Решение от 20 августа 2007 года № А47-3349/2007АК-23
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 20 августа 2007 года № А47-3349/2007АК-23
(Извлечение)
Открытое акционерное общество "ОрскИнтерСвязь" г. Орск, Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам России г. Москва, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Компания "Метросвязь Лимитед" г. Москва о признании незаконными и отмене Постановления N 07-35/пн от 22 марта 2007 года по делу о назначении административного наказания.
Ответчик и третье лицо заявленные требования не признают по основаниям, изложенным в отзывах.
Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено, ходатайств не поступило.
Имеющиеся по делу доказательства суд считает достаточными для разрешения спора по существу.
При рассмотрении заявления в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Компания "Метросвязь Лимитед", являющаяся владельцем 132712034 акций ОАО "ОрскИнтерСвязь", что составляет 51 % уставного капитала, 18.02.2007 направила в общество требование о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В указанном требовании Компания "Метросвязь Лимитед" просила, ввиду географической отдаленности, связаться с ним по истечении 7 дней с момента получения требования для его надлежащего исполнения, указав контактную информацию.
21.02.2007 требование о предоставлении документов было получено ЗАО "ОрскИнтерСвязь", однако документы акционеру не были представлены.
Федеральная служба по финансовым рынкам России, усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), составило протокол об административном правонарушении N 07-30/пр-ап от 07.03.2007.
По результатам рассмотрения административного дела, заместитель руководителя ФСФР России принял Постановление N 07-35/пн от 22.03.2007 о назначении административного наказания за нарушение требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в виде наложения штрафа в размере 20000 рублей.
Полагая, что оспариваемое постановление ФСФР России незаконно, ОАО "ОрскИнтерСвязь" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование незаконности вынесенного постановления заявитель ссылается на то, что с момента получения письма инвестора и до момента вынесения постановления ни один уполномоченный представитель акционера в офис заявителя для ознакомления с документами и получения с них копий не обращался.
Заявитель указывает также на процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении административного дела, а именно нарушение статей 25.1, 28.2 КоАП РФ.
Ответчик с доводами заявителя не согласился, указав в отзыве на нарушение заявителем порядка предоставления эмитентом инвестору по его требованию информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой предусмотрена статьями 89, 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Арбитражным судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 названного Федерального закона, в частности учредительным, бухгалтерским и внутренним документам Общества, протоколам общих собраний акционеров и заседаний коллегиального исполнительного органа, а также иными документами.
В пункте 2 той же статьи указано, что документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседания коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Таким образом, на общество возложена обязанность предоставить акционеру по его требованию информацию двумя способами (посредством ознакомления с документами в помещении исполнительного органа и (или) путем выдачи копий документов). При этом право выбора способа предоставления информации принадлежит акционеру в соответствии с его волеизъявлением.
Согласно статьи 52 Закона установлено, что к информации подлежащей предоставлению лицам, имеющих право на участие в общем, годовом собрании акционеров относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.
В части 1 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации.
Из системного толкования норм Федерального закона "Об акционерных обществах" и норм КоАП РФ следует, что основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности, установленной в части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, является как необеспечение акционеру реальной возможности в установленный срок ознакомиться с необходимыми документами, так и непредставление по его требованию копий документов, предусмотренных статьей 89 Федерального закона "Об акционерных обществах".
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на отсутствие в его действиях вины, как условия привлечения к административной ответственности, несостоятельна.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ОАО "ОрскИнтерСвязь" имело возможность для соблюдения законодательства об акционерных обществах, однако не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению. То обстоятельство, что с момента получения письма инвестора и до момента вынесения постановления ни один уполномоченный представитель акционера в офис заявителя для ознакомления с документами и получения с них копий не обращался, не освобождают от ответственности, так как в требование о предоставлении информации Компания "Метросвязь Лимитед" просила, ввиду географической отдаленности, связаться с ним по истечении 7 дней с момента получения требования для его надлежащего исполнения, указав контактную информацию.
ОАО "ОрскИнтерСвязь" также сослалось на непредставление ФСФР России возможности ознакомления с материалами дела по административному правонарушению. Однако это не соответствует доказательствам, представленным в дело.
Протокол об административном правонарушении составлен на основании статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом материалами дела установлено, что при составлении протокола, а также рассмотрении дела об административном правонарушении ФСФР России соблюдены гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Судом установлено, что заявитель был надлежащим образом извещен о необходимости явиться 7 марта 2007 года в ФСФР России для представления объяснений, составления и подписания протокола об административном правонарушении телефонограммой N 07-04-04-2/4232 от 05.03.2007.
Согласно подпункту 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях", несущественным является такой недостаток протокола как составления протокола в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
На основании указанного Постановления по делу об административном правонарушении N 07-35/пн от 22 марта 2007 года о привлечении ОАО "ОрскИнтерСвязь" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Руководствуясь изложенным, статьями 167 - 170, 207, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд 1.В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.