Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 24 марта 2005 года № А74-5256/2004-К1

    от 24 марта 2005 г. Дело N А74-5256/2004-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2005
    решение изготовлено в полном объеме 24.03.2005
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Мельник Л.И.
    рассмотрел исковое заявление Аскизского муниципального предприятия "Служба Заказчика", с. Аскиз,
    к муниципальному учреждению Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района, с. Аскиз,
    о взыскании 32767,16 руб.,
    третьи лица:
    Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва,
    Министерство финансов и экономики Республики Хакасия,
    Администрация муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз,
    при участии в заседании:
    от истца: представителей Тахтобиной В.П. по дов. от 01.09.2004,
    Министерства финансов и экономики Республики Хакасия: представителя Голощапова Д.В. по дов. от 27.04.2004,
    Министерства финансов РФ - представителя Брагина Р.В. по дов. от 27.01.2005.
    Аскизское муниципальное предприятие "Служба Заказчика", с. Аскиз, (далее Аскизское МП "Служба Заказчика") обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному учреждению "Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района", с. Аскиз, (далее Управление ЖКХ) о взыскании 32767,16 руб. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в 2003 г. гражданам субсидий и дотаций по оплате содержания жилищного фонда и коммунальных услуг.
    Определением арбитражного суда от 1 декабря 2004 года исковое заявление принято к производству.
    Определением арбитражного суда от 22 декабря 2004 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва (далее Минфин РФ), Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, (далее Минфин РХ) и Администрация муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз (далее Администрация МО).
    Управление ЖКХ и Администрация МО Аскизский район, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в заседание не явились. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие Управления ЖКХ и Администрации МО Аскизский район.
    В судебном заседании 21 марта 2005 года по ходатайству Аскизского МП "Служба Заказчика", в соответствии со ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Администрация муниципального образования Аскизский район привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
    Администрация МО в отзыве на иск указала о том, что предъявленные к возвещению убытки образовались в период работы территориального органа государственной власти Администрации Аскизского района, которая осуществляла финансирование всех бюджетных учреждений на территории Аскизского района. Администрация МО не является правопреемником ликвидированной Администрации Аскизского района, как территориального органа государственной власти. Ответчик - Управление ЖКХ, образованное ликвидированной Администрацией Аскизского района, до настоящего времени существует и не исключено из реестра юридических лиц. Кроме того, порядок возмещения затрат предприятий и организаций, связанных с предоставлением субсидий гражданам, не был установлен ни государственным органом власти Республики Хакасия, ни органом местного самоуправления, субсидии гражданам не предоставлялись, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
    Третье лицо - Минфин РФ в отзыве на иск указало, в 2003 году субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" Республике Хакасия были выделены в размере 56859 тыс. руб. и перечислены в бюджет республики в полном объеме.
    Третье лицо - Минфин РХ в отзыве на иск указало, что в 2003 году Аскизскому району была выделена финансовая помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 113890 тыс. руб., в том числе средства на частичное возмещение расходов по оплате субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 804 тыс. руб., бюджетные обязательства исполнены. При этом на частичное возмещение расходов по оплате субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг израсходовано 813 тыс. руб. (с превышением на 9 тыс. руб.).
    Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
    Аскизское МП "Служба Заказчика" оказало льготные коммунальные услуги населению в виде субсидии и дотаций по обслуживанию жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг.
    Управлению ЖКХ представлены счета-фактуры на возмещение разницы, образовавшейся в результате предоставления субсидий и дотаций населению по оплате жилищного фонда: N 37 от 31.03.2003 на сумму 4643,20 руб., N 541 от 234.04.2003 на сумму 2047,35 руб., N 56 от 04.06.2003 на сумму 728,45 руб., N 38 от 07.04.2003 на сумму 32791,48 руб. N 57 от 30.03.2003 на сумму 62304,24 руб., N 61 от 11.07.2003 на сумму 7475,68 руб.
    Управление ЖКХ частично возместило разницу, образовавшуюся в результате предоставления льготных коммунальных услуг, перечислив платежными поручениями N 52 от 16.07.2003, N 82 от 11.08.2003 сумму 75175,89 руб.
    Задолженность составила 32767,16 руб. по счету-фактуре N 38 от 07.04.2003.
    В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Закон прямо предусматривает, что источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 579, определен порядок распределения и расходования дотаций на стабилизацию доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
    Субъекты Российской Федерации определяются Министерством финансов Российской Федерации на основе сопоставления следующих параметров, характеризующих сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации:
    отношение расчетного объема среднемесячных расходов на оплату труда ко всем расходам бюджета (без учета расходов целевых бюджетных фондов);
    отношение объема расходов на оплату коммунальных услуг ко всем расходам бюджета (без учета расходов целевых бюджетных фондов);
    отношение объема налоговых доходов за 2001 год к объему налоговых доходов за аналогичный период 2002 года;
    отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате труда с учетом ссуд из федерального бюджета, предоставленных на оплату труда, к расчетному объему среднемесячных расходов на оплату труда;
    отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг к объему расходов на оплату коммунальных услуг.
    Перечисление дотаций производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации.
    Дотации, полученные субъектами Российской Федерации, направляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на финансирование текущих расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, включая погашение задолженности перед федеральным бюджетом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
    Статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета на 2003 год утвержден Фонд софинансирования социальных расходов в сумме - 5000000,0 тыс. руб.
    В соответствии со статьей 56 названного Закона установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5000 млн. руб. Предоставление из федерального бюджета на 2003 год дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    В 2003 году субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг Республике Хакасия были выделены в размере 56859 тыс. руб. и перечислены в бюджет республики в полном объеме.
    В соответствии со ст. 20 Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" от 27.12.2002 утвержден объем помощи местным бюджетам на 2003 год в размере 844059 тыс. руб. Аскизскому району была выделена финансовая помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 113890 тыс. руб., в том числе средства на частичное возмещение расходов по оплате субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 804 тыс. руб., бюджетные обязательства исполнены. Согласно Закону Республики Хакасия "Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2003 год" по Аскизскому району на частичное возмещение расходов по оплате субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг израсходовано 813 тыс. руб. (с превышением на 9 тыс. руб.).
    Ответчик - Управление ЖКХ не представило доказательств того, что полученные средства израсходованы полностью и не представило доказательств того, что выделенных средств оказалось недостаточно для исполнения обязанности возместить разницу, образовавшуюся в результате предоставления льготных коммунальных услуг.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что неисполнение обязанности по возмещению убытков в виде разницы, образовавшейся в результате предоставления льготных коммунальных услуг в сумме 32767,16 руб., связано с действиями Управления ЖКХ.
    С учетом изложенного иск подлежит удовлетворению в полном объеме. В удовлетворении требования о взыскании 32767,16 руб. убытков с Администрации МО Аскизский район в удовлетворении следует отказать по следующим основаниям.
    В соответствии со статьей 1 Закона Республики Хакасия от 17 ноября 1998 года N 41 "О территориальных органах государственной власти районов Республики Хакасия" государственную власть на уровне районов Республики Хакасия осуществляли наделенные статусом юридического лица администрации районов, являвшиеся территориальными исполнительными органами государственной власти районов.
    Государственным органом на территории Аскизского района являлась администрация Аскизского района, созданная для осуществления государственного управления и наделенная компетенцией, согласованной с правомочиями субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия.
    Администрация МО Аскизский район образована на основании Закона Республики Хакасия от 26 сентября 2002 года N 39 "Об образовании муниципального образования Аскизский район и установлении его границ" в результате объединения следующих муниципальных образований: Бискамжинского и Вершино-Тейского поссоветов, Аскизского, Балыксинского, Бирикчульского, Пуланкольского, Усть-Камыштинского, Бельтирского, Есинского, Усть-Чульского, Кызласского и Верх-Аскизского сельсоветов с правопреемством прав и обязательств объединившихся муниципальных образований.
    Администрация Аскизского района и Администрация МО Аскизский район были зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц, причем первая - за государственным регистрационным номером 1021900760155, а вторая - 1031900757767.
    Согласно статье 3 Конституционного закона Республики Хакасия от 10 декабря 2001 года N 58 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Хакасия" территориальные органы государственной власти районов в Республике Хакасия сохраняют свои полномочия до избрания органов местного самоуправления районов в Республике Хакасия и прекращают свои полномочия с начала деятельности соответствующих выборных органов и должностных лиц местного самоуправления районов в Республике Хакасия.
    В соответствии с Законом Республики Хакасия от 26 сентября 2002 года N 39 "Об образовании муниципального образования Аскизский район и установлении его границ" Администрация МО Аскизский район образована в результате объединения части муниципальных образований, расположенных на территории Аскизского района, вследствие чего образовано новое муниципальное образование, являющееся правопреемником прав и обязанностей объединившихся в него муниципальных образований.
    Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь созданному юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
    Аскизское МП "Служба Заказчика" не представило доказательств того, что Администрация муниципального образования Аскизский район является правопреемником прав и обязанностей Администрации Аскизского района.
    Более того, не представлено и доказательств того, что Администрация МО Аскизский район является правопреемником прав и обязанностей Управления ЖКХ с. Аскиз.
    Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.02.2005 муниципальное учреждение "Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района" (Управление ЖКХ") создано Администрацией Аскизского района 12.01.2000, муниципальное учреждение действующее.
    Сведений о ликвидации названного юридического лица арбитражному суду не представлено.
    При таких обстоятельствах оснований возлагать на Администрацию муниципального образования Аскизский район ответственность по возмещению Аскизскому МП "Служба Заказчика" убытков в виде разницы, образовавшейся в результате предоставления льготных коммунальных услуг в сумме 32767,16 руб., не имеется.
    Государственная пошлина по иску составляет 1410,69 руб., которая на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика - Управление ЖКХ.
    Руководствуясь статьями 110, 169 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Иск удовлетворить.
    Взыскать с муниципального учреждения "Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района", с. Аскиз, в пользу Аскизского муниципального предприятия "Служба Заказчика", с. Аскиз, 32767,16 руб. убытков.
    2.Взыскать с муниципального учреждения "Управление по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района", с. Аскиз, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1410,69 руб.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд, принявший решение, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Л.И.МЕЛЬНИК