседании:
    от заявителя - представителя Н.С. Спириной по доверенности от 31.01.2003 N 99,
    от Учреждения юстиции - А.Н. Шишлянниковой по доверенности от 19.01.2004 N 8, В.В. Жатько по доверенности от 13.01.2004 N 7.
    Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 4 февраля 2004 года, мотивированное решение составлено 10 февраля 2004 года.
    Комитет по управлению имуществом города Абакана, г. Абакан, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, (далее Учреждения юстиции) об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности от 9 сентября 2003 года N 272 на магазин непродовольственных товаров, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 100, помещение N 178Н.
    В судебном заседании 4 февраля 2004 года заявитель поддержал свои требования, мотивированные тем, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует абз. 4, 8 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права собственника недвижимого имущества, поскольку без государственной регистрации заявитель не может сдать спорное помещение в долгосрочную аренду. Заявитель в судебном заседании пояснил, что в качестве правоустанавливающего документа им было представлено на государственную регистрацию решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР". Доказательств регистрации права муниципальной собственности на спорный объект до 1998 года Комитетом по управлению имуществом г. Абакана в Учреждение юстиции представлено не было, в качестве дополнительных доказательств, подтверждающих принадлежность спорного имущества к муниципальной собственности г. Абакана, КУИ г. Абакана на регистрацию были представлены распоряжение КУИ г. Абакана N 203 от 16.10.1996 и приложение N 1 к нему, а также распоряжение КУИ г. Абакана N 129 от 16.06.1998 и соответствующее Приложение к нему. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что расценивает вышеуказанные распоряжения как "правоконстатирующие", а не правоустанавливающие документы, которые, по мнению заявителя, в совокупности с решением Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР" подтверждают право муниципальной собственности на спорное нежилое помещение. Отказ в регистрации по мнению заявителя нарушает его права арендодателя на передачу в аренду спорного помещения сроком на 1 год и более.
    Учреждение юстиции требования заявителя не признало, представило отзыв на заявление, в котором просило отказать в удовлетворении требований Комитета по управлению имуществом города Абакана, полагая отказ в регистрации законным и обоснованным, поскольку в документе, представленном заявителем в качестве правоустанавливающего, не содержится сведений, позволяющих однозначно установить, состоялась ли передача в муниципальную собственность спорного помещения. По мнению представителей Учреждения юстиции, ничто не мешало КУИ г. Абакана соблюсти установленный порядок передачи спорного объекта в муниципальную собственность - т.е. обратиться с соответствующим перечнем имущества, подлежащим передаче в муниципальную собственность, в Госкомимущество Республики Хакасия. Представитель Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия также полагает.
    Представитель КУИ г. Абакана по последнему доводу Учреждения юстиции пояснил, что обращение в Госкомимущество Республики Хакасия с соответствующим перечнем имущества может привести к возникновению спора о праве на это имущество, в связи с чем КУИ г. Абакана за весь прошедший период не обратилось в Госкомимущество РХ.
    Выслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд
    Решением от 09.09.2003 N 272 Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия в соответствии с абзацами 4, 8 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало Комитету по управлению имуществом города Абакана в государственной регистрации права муниципальной собственности на магазин, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 100, помещение N 178Н, указав в качестве основания отказа на то, что:
    - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
    - правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
    В предмет доказывания по заявлению о признании недействительным ненормативного акта входит: несоответствие ненормативного акта действующему законодательству, нарушение им законных прав и интересов заявителя.
    В качестве правоустанавливающего документа заявителем на государственную регистрацию было представлено решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР" о передаче в состав муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов имущества местных органов государственной власти и местного самоуправления, средств местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищного фонда (кроме ведомственного), нежилых помещений в домах жилищного фонда и т.д. В том числе, согласно приложению N 1 к данному решению, в состав муниципальной собственности Абаканского городского Совета депутатов передан Жилищно-производственный эксплуатационный трест.
    В соответствии со статьей 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", пунктом 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 24.12.1990 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статьей 15 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" до проведения разграничения имущества между различными уровнями государственной и муниципальной собственности государственное имущество предприятия могло быть передано в иной уровень собственности соответствующим Советом народных депутатов и уполномоченным им органом в порядке и на условиях, установленных законодательством.
    В соответствии с п. 2 ст. 36 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", действовавшего на момент принятии соответствующего решения, в муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных единиц находятся имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета, местных внебюджетных и валютных фондов, муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание населения и находящиеся на соответствующей территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
    Таким образом, названное Решение принято в соответствии с действовавшим на момент его принятия законодательством.
    Помимо указанного Решения, заявителем согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию были представлены следующие документы:
    - Постановление Мэра г. Абакана N 210 от 12.02.2003 "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию объекта после реконструкции", согласно которому утвержден акт от 11.02.2003 приемки в эксплуатацию магазина непродовольственных товаров, после реконструкции нежилого помещения с пристройкой по ул. Пушкина, 100, общей площадью 795,5 кв. м, принадлежащего Комитету по управлению имуществом города Абакана.
    - Выписка из реестра муниципальной собственности о принадлежности спорного помещения.
    - Выписка из технического паспорта N 203-05, согласно которой в качестве правообладателя указан Комитет по управлению имуществом города Абакана, а в качестве документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования указаны распоряжения N 203 от 16.10.1996, N 129 от 16.06.1998.
    - Распоряжение КУИ г. Абакана N 203 от 16.10.1996.
    В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
    Не подлежит регистрации право собственности на объект при отсутствии доказательств, бесспорно свидетельствующих о праве собственности.
    Исследуя содержание представленных на государственную регистрацию документов, арбитражный суд приходит к выводу о невозможности установления из их текста сведений о передаче в составе имущества Жилищно-производственного эксплуатационного треста спорного нежилого помещения по ул. Пушкина, 100.
    Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
    Между тем, как следует из пояснений заявителя и представленных им в материалы дела документов, указанный перечень, в котором указан спорный объект, отсутствует, поскольку передача объекта в муниципальную собственность состоялась до принятия вышеуказанных нормативных правовых актов. Соответственно, порядок передачи имущества в муниципальную собственность, определенный Указом Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992 не соблюдался, следовательно, реестр муниципальной собственности в отрыве от документов, на основании которых спорный объект был включен в реестр муниципальной собственности, не является правоустанавливающим документом, достаточным для регистрации права муниципальной собственности.
    На основании изложенного, арбитражный суд полагает отказ в государственной регистрации права собственности обоснованным, поскольку правоустанавливающий документ - решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР" и приложение к нему не содержит описание спорного объекта недвижимости - нежилого помещения магазина с пристройкой по ул. Пушкина, 100.
    Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании, не существуют документы, подтверждающие передачу жилого и нежилого фонда в муниципальную собственность на основании решения Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР".
    Отсутствуют документы, подтверждающие нахождение на балансе в 1991-м году Жилищно-производственно-эксплуатационного треста спорного нежилого помещения, таким образом, не представляется возможным установить, было ли спорное нежилое помещение передано в муниципальную собственность в составе Жилищно-производственно-эксплуатационного треста, как на том настаивает заявитель по делу.
    Распоряжение КУИ г. Абакана N 203 предписывает обслуживающим предприятиям МП "АЖПЭТ-1" и МП "АЖПЭТ-2" передать с баланса предприятий на баланс КУИ г. Абакана встроенные, встроенно-пристроенные и отдельно стоящие нежилые помещения и здания, не используемые для осуществления хозяйственной деятельности. Данный документ не содержит сведений о возникновении права муниципальной собственности на нежилые помещения, следовательно, не является правоустанавливающим документом. Кроме того, распоряжение N 203 не содержит какой-либо ссылки на решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР", в связи с чем невозможно оценить данные документы "в совокупности", как предлагает заявитель по делу.
    В приложении N 1 к указанному распоряжению под N 46 значится нежилое помещение, находящееся на балансе МП "АЖПЭТ-1", по ул. Пушкина, 100 площадью 495,5 кв. м. Однако, не существуют и документы, подтверждающие нахождение на балансе МП "АЖПЭТ-1" спорного нежилого помещения.
    Следовательно, и в совокупности представленные заявителем на государственную регистрацию права документы не подтверждают возникновение права муниципальной собственности на нежилое помещение магазина по ул. Пушкина, 100.
    Принимая во внимание, что заявителем Учреждению юстиции не были представлены документы, бесспорно подтверждающие право муниципальной собственности на регистрируемое имущество, Учреждение юстиции обоснованно отказало КУИ г. Абакана в регистрации права.
    Обоснованный отказ не может нарушать законных прав заявителя.
    Госпошлина по настоящему делу составляет 1000 рублей. Истец и ответчик освобождены от уплаты госпошлины в федеральный бюджет.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности от 26 мая 2003 года N 164 отказать.
    Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в г. Иркутске через Арбитражный суд Республики Хакасия в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
    Судья
    Арбитражного Суда
    Республики Хакасия
    М.В.СИВИРИНА