(Извлечение)
управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области г. Оренбург обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия Организации научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Экспериментальное" П.А.С. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил назначить конкурсному управляющему наказание в виде дисквалификации.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указывая на то, что нарушений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с его стороны не допущено.
При разрешении спора в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-15441/2004-14ГК от 21.07.06 г. (резолютивная часть решения объявлена 17.07.06 г.) Организация научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Экспериментальное" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден П.А.С.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области на основании обращения Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области проведена проверка соблюдения конкурсным управляющим П.А.С. требований действующего законодательства при осуществлении процедуры конкурсного производства, введенного в отношении должника.
В ходе проведения проверки было выявлено нарушение конкурсным управляющим положений п. 1 ст. 139, п. 7 ст. 12, п. 6 ст. 110, п. 2 ст. 179, п. 6 ст. 24 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 г. "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем, заявителем с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол N 00095608 от 20.03.08 г. (л.д. 10 - 11). От подписания протокола конкурсный управляющий отказался, что зафиксировано подписями двух понятых.
В силу ст. 24, 25 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий обязан надлежащим образом исполнять возложенные на него Законом обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых является основанием для привлечения его к административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.13 Кодекса предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно п. 2 ст. 129 Закона конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию и оценку, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 139 Закона в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже имущества должника на открытых торгах, если настоящим Федеральным законом не установлен иной порядок продажи имущества должника. Пунктом 6 названной статьи установлено, что продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 - 8 статьи 110 и статьей 111 настоящего Федерального закона, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.
Как установлено судом, во исполнение названной нормы конкурсным управляющим вопрос о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника был внесен в повестку собрания.
Согласно представленному в материалы дела журналу регистрации участников собрания кредиторов ГУА ОНО ОПХ "Экспериментальное" от 25.12.07 г. (л.д. 113 - 114) на собрании кредиторов участвовали с правом голоса: Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (представитель М.Е.В.), ГНУ ВНИИМС Россельхозакадемии (представитель М.С.К.), Правительство Оренбургской области (представитель К.И.А.), Министерство финансов Оренбургской области (представитель К.И.А.), ЗАО "Торговый дом "ОНАКО" (представитель М.А.С.), ОАО "Оренбургский комбикормовый завод" (представитель П.Г.Г.), без права голоса - Министерство сельского хозяйства Оренбургской области (представитель Н.О.В.). Копии доверенностей указанных лиц в материалах дела имеются (л.д. 115 - 118).
В повестке дня (уведомление от 18.12.07 г. л.д. 119) были указаны следующие вопросы: 1. отчет конкурсного управляющего; 2. о порядке, сроках, условиях продажи имущества ГУП ОНО ОПХ "Экспериментальное"; 3. о продлении срока конкурсного производства. Итоги голосования конкурсных кредиторов оформлены протоколом N 6 собрания кредиторов от 25.12.07 г. (л.д. 121 - 123). В ходе собрания представитель Федеральной налоговой службы России М.Е.В. выступила с предложением об отложении голосования по вопросам повестки дня на более поздний срок. Большинством голосов принято решение голосование не откладывать. По первому вопросу повестки дня большинством голосов принято решение принять отчет конкурсного управляющего к сведению, по второму вопросу - утвердить предложение конкурсного управляющего о порядке, условиях продажи имущества ГУП ОНО ОПХ "Экспериментальное" в соответствии с Положением о порядке проведения торгов в форме аукциона по продаже имущества, имущество реализовать в срок до 01.03.08 г., по третьему вопросу принято решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства открытого в отношении ГУП ОНО ОПХ "Экспериментальное". Кроме того, как следует из протокола N 6 от 25.12.07 г. было также принято решение по дополнительному вопросу повестки дня о привлечении для целей организации торгов по реализации имущества должника специализированной организации - ООО "Южно-Уральская антикризисная компания" с оплатой ее услуг за счет имущества должника в размере 7 % от стоимости имущества ОНО ОПХ "Экспериментальное", реализованного третьим лицам по результатам проведения торгов.
Таким образом, довод заявителя о том, что конкурсным управляющим вопросы о порядке, сроках, условиях продажи имущества должника не были вынесены на утверждение собрания кредиторов, противоречит материалам дела, равно как и довод о не соблюдении конкурсным управляющим требований п. 7 ст. 12 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку в материалы дела N А47-15441/2004-14ГК (том N 15) конкурсным управляющим 11.03.08 г. (штамп экспедиции Арбитражного суда Оренбургской области) одновременно с отчетом конкурсного управляющего за период с 21.07.06 г. по 07.03.08 г. были представлены протокол собрания N 6 от 25.12.08 г., а также Положение о порядке проведения торгов.
Вместе с тем необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 7 ст. 12 Закона протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом. Как видно из материалов дела, собрание кредиторов состоялось 25.12.07 г., однако копия протокола собрания направлена в арбитражный суд лишь 11.03.08 г., то есть с нарушением срока, установленного п. 7 ст. 12 названного Закона.
В соответствии с п. 6 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в сообщении о продаже предприятия должны содержаться сведения о предприятии, его характеристики и порядок ознакомления с ними; сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложения о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае его проведения; срок, время и место подачи заявок и предложений о цене предприятия; порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены ("шаг аукциона") в случае открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; время и место подведения итогов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи; условия и сроки платежа, реквизиты счетов; сведения об организаторе торгов.
На основании п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Как установлено судом, в сообщении о проведении торгов, опубликованном в "Российской газете" и "Оренбуржье", содержались необходимые, достаточно подробные и полные сведения о торгах, реализуемом имуществе, времени, месте, форме, порядке проведения торгов, начальной цене имущества, позволяющие принять заинтересованным лицом предварительное решение об участии в торгах.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в публикации полных сведений об объекте торгов, его характеристике и порядке ознакомления противоречат материалам дела (л.д. 143 - 144).
В ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определены общие положения продажи имущества должника.
Между тем, как усматривается из материалов дела, должник - ГУП Организации научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Экспериментальное" является сельскохозяйственной организацией.
Порядок рассмотрения дел о банкротстве сельскохозяйственных организаций регулируется специальными нормами права, содержащимися в пар. 3 гл. 9 Закона (ст.ст. 177 - 179).
В частности, в ст. 179 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающей особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций, сказано, что при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Арбитражный управляющий при продаже указанного в п. 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в п. 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.
В случае если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, при продаже имущества должника - сельскохозяйственной организации, арбитражный управляющий обязан в силу прямого указания закона выполнить требования, установленные в ст. 179 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и лишь при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 2 названной нормы, применению подлежит ст. 139 Закона о банкротстве.
Заявитель полагает, что конкурсным управляющим П.А.С. требования данных норм не были соблюдены.
Однако заявителем не было учтено отсутствие у должника на каком-либо вещном праве земельных участков. Постановлением Администрации муниципального образования Оренбургский район N 328п от 02.02.07 г. прекращено право постоянного (бессрочного) пользования должником земельным участком общей площадью 20707 га. Названный земельный участок передан в ведение муниципального образования Экспериментальный сельский совет (л.д. 91). Доказательств обратного заявителем в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено. Следовательно, указанный довод заявителя подлежит отклонению судом, как необоснованный.
Как следует из отчета конкурсного управляющего от 12.03.08 г. в феврале (26.02.08 г.) состоялись торги в форме аукциона по продаже имущества должника. Протоколом N 2 от 28.02.08 г. торги признаны несостоявшимися, результаты торгов аннулированы.
Заявитель считает, что действия конкурсного управляющего по расходованию средств конкурсной массы на оплату юридических и оценочных услуг являются неразумными совершенными не в интересах должника, торги признаны несостоявшимися вследствие ненадлежащего контроля конкурсного управляющего за организаторами торгов.
Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражному управляющему предоставлено право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не предусмотрено Законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов.
Все действия арбитражного управляющего должны подчиняться требованию минимизации и целесообразности расходов на обеспечение своей деятельности, привлечение арбитражным управляющим для обеспечения своих полномочий сторонних организаций и специалистов должно носить исключительный характер.
Из материалов дела усматривается, что 17.09.07 г. конкурсным управляющим заключен договор с ООО "Южно-уральская антикризисная компания" N 15/2007 на оказание профессиональных услуг по оценке (л.д. 82 - 87). Стоимость вознаграждения исполнителя по договору составляет 1968000 рублей (раздел 3 договора).
Конкурсным управляющим 25.12.07 г. был заключен агентский договор N 1/12 с ООО "Южно-уральская антикризисная компания" (л.д. 88 - 90). По условиям договора Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение за организацию и проведение торгов в размере 7 % от стоимости имущества, реализованного победителю аукциона по результатам проведения торгов. Названный договор заключен с одобрения собрания кредиторов.
Кроме того, 14.02.07 г. конкурсным управляющим также был заключен договор оказания юридических услуг (л.д. 79). Предметом договора (п. 1.3) является оказание исполнителем следующих услуг: подготовка, организация проведения и оформление результатов собраний кредиторов, подготовка материалов для формирования отчетов конкурсного управляющего, обеспечение ведения реестра требований кредиторов, представление интересов Заказчика в суде и арбитражном суде, а также в государственных и муниципальных органах, составление договоров, соглашений, актов, связанных с продажей и передачей имущества, консультирование по вопросам применения законодательства, осуществление иных фактических и юридических действий, связанных с обеспечением проведения конкурсного производства. Срок действия настоящего договора (раздел 2) с момента его подписания и до полного исполнения сторонами обязательств в соответствии с условиями договора. Стоимость услуг согласно п. 4.1 договора составляет 30000 рублей ежемесячно.
Суд считает, что действия арбитражного управляющего по совершению вышеназванного договора нарушают имущественные интересы кредиторов, поскольку направлены на уменьшение имущества должника, из числа которого могут быть удовлетворены их требования, так как в договоре отсутствуют ссылки на период времени, в течение которого услуги предоставлены, в то время как оплата за предоставленные услуги должна производится ежемесячно.
Факт совершения конкурсным управляющим административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ документально подтвержден материалами дела, и его следует считать доказанным с позиции ст.ст. 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Процессуальных нарушений при оформлении материалов дела об административном правонарушении Управлением не допущено.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств по смыслу ст. 4.3 КоАП РФ судом в ходе рассмотрения дела не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность по смыслу ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает факт совершения П.А.С. правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, впервые (доказательств обратного Управлением Федеральной регистрационной службы не представлено).
С учетом изложенной позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и обстоятельств дела, суд считает, что привлечением конкурсного управляющего П.А.С. к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ - 2500 рублей, будут достигнуты цели административного наказания по смыслу ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, конкурсный управляющий Организации научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Экспериментальное" П.А.С. привлекается судом у административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 1.Заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области о привлечении конкурсного управляющего Организации научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Экспериментальное" П.А.С., г. Оренбург к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ удовлетворить. 2.Привлечь конкурсного управляющего Организации научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Экспериментальное" П.А.С., 1978 года рождения, уроженца г. Оренбурга Оренбургской области, проживающего по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, к административной ответственности по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2500 рублей. 3.Взыскать с конкурсного управляющего Организации научного обслуживания Опытно-производственного хозяйства "Экспериментальное" П.А.С., 1978 года рождения, уроженца г. Оренбурга Оренбургской области, проживающего по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, в доходы бюджета штраф в размере 2500 рублей.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
Получатель: УФК МФ РФ по Оренбургской области (Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области), Р/с 40101810200000010010, Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области, БИК: 045354001, ИНН: 5610084498, КПП: 561001001, КБК: 32111690040040000140 ОКАТО: 53401000000.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.