Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 25 мая 2005 года № А74-735/2005-К1

    25 мая 2005 года Дело N А74-735/2005-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2005
    Решение изготовлено в полном объеме 25.05.2005
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Г.И. Струковой
    рассмотрел в судебном заседании исковое заявление
    Районного государственного унитарного предприятия "Бельтирское коммунальное хозяйство", с. Бельтирское,
    к Администрации муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз
    с участием третьих лиц: Министерства финансов и экономики РХ,
    Управления по градостроительной и жилищной политике администрации муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз,
    Финансового управления администрации муниципального образования Аскизский район
    о взыскании 57709 руб.,
    при участии в судебном заседании:
    от истца - конкурсный управляющий Лазарев Е.В.,
    от ответчика - Побызаков М.А., дов. 01.11.2004,
    от третьих лиц: от Министерства финансов и экономики РХ - Махагарова А.В., дов. 10.11.2004,
    от Управления по градостроительной и жилищной политике администрации МО Аскизский район - Побызаков М.А., дов. 18.04.2005, Финансового управления администрации муниципального образования - Побызаков М.А., дов. 25.01.2005,
    при ведении протокола судьей Г.И. Струковой.
    Районное государственное унитарное предприятие "Бельтирское коммунальное хозяйство", с. Бельтирское, обратилось с иском к Администрации муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз, о взыскании 57709 руб. убытков, причиненных в связи с предоставлением гражданам села Бельтирское субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период с мая по декабрь 2004 года.
    Ответчик иск не признал, пояснил, что действующее законодательство, связанное с переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, изменение уровня платежей населения для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и не являются обязательными. Кроме того, Администрация Аскизского района ликвидирована 31.03.2004 без перехода прав и обязанностей вновь созданным органам местного самоуправления.
    Ответчик также сослался на то, что считает свои обязательства по компенсации субсидий исполненными, так как истцу за счет средств местного бюджета выплачено 31,5 тыс. руб. По мнению ответчика, остальная сумма должна быть возмещена за счет федерального бюджета, денежных средств на 2004 г. бюджетом РХ выделено недостаточно, оснований для возложения ответственности за причиненные убытки на Администрацию муниципального образования Аскизский район не имеется.
    К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, Управление по градостроительной и жилищной политике и Финансовое управление администрации муниципального образования Аскизский район.
    Представитель Министерства финансов и экономики Республики Хакасия пояснил, согласно пункту 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой на эти цели финансовой помощи, соответственно, из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
    На 2004 год Аскизскому району начислено субсидий в сумме 1530 тыс. руб., погашено 2467,0 тыс. руб. На частичное возмещение расходов по оплате субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг выделено 1175 тыс. руб.
    Представитель Управления по градостроительной и жилищной политике и Финансового управления администрации муниципального образования поддерживают позицию ответчика.
    Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
    Истец обратился к Администрации муниципального образования с иском о взыскании 57709 руб., составляющих сумму убытков, возникших за период с мая по декабрь 2004 г., в виде разницы между фактическими расходами истца по содержанию жилищного фонда, находящегося у него на балансе, и платежами за жилищно-коммунальные услуги, поступившими от жильцов по тарифам, утвержденным Постановлением Администрации Аскизского района от 26.06.2002 N 342-П "О стоимости жилищно-коммунальных услуг, о тарифах и нормативах потребления на жилищно-коммунальные услуги для населения села Бельтирское, обслуживающихся районным государственным унитарным предприятием "Бельтирское коммунальное хозяйство". С 15.06.2002 установлен уровень платежей в размере 80% к нормативным затратам.
    Постановлением Администрации Аскизского района от 23.07.2002 N 388-П "Дополнение к Постановлению N 342" утвержден тариф оплаты населения за обслуживание и ремонт жилищного фонда в размере 1,66 руб. за кв. м общей площади в месяц.
    Постановления Администрации Аскизского района N 292-П и N 388-П опубликованы в районной газете "Хакасский труженик".
    Ответчик, возражая на удовлетворении иска, ссылается на рекомендательный характер нормативных актов в части возмещения убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и на то обстоятельство, что Администрация Аскизского района ликвидирована согласно из ЕГРЮЛ 31.03.2004.
    Вместе с тем, не отрицает факт нахождения жилищного фонда села Бельтирское в реестре объектов муниципальной собственности.
    Оценив в совокупности представленные сторонами и третьими лицами документы, их пояснения, арбитражный суд полагает обоснованным и правомерным требование истца о взыскании убытков с данного ответчика, исходя из следующего.
    Статьей 15 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
    В период поэтапного в течение 15 лет перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, в течение которого используются меры социальной защиты граждан, Правительством РФ сохраняется порядок предоставления бюджетам субъектов РФ дотаций (трансфертов) на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства в части, не покрываемой средствами, поступающими от оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами. На органы государственного управления и местную администрацию возложено предоставление компенсаций (субсидий) гражданам, обеспечивающих оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
    Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и статьей 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги утверждаются органами местного самоуправления с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявленных необоснованных затрат и устанавливаются не выше федерального стандарта, утверждаемого федеральными органами государственной власти (пункт 8).
    Затраты по предоставлению компенсаций (субсидий), предусмотренных статьей 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, компенсируются не органами государственного управления и местной администрации, а за счет балансодержателя.
    Согласно пунктам 5, 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
    Пунктом 6 Положения о предоставлении субсидий предусмотрено, что субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядком предоставления субсидий гражданам.
    Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в Республике Хакасия, утвержден 26.12.2002 Постановлением Правительства Республики Хакасия N 348.
    Постановлением Правительства РХ от 13.07.2001 N 148 "Об изменении уровня платежей населения РХ за жилищно-коммунальные услуги" с 01.08.2001 установлены республиканские стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, которыми определено, что уровень платежей граждан к полным затратам на производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг составляет 80%.
    Следовательно, названные нормативные акты Республики Хакасия, Администрации Аскизского района соответствуют федеральным законам и иным нормативным актам, т.к. изданы на основании полномочий, предоставленных государственным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления.
    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 N 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ведении местного самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения, составляющим компетенцию местного самоуправления, относятся владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    Действительно, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Хакасия от 17.11.1998 "О территориальных органах государственной власти районов РХ" государственную власть на уровне районов РХ осуществляли наделенные статусом юридического лица администрации районов, являвшиеся территориальными исполнительными органами государственной власти районов.
    Государственным органом на территории Аскизского района являлась Администрация Аскизского района, созданная для осуществления государственного управления и наделенная компетенцией, согласованной с правомочиями субъекта РФ - Республики Хакасия.
    Администрация муниципального образования Аскизский район образована на основании Закона РХ от 16.09.2002 N 39 "Об образовании муниципального образования Аскизский район и установлении его границ" в результате объединения следующих муниципальных образований: Бискамжинского и Вершино-Тейского поссоветов, Аскизского, Балыксинского, Бирикчульского, Пуланкольского, Усть-Камыштинского, Бельтирского, Есинского, Усть-Чульского, Кызласского и Верх-Аскизского сельсоветов с правопреемством прав и обязательств объединившихся муниципальных образований.
    Решением Совета депутатов от 07.02.2003 N 37 утвержден Устав муниципального образования Аскизский район.
    Из материалов дела следует, что согласно Уставу РГУП "Бельтирское коммунальное хозяйство", зарегистрированное Постановлением Администрации Аскизского района от 12.03.2002 N 83-а, создано учредителем Администрацией Аскизского района и согласно пункту 1.3 главы 1 находится в ведомственном подчинении Управления по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района.
    В соответствии с главой V Устава Управление по градостроительной и жилищной политике администрации МО Аскизский район разрабатывает и утверждает ставки, тарифы и осуществляет прямое воздействие на деятельность созданного предприятия.
    Постановлением Администрации Аскизского района от 11.03.2002 N 81-П и распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом N 6 от 11.03.2002, и Акта приема-передачи объектов коммунальной инфраструктуры села Бельтирское предприятие (истец) приняло на баланс жилищный фонд общей площадью 21748,5 кв. м для обслуживания, капитального и текущего ремонта.
    Постановлением Правительства Республики Хакасия N 207 от 15.08.2003 "О передаче объектов государственной собственности Республики Хакасия в собственность муниципального образования Аскизский район" и распоряжением Главы администрации МО Аскизский район от 27.08.2003 N 405 в собственность муниципального образования Аскизский район передано имущество, в том числе РГУП "Бельтирское коммунальное хозяйство" с остаточной балансовой стоимостью основных фондов на сумму 5342,247 тыс. руб. (акт приема-передачи от 26.08.2003).
    Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что Администрация муниципального образования Аскизский район с августа 2003 г. осуществляет полномочия собственника в отношении жилого фонда, находящегося на балансе РГУП "Бельтирское коммунальное хозяйство".
    Истец обозначил период взыскания убытков с мая по декабрь 2004 года с учетом того, что за 2004 г. ответчик перечислил частично в адрес Управления по градостроительной и жилищной политике средства для компенсации расходов истца по разнице в тарифах в сумме 31,5 тыс. руб. и которые им получены.
    Третье лицо - Управление ЖКХ подтвердило данное обстоятельство справкой.
    Законом Республики Хакасия "О республиканском бюджете на 2004 год" утверждены суммы финансовой помощи муниципальным образованиям, а также методика расчета финансовой помощи местным бюджетам, в соответствии с которой на частичное возмещение расходов по оплате субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг муниципальному образованию Аскизский район предусмотрена дотация в размере 1175 тыс. руб.
    Учитывая положения статьи 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", арбитражный суд пришел к выводу, что расходы, не покрываемые средствами, поступающими от оплаты жилищно-коммунальных услуг, должны возмещаться организациям, предоставляющим субсидии по жилищно-коммунальным услугам, из местного бюджета с последующим частичным возмещением за счет поступающих из бюджета субъекта и федерального бюджета дотаций.
    В этой связи довод ответчика о том, что взыскание должно быть произведено полностью за счет федерального бюджета, является ошибочным и не основанном на законе, поскольку частично убытки организациям ЖКХ должны возмещаться и самими органами местного самоуправления за счет местного бюджета.
    Согласно акту сверки расчетов, подписанному РГУП "Бельтирское коммунальное хозяйство" и Управлением градостроительства и жилищной политики МО по состоянию расчетов на 01.07.2004, истцом в 2004 году предоставлены субсидии на сумму 87939 руб. 52 коп., расходы, понесенные в связи с предоставлением субсидий, возмещены в размере 30230 руб. 52 коп. Непогашенные расходы составили 57709 руб.
    При этом истец по своему усмотрению определил натуральный показатель 17946 кв. м (по распоряжению 306 от 11.03.2002 передано 21748,5 кв. м), что не противоречит статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Ответчик контррасчета не представил, полагая, что муниципальное образование не возмещает истцу убытков при отсутствии достаточного выделения дотаций федерального бюджета.
    Однако материалами дела установлено, что Администрацией МО не исполнена обязанность по возмещению истцу в 2004 г. расходов, связанных с оплатой гражданами жилья и коммунальных услуг в меньшем размере с учетом начисленных субсидий, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 57709 руб.
    Отсутствие достаточных денежных средств в местном бюджете не является основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.
    В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
    Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы.
    Администрация МО Аскизский район в силу статьи 159 Бюджетного кодекса РФ является распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Соответственно, требование истца к данному ответчику правомерно.
    Поскольку в результате бездействия органов местного самоуправления муниципального образования Аскизский район, выразившегося в необеспечении должного финансирования расходов истца, возникших в связи с предоставлением субсидий, РГУП "Бельтирское коммунальное хозяйство" причинены убытки в сумме 57709 руб., требования истца подлежат удовлетворению за счет казны муниципального образования.
    Государственная пошлина по иску составляет 2231 руб. 27 коп., которая в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика, однако в связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины, она не взыскивается.
    Руководствуясь статьями 110, 169 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Иск удовлетворить.
    2.Взыскать с Администрации муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз, за счет казны муниципального образования Аскизский район в пользу Районного государственного унитарного предприятия "Бельтирское коммунальное хозяйство", с. Бельтирское, 57709 руб. убытков.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Г.И.СТРУКОВА