Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 06 июля 2004 года № А74-1667/04-К2

    от 6 июля 2004 г. Дело N А74-1667/04-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Красноярскому краю, п. Шушенское,
    к Закрытому акционерному обществу "Саянгидроспецстрой", п. Черемушки, город Саяногорск,
    о взыскании штрафных санкций в размере 1324502 рублей 10 копеек.
    В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск.
    В судебном заседании 29 июня 2004 г. принимали участие представители:
    заявителя: Вдовенкина Е.И. (по доверенности N 19 от 17.05.2004),
    ответчика: Зиновьев В.П., директор (протокол от 25.02.2004),
    Свириденко Т.В. (по доверенности N 01-334 от 28.06.2004),
    третьего лица: Бурлюк Г.Н. (по доверенности от 19.01.2004),
    Капутская Ю.В. (по доверенности от 05.05.2004).
    В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29 июня 2004 г. объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 5 июля 2004 г.
    После перерыва в судебном разбирательстве принимали участие:
    заявителя: Вдовенкина Е.И. (по доверенности N 19 от 17.05.2004),
    Кускашев А.Л. (по доверенности N 20 от 17.05.2004),
    ответчика: Зиновьев В.П., директор (протокол от 25.02.2004),
    Свириденко Т.В. (по доверенности N 01-334 от 28.06.2004),
    третьего лица: Бурлюк Г.Н. (по доверенности от 19.01.2004).
    Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
    В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 5 июля 2004 г. объявлена резолютивная часть решения. Мотивированное решение составлено 6 июля 2004 г.
    Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Красноярскому краю (далее в тексте - ИМНС N 24) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Закрытого акционерного общества "Саянгидроспецстрой" (далее в тексте - ЗАО "СГСС" или Общество) штрафных санкций в сумме 1324502 рублей, предусмотренных:
    - пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - в сумме 11881 рубля 80 копеек за непредставление в установленный срок деклараций по сбору за уборку территории, целевому сбору с граждан и предприятий на содержание муниципальной милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели и по налогу на имущество предприятий за первое полугодие 2003 года,
    - пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ - в сумме 1184241 рубля 90 копеек за непредставление в установленный срок деклараций по сбору за уборку территории, целевому сбору на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели, сбору на нужды образовательных учреждений, налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налогу на имущество предприятий - за 2000, 2001, 2002 годы,
    - пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - в сумме 128378 рублей 40 копеек за неуплату сбора за уборку территорий, целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на имущество предприятий.
    В судебном заседании заявитель поддержал требования, сославшись на то, что обособленное подразделение организации находится на территории Шушенского района, следовательно, юридическое лицо должно уплачивать местные налоги и сборы, а также налог на имущество предприятий по месту нахождения обособленного подразделения.
    Ответчик не согласился с требованиями налогового органа, сославшись на то, что местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации, а государственная регистрация ЗАО "СГСС" произведена налоговой инспекцией N 2 по Республике Хакасия. Кроме того, организация не имеет структурных подразделений на территории Шушенского района, производственная база и головное предприятие находятся в черте города Саяногорска, и все налоги уплачиваются в ИМНС N 2 по Республике Хакасия. В налоговую инспекцию Шушенского района уплачивается только земельный налог, так как земельный участок находится на территории Шушенского района.
    В письменном отзыве и в судебном заседании представители ответчика указали на то, что ЗАО "Саянгидроспецстрой" образовано в результате приватизации Красноярского строительного управления "Гидроспецстрой" в 1992 году. До этого времени, в 1971 году, Управление было перебазировано с Красноярской ГЭС на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С 1992 года ЗАО находится на учете в ИМНС N 2 и платит налоги по месту своего учета. В 1991 году база "Гидроспецстрой", арендованная у дирекции Саяно-Шушенской ГЭС, была принята на собственный баланс. В 1995 году при покупке земельного участка, на котором располагалась база, выяснилось, что земля находится в собственности Шушенского района. Получив свидетельство о праве собственности на землю, Общество стало уплачивать земельный налог в ИМНС N 24, а остальные налоги - по месту государственной регистрации.
    Представители ЗАО "СГСС" пояснили также, что весь персонал Общества проживает в п. Черемушки или в г. Саяногорске, поэтому все местные налоги идут на социальное обслуживание, в том числе и работников ЗАО.
    В дополнении к отзыву от 2 июня 2004 г. ответчик указал на то, что основной деятельностью ЗАО "Саянгидроспецстрой" является выполнение строительно-монтажных работ, которые производятся на территории Республики Хакасия. Эти работы осуществляются двумя участками - участком буро-взрывных работ и участком цементационных работ. База ЗАО "СГСС" представляет собой контору с управленческим аппаратом и ремонтным цехом, выполняющим ремонт оборудования, механизмов и инструментов указанных производственных участков. Никаких строительно-монтажных работ, результатом которых являлся бы валовой продукт, на территории базы не осуществляется. Кроме того, база не обладает признаками обособленного подразделения, она не имеет отдельного баланса и расчетного счета, а постоянным местом работы работников механической мастерской нельзя считать только территорию производственной базы, поскольку ремонт оборудования и механизмов они производят и на рабочих местах производственных участков, выполняющих работы только на территории Республики Хакасия. Поэтому база ЗАО не может быть выделена как обособленное подразделение.
    По ходатайству ответчика к участию в деле была привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия (далее в тексте - ИМНС N 2). ИМНС N 2 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.
    Представитель ИМНС N 2 в судебном заседании пояснил, что довод ИМНС N 24 о наличии обособленного подразделения ЗАО "СГСС" на территории Шушенского района является необоснованным. В ИМНС N 2 Общество представляло все налоговые декларации, в том числе по местным налогам и сборам, и уплачивало причитающиеся налоги и сборы.
    Представитель ИМНС N 2 отметил также, что к поселку Черемушки Республики Хакасия всегда относилась та часть территории, на которой расположено ЗАО "СГСС", эта территория находится на другом берегу Енисея и проехать до нее можно за три минуты. Раньше там находились жилые дома, общежития, до сих пор там расположены частные гаражи жителей поселка Черемушки и хозяйственные постройки организаций, находящихся в Черемушках. Учитывая, что до настоящего времени граница между Республикой Хакасия и Красноярским краем не определена в установленном порядке, невозможно определить, насколько законно территория правого берега реки Енисей в районе моста относится к ведению Шушенского района.
    При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
    Закрытое акционерное общество "Саянгидроспецстрой" зарегистрировано Постановлением Администрации города Саяногорска от 20 января 1992 г. N 15.
    Согласно статье 2 Устава ЗАО "СГСС" местом его нахождения является Республика Хакасия, город Саяногорск, поселок Черемушки.
    Свидетельством, выданным 5 ноября 1999 г., подтверждается постановка Общества на налоговый учет по месту его нахождения в ИМНС N 2, 3 октября 2002 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ЗАО "Саянгидроспецстрой", о чем налоговой инспекцией N 2 выдано свидетельство серии 19 N 0007956.
    По договору от 29 мая 1995 г. Шушенский комитет по земельным ресурсам и землеустройству продал в собственность ЗАО "СГСС" земельный участок, находящийся в ведении Шушенской администрации района, площадью 23200 кв. м для размещения производственной базы. 12 июня 1995 г. Обществу выдано свидетельство на право собственности на землю (регистрационный N 185).
    Как видно из представленных ИМНС N 24 документов, с заявлением о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения земельного участка, расположенного на территории Сизинской администрации в районе Саяно-Шушенской ГЭС, ЗАО "СГСС" обратилось 29 июня 2000 г. На следующий день Общество было поставлено на учет по месту нахождения земельного участка в Государственной налоговой инспекции по Шушенскому району. Фактически, по свидетельству представителей сторон, земельный налог уплачивался с 1993 года и формальная постановка на учет произошла в 2002 году в связи с тем, что полный пакет документов был представлен налогоплательщиком несвоевременно.
    19 сентября 2003 г. руководителем ИМНС N 24 принято решение N 586 о проведении выездной налоговой проверки ЗАО "СГСС" по вопросам соблюдения законодательства о целевых сборах с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции, о сборах за уборку территории, сборах на нужды образовательных учреждений, о налоге на имущество, налоге на земли несельскохозяйственного назначения, налоге на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта.
    Налоговая проверка проводилась за период с 1 января 2000 г. по 30 июня 2003 г.
    1 октября 2003 г. старшим госналогинспектором Кускашевым А.Л. совместно с представителем Общества и при участии понятых проведен осмотр территории ЗАО "СГСС". По результатам осмотра составлен протокол, в котором указано, что в 150 метрах от реки Енисей на территории Ширинского района расположена база ЗАО "Саянгидроспецстрой", площадь земельного участка составляет 2,3 га, на территории находится имущество, поименованное в списке, общей стоимостью 4228260 рублей, средняя численность работающих - 39 человек.
    14 октября 2003 г. по результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 518\789, в котором отражено, что местом фактического осуществления деятельности ЗАО "СГСС" является Шушенский район, в 150 метрах от моста на правом берегу реки Енисей. На территории земельного участка, принадлежащего Обществу, находятся: здание управления (исполнительного органа ЗАО), теплая стоянка, здание столовой, здание шпонки, производственный корпус. Проверкой установлено также, что среднесписочная численность работников предприятия на территории Шушенского района составила в 2000 г. - 39 человек, в 2001 г. - 41, в 2002 г. - 39, в 2003 г. - 39 человек. Как пояснил в судебном заседании представитель ИМНС N 24, проводивший выездную налоговую проверку, среднесписочная численность определялась из фактического наличия рабочих мест по табелям учета рабочего времени, при этом учитывались работники управленческого аппарата, отдела снабжения, работники вспомогательного производства (столовой, ремонтных мастерских, гаража и др.). Справку о фактической численности обособленного подразделения подписала бухгалтер организации без возражений.
    Далее ИМНС N 24 делает вывод о неисполнении налогоплательщиком обязанности по представлению деклараций по сбору за уборку территории, по целевому сбору на содержание муниципальной милиции, сбору на нужды образовательных учреждений, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по налогу на имущество предприятий и по уплате указанных налогов и сборов.
    Акт получен и подписан главным бухгалтером Общества Чурсановой Л.В. без возражений.
    31 октября 2003 г. ИМНС N 24 направило налогоплательщику уведомление о приглашении в инспекцию для рассмотрения разногласий по акту выездной налоговой проверки на 6 ноября 2003 г.
    5 ноября 2003 г. в ИМНС N 24 поступили письменные возражения директора ЗАО "СГСС" Зиновьева В.П. на акт от 14 октября 2003 г. Представитель юридического лица указал на то, что при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС строительной площадкой являлись береговые примыкания реки Енисей. Поселок Черемушки, как составная часть города Саяногорска, расположен на левом берегу реки Енисей, а промышленные объекты и промбазы - как на левом, так и на правом берегах Енисея. При приватизации в 1992 году ЗАО "СГСС" было зарегистрировано в п. Черемушки и поставлено на учет в ИМНС N 2 по Республике Хакасия. В 1995 году Общество выкупило землю под производственными площадями предприятия и получило свидетельство о праве собственности на землю. Земельный налог предприятие платит по месту регистрации земельного участка, все остальные налоги - в ИМНС N 2, в которой Общество стоит на учете.
    Сославшись на статью 11 Налогового кодекса РФ, часть 2 статьи 54 ГК РФ, статью 4 ФЗ "Об акционерных обществах", директор ЗАО указал на то, что требование, изложенное в акте проверки, исполнить не представляется возможным, поскольку оно противоречит положениям статьи 83 Налогового кодекса РФ.
    6 ноября 2003 г. ИМНС N 24 составлен протокол рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки N 518\789 от 14 октября 2003 г., в котором возражения Общества были признаны несостоятельными. ИМНС N 24 полагает, что независимо от места регистрации, ЗАО "СГСС" обязано уплачивать местные налоги и сборы, а также налог на имущество в местные бюджеты и бюджет Красноярского края, по месту расположения стационарных рабочих мест и месту нахождения предприятия.
    Решением N 518 от 6 ноября 2003 г. Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе:
    - предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 128378 рублей 40 копеек за неуплату целевых сборов на содержание муниципальной милиции - в сумме 950 рублей 80 копеек, сборов на нужды образовательных учреждений - в сумме 19589 рублей 60 копеек, сбора на уборку территории - в сумме 41362 рублей 40 копеек, налога на содержание жилищного фонда - в сумме 26231 рубля 20 копеек, налога на имущество предприятий - в сумме 40244 рублей 40 копеек);
    - предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ - в виде штрафа в сумме 11881 рубля 80 копеек (за непредставление в установленный срок деклараций по сбору на содержание муниципальной милиции - в сумме 140 рублей 40 копеек, по сбору на уборку территории - в сумме 4345 рублей 80 копеек, по налогу на имущество предприятий - в сумме 7395 рублей 60 копеек);
    - предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ - в виде штрафа в сумме 1184241 рубля 90 копеек (за непредставление в установленный срок деклараций по уплате сбора на содержание муниципальной милиции - в сумме 6610 рублей, сборов на нужды образовательных учреждений - в сумме 151817 рублей, сбора за уборку территории - в сумме 253747 рублей 10 копеек, налога на содержание жилищного фонда - в сумме 380351 рубля 40 копеек, налога на имущество предприятий - в сумме 391715 рублей 40 копеек).
    Требования от 6 ноября 2003 г. N 1528 (об уплате налогов) и N 1529 (об уплате налоговых санкций) были вручены Обществу, но не исполнены в установленный срок (до 17 ноября 2003 г.), в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    Арбитражный суд, оценив доводы представителей сторон и третьего лица, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам:
    В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии с указанной статьей, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
    Местом нахождения российской организации в силу статьи 11 Налогового кодекса РФ является место ее государственной регистрации. Это понятие не противоречит определению места нахождения юридического лица, данному в части 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ и в статье 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
    Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
    В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения в виде представительств и филиалов. Отличительной чертой обособленных подразделений является расположение их вне места нахождения юридического лица.
    В силу статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
    Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
    Исследовав учредительные документы налогоплательщика, арбитражный суд полагает, что местом нахождения ЗАО "СГСС" является п. Черемушки, г. Саяногорск Республики Хакасия. Доказательств наличия на территории Шушенского района обособленного подразделения Общества, понятие которого приведено выше, налоговая инспекция N 24 не представила, так как фактически на территории района находится юридическое лицо и его исполнительный орган. Вместе с тем, вся производственная деятельность организации осуществляется на территории Республики Хакасия. При этом деятельность исполнительного органа и аппарата управления осуществляется в целом по юридическому лицу, а вспомогательное производство направлено на обеспечение деятельности юридического лица, а не на реализацию продукции (работ, услуг) и существует за счет накладных расходов. Сведений об обратном арбитражному суду не представлено.
    В силу статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учете в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
    Организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
    В силу статьи 1 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
    На основании изложенного арбитражный суд делает вывод о правомерности постановки ЗАО "СГСС" на учет в ИМНС N 24, т.к. на территории Шушенского района расположено недвижимое имущество организации.
    В силу пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
    В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
    Согласно статье 23 Налогового органа РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
    Решением Шушенского районного Совета депутатов N 133 от 24 декабря 1999 г. приняты Положения "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", "О целевых сборах с граждан и предприятий на содержание муниципальной милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели".
    Положением "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", действие которого было отменено с 1 января 2001 года, определено, что плательщиками данного налога являются предприятия, организации независимо от организационно-правовых форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, структурные подразделения, не имеющие статус юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории района, кроме предприятий и организаций, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
    В соответствии с пунктом 4 названного Положения объектом обложения налогом является реализация продукции (работ, услуг), произведенной предприятиями, расположенными на территории района.
    Как отмечалось выше, арбитражный суд установил, что местом нахождения ЗАО "СГСС" является п. Черемушки Республики Хакасия, следовательно, Общество не являлось плательщиком названного налога. Имеющиеся в деле декларации по налогу и справка ИМНС N 2 свидетельствуют о том, что на территории Республики Хакасия указанный налог уплачивался в 2000, 2001 и 2002 годах. Кроме того, ответчик пояснил, что продукция на территории Шушенского района (т.е. на территории базы) не производилась, как и ее реализация. Все производство осуществлялось на территории Республики Хакасия. Доказательств обратного налоговой инспекцией N 24 не представлено.
    Положением "О целевых сборах с граждан и предприятий на содержание муниципальной милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели", действие которого продлялось на 2001 год - решением Шушенского районного Совета депутатов N 210-ВН от 8 декабря 2000 г., на 2002 - 2003 годы - решением Шушенского районного Совета депутатов N 110-ВН от 23 ноября 2001 года, установлено, что плательщиками указанного сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенными на территории района, структурные подразделения, не имеющие статус юридического лица, а также предприятия с иностранными инвестициями, кроме предприятий и организаций, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом обложения указанным сбором является фонд оплаты труда.
    Как отмечалось выше, ИМНС N 24 производил расчет указанного сбора, исходя из средней численности работающих в обособленном подразделении.
    Учитывая, что ЗАО "СГСС" не имеет обособленных подразделений, а местом его нахождения является место его государственной регистрации, арбитражный суд полагает, что оно не является плательщиком указанного сбора на территории Красноярского края. Кроме того, согласно представленным декларациям и сведениям от ИМНС N 2 Общество представляло декларации и уплачивало целевой сбор на содержание милиции на территории Республики Хакасия, исходя из годового фонда оплаты труда и численности работников в целом.
    Положение "О сборе за уборку территорий населенных пунктов" принято в соответствии с решением Шушенского районного Совета депутатов N 210-ВН от 8 декабря 2000 г. Его действие продлено до 2004 года решением Шушенского районного Совета депутатов N 110-ВН от 23 ноября 2001 года.
    В соответствии с этим Положением плательщиками указанного сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, являющиеся юридическими лицами, расположенными на территории сельских администраций, структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся владельцами строений, расположенных на территории сельских администраций, кроме предприятий и организаций, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
    В силу пункта 4 Положения объектом обложения является объем реализации продукции, работ и услуг, произведенной плательщиками сбора, расположенными на территории района.
    18 февраля 2003 г. в Положение были внесены изменения в соответствии с решением Шушенского районного Совета депутатов N 301, согласно которым налоговой базой по сбору за уборку территории является величина начисленного фонда заработной платы работающих, объектом налогообложения - начисленный фонд заработной платы работающих.
    Установленные во время судебного разбирательства обстоятельства, которые изложены выше, также позволяют арбитражному суду полагать, что ЗАО "СГСС" не является плательщиком указанного сбора.
    Малым Советом Красноярского краевого Совета народных депутатов 1 апреля 1993 г. принято решение N 94-М "Об установлении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц". Согласно пункту 1 названного решения с 1 марта 1993 г. на территории края устанавливается сбор, взимаемый с юридических лиц, в том числе с действующих на территории края через свои филиалы и другие обособленные подразделения, в размере 1% от годового фонда заработной платы.
    Сведений об опубликовании данного решения налоговый орган не представил, сославшись на то, что в газете "Красноярский рабочий" за 6 мая 1993 г. было опубликовано официальное разъяснение решения малого Совета.
    В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Налогового кодекса РФ любые нормативные правовые акты законодательства о налогах и сборах подлежат официальному опубликованию и не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поскольку в перечисленных нормативных правовых актах указано на необходимость опубликования официального текста закона, а не его разъяснений, арбитражный суд признает приведенную выше ссылку заявителя несостоятельной и полагает, что данное решение не подлежит применению.
    В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
    Согласно статье 6 названного Закона сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.
    Факт представления ответчиком в ИМНС N 2 деклараций по налогу на имущество и уплаты этого налога, исходя из среднегодовой стоимости имущества в целом по организации, подтверждается имеющимися в деле документами.
    В судебном заседании были исследованы письменный запрос ЗАО "Саянгидроспецстрой" в Министерство РФ по налогам и сборам Российской Федерации от 26.12.2003 N ВИ-129 и ответ на него Первого заместителя Министерства Гусева В.В. от 06.02.2004 N 01-3-03/217. Общество обратилось с просьбой дать разъяснения, в какой бюджет ему следует уплачивать местные налоги. При этом описывалась ситуация возникновения данного вопроса. Согласно ответу МНС РФ при рассмотрении вопросов, связанных с уплатой ЗАО "Саянгидроспецстрой" местных налогов и сборов, следует учитывать уплату налогов по месту своего нахождения.
    Из писем Управления МНС РФ по Республике Хакасия от 20.02.2004 N ОЛ-05-19.2/1201 и Управления МНС РФ по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам от 03.03.2004 N 1226 следует противоположный вывод - об обязанности Общества уплачивать местные налоги.
    В результате судебного разбирательства по делу арбитражный суд пришел к выводу о том, что ЗАО "СГСС" не имеет обособленного подразделения, местом его нахождения является место регистрации, т.е. поселок Черемушки Республики Хакасия, в связи с чем указанные заявителем налоги и сборы правомерно уплачивались на территории Республики Хакасия. Факт уплаты налогов подтвержден документально.
    Законность регистрации ЗАО "СГСС" на территории Республики Хакасия не была оспорена ИМНС N 24 в установленном порядке, поэтому арбитражный суд исходит из факта такой регистрации.
    В ходе судебного разбирательства был исследован вопрос и о границе между Республикой Хакасия и Красноярским краем.
    Согласно представленной ответчиком карте, обозначающей черту административного подчинения городу Саяногорску, поселок Черемушки находится по обе стороны от реки Енисей.
    По определению арбитражного суда соответствующие документы были представлены и Администрацией города Саяногорска. Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия N 180-п от 15 декабря 1993 г. утверждена городская черта города Саяногорска. В пункте 3 Постановления содержится ссылка на необходимость обращения в Администрацию Красноярского края с просьбой о включении в городскую черту города Саяногорска земель Шушенского района, обозначенных в приложении к Постановлению.
    Письмами от 02.12.2003 N 196 и от 06.05.2004 N 175 председатель Саяногорского городского Совета депутатов обращался к Председателю Верховного Совета Республики Хакасия с просьбой урегулировать вопрос о разграничении территорий Республики Хакасия и Красноярского края в установленном порядке.
    ИМНС N 24 представила арбитражному суду Соглашение между Губернатором Красноярского края Лебедем А.И. и Председателем Правительства Республики Хакасия Лебедем А.И., согласованное, соответственно, в декабре 2001 г. и январе 2002 г. Согласно Соглашению в районе Саяно-Шушенской ГЭС административная граница между Красноярским краем и Республикой Хакасия проходит по фарватеру водохранилищ Саяно-Шушенской ГЭС. Поэтому часть тела плотины находится на территории Шушенского района, часть - на территории Республики Хакасия.
    Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что при установлении границ Республики Хакасия следует руководствоваться Законом Республики Хакасия от 21 мая 1996 года N 58 "Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия", в соответствии с частью 2 статьи 5 которого официальным документом, закрепляющим границы Республики Хакасия, является описание границ Республики Хакасия, содержащее картографические материалы, согласованные с граничащими субъектами Российской Федерации, заверяемые подписью Председателя Правительства Республики Хакасия и утверждаемые Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
    Такого документа арбитражному суду не представлено, по свидетельству сторон, он не принят в установленном порядке.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
    Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации в налоговый орган по месту учета.
    Поскольку местом учета Общества являлась ИМНС N 2, то именно туда должны были представляться декларации по налогам и сборам, которые налогоплательщик обязан был уплачивать. По месту учета в ИМНС N 24 (по месту нахождения земельного участка) налогоплательщик обязан был представлять только декларации по земельному налогу, эту обязанность он исполнял своевременно.
    В силу статьи 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
    Учитывая, что арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у ЗАО "СГСС" обязанности по уплате указанных выше налогов и сборов на территории Шушенского района (Красноярского края), о доказанности факта уплаты ответчиком местных налогов и сборов на территории Республики Хакасия, а также принимая во внимание неурегулированность границ между территориальными образованиями, следствием чего явилось возникновение настоящего спора, в удовлетворении требования заявителя о взыскании с Общества штрафных санкций следует отказать.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. По результатам рассмотрения спора госпошлина в сумме 18222 рублей 50 копеек относится на заявителя, но не подлежит взысканию с него, так как в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от ее уплаты.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Красноярскому краю, поселок Шушенское, - отказать.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается в Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Н.М.ЖУРБА