Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 23 августа 2004 года № А74-1639/04-К1

    от 23 августа 2004 г. Дело N А74-1639/04-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2004
    Решение изготовлено в полном объеме 23.08.2004
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Федулкиной
    рассмотрел в судебном заседании исковое заявление
    товарищества собственников жилья "Реванш", г. Абакан,
    к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
    к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан,
    к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, г. Абакан,
    о взыскании 20523 руб. 42 коп.,
    при участии в судебном заседании
    от истца: председателя Хаустова Н.М., представителя Хаустовой Е.К., дов. от 20.05.2004;
    от ответчика Минфина РХ: Голощапова Д.В., дов. от 16.05.2004,
    (протокол вела судья А.А. Федулкина).
    Товарищество собственников жилья "Реванш", г. Абакан, обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики о взыскании 20523 руб. 42 коп., в том числе 19493 руб. 92 коп. убытков по договору N 24 от 04.02.2003, понесенных вследствие предоставления гражданам льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", и 1029 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
    Определением арбитражного суда от 26.04.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и Управление социальной защиты населения администрации города Абакана.
    В судебном заседании 13.08.2004 истец требования свои поддержал, заявил ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Ходатайство истца отклонено судом на основании ч. 2 ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ, как заявленное на исходе процессуального срока рассмотрения дела.
    Ответчик - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее по тексту - Минтруда РХ) иск не признало, указав, что не является надлежащим ответчиком ни по договору, ни по закону. Минтруд РХ также пояснил, что в 2003 году выполнил свои обязательства по финансированию УСЗН г. Абакана по ФЗ "О ветеранах" в пределах лимитов бюджетных обязательств, перечислив последнему 24800 тыс. руб. по статье "льготы по жилищно-коммунальным услугам".
    Ответчик - Управление социальной защиты населения администрации г. Абакана (далее по тексту - УСЗН) также считает, что не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку названные льготы должны возмещаться за счет казны субъекта Российской Федерации, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов и экономики РХ.
    Ответчик - Минфин РХ иск не признал, заявив, что ТСЖ "Реванш" является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества. Ответчик полагает, что истцом не доказан факт оказания жилищно-коммунальных услуг населению.
    По мнению ответчика истец, предъявив требование о взыскании убытков, также не доказал наличие причинно-следственной связи между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением Минфином РХ своих обязательств.
    При этом ответчик указал, что согласно абзацу 3 раздела 13 "Социальная политика" Порядка финансирования расходов по разделам республиканского бюджета по отдельным направлениям, перечисление средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с кодами Бюджетной классификации Российской Федерации. В силу ст. 226 БК РФ объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств. Финансирование сверх установленных лимитов явилось бы нецелевым использованием бюджетных средств. Поскольку действия Министерства финансов и экономики соответствуют Закону Республики Хакасия "О республиканском бюджете на 2003 год", оснований для взыскания убытков не имеется. Ответчик также возразил против взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку факт пользования истцом не подтвержден.
    Представитель Минфина РХ представил контррасчет, согласно которому истцом необоснованно предъявлена к возмещению сумма в размере 3126 руб., вследствие того, что истец необоснованно предоставлял льготу по оплате жилья совместно проживающим с ветеранами труда членам семьи, так как с мая 2003 года в ФЗ "О ветеранах" были внесены изменения, согласно которым право на льготы имеют только нетрудоспособные члены семьи.
    Представители Министерства труда и социального развития Республики Хакасия и УСЗН, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
    Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
    Администрация г. Абакана, Управление соцзащиты населения и ТСЖ "Реванш" 04.02.2003 заключили договор N 24, согласно которому ТСЖ "Реванш" обязался предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", УСЗН обязалось направлять денежные средства по мере их поступления от Минтруда РХ на возмещение расходов истца в связи с предоставлением льгот, а Администрация г. Абакана обязалась координировать совместную деятельность по исполнению условий договора.
    В дополнительном соглашении от 26.12.2003 к договору N 24 утвержден годовой лимит бюджетных обязательств.
    Договор N 24 заключен во исполнение пунктов 3 и 3.3 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, который предусматривает финансирование и расходование средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в пределах лимитов бюджетных обязательств через расчетные счета муниципальных органов социальной защиты населения.
    Согласно названному Порядку органы социальной защиты населения обязаны направлять денежные средства на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по льготам путем перечисления на банковский счет организаций, осуществляющих предоставление льготных услуг гражданам, в том числе на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами с муниципальными органами и предприятиями, организациями, предоставляющими льготы.
    Статьей 19 ФЗ "О товариществах собственников жилья" предусмотрена социальная защита домовладельцев, нанимателей жилых помещений в кондоминиуме, которая осуществляется путем передачи товариществам собственников жилья... компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
    Истцом доказано, что ТСЖ "Реванш" в соответствии с заключенными договорами производит оплату коммунальных услуг муниципальному предприятию г. Абакана "Водоканал" - за отпуск и прием сточных вод, муниципальному предприятию "Абаканские электрические сети" - за потребленную электрическую энергию, муниципальному предприятию "Спецавтобаза ЖКХ" - за оказание услуг по вывозу бытовых отходов. В подтверждение осуществления указанных расходов истец представил в дело договоры на предоставление услуг, платежные документы на оплату услуг.
    Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Реванш", принимая оплату от членов кондоминиума за жилье и жилищно-коммунальные услуги, предоставляет гражданам, имеющим статус ветеранов, льготу в виде 50% оплаты жилой площади и коммунальных услуг, что подтверждается реестрами на возмещение расходов предприятиям и организациям, фактически предоставляющим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
    Всего в 2003 г. предоставлено льгот членам ТСЖ "Реванш" на сумму 46532 руб. Как следует из материалов дела, УСЗН в 2003 году перечислило на счет истца денежные средства в возмещение расходов по предоставлению льгот ветеранам в размере 27038 руб.
    Согласно акту сверки расчетов между истцом и УСЗН по состоянию на 01.01.2004 у истца образовались убытки в сумме 19493 руб. 92 коп. в связи с непоступлением компенсации предоставленных ветеранам льгот.
    В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
    Согласно ст. 10 ФЗ "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья и оплату коммунальных услуг. Порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с абзацем 2 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета распорядителем бюджетных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, перечисление средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с кодами Бюджетной классификации РФ. Министерство труда и социального развития РХ справкой подтвердило размер финансирования в 2003 году Абаканского управления социальной защиты населения по ФЗ "О ветеранах" по статье "льготы по жилищно-коммунальным услугам" в пределах утвержденного лимита бюджетных обязательств - 24800 тыс. руб.
    Таким образом, представленные в дело доказательства подтверждают исполнение Министерством труда и социального развития РХ в 2003 году возложенных на него обязанностей по целевому расходованию средств бюджета Республики Хакасия, предназначенных для финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по ФЗ "О ветеранах". Из материалов дела также усматривается, что УСЗН исполнило свои обязательства, профинансировав ТСЖ "Реванш" в сумме 27038 руб. согласно утвержденному в дополнительном соглашении от 26.12.2003 к договору N 24 годовому лимиту бюджетных обязательств.
    Вместе с тем из материалов дела усматривается, что фактические расходы ТСЖ "Реванш", связанные с исполнением ФЗ "О ветеранах" по предоставлению льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2003 году, полностью не возмещены. С учетом этого арбитражный суд признал правомерным требование о взыскании убытков, принимая во внимание, что лимиты бюджетных обязательств исполнены, а бюджетный год истек.
    Вместе с тем арбитражный суд, ознакомившись с представленным Минфином РХ расчетом необоснованно предоставленных истцом льгот за период с мая по декабрь 2003 г., признал его обоснованным в части.
    Федеральным законом от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в статью 22 ФЗ "О ветеранах" внесены изменения, согласно которым лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставляется льгота в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений. Льгота по оплате жилья предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих и находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Названный Закон вступил в действие в соответствии со статьей 6 с момента его официального опубликования - с 8 мая 2003 года.
    Истец представил доказательства нетрудоспособности членов семьи ветеранов Еремчук А.И. и Киселева Н.Д. В отношении других членов семьи ветеранов труда, поименованных в расчете Минфина РХ, истец доказательств обоснованности предоставления им льгот не предоставил.
    Согласно расчету суда за период с 8 мая по декабрь 2003 г. истцом необоснованно предоставлена льгота членам семьи ветеранов труда на сумму 2693 руб. 80 коп., вследствие чего данная сумма подлежит исключению из суммы, предъявленной ко взысканию.
    Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов..., подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
    Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков.
    Исходя из того, что Республика Хакасия не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов лицу, предоставившему льготы ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 16800 руб. 12 коп., арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца в названной сумме.
    Ссылка ответчика на ст. 226 Бюджетного кодекса РФ не может являться основанием к отказу в иске в Минфину РХ, так как статья 10 ФЗ "О ветеранах", возлагая на субъекты Российской Федерации бремя расходов по финансированию льгот, предоставляемых ветеранам, не ограничивает такие расходы размером бюджетных обязательств.
    Требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1029 руб. 50 коп. не подлежит удовлетворению, так как проценты не могут быть начислены на сумму убытков, являющихся мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.
    По мнению арбитражного суда, Управлением СЗН и Министерством труда и социального развития Республики Хакасия не допущено нарушений, которые могли стать основанием для привлечения их к ответственности по возмещению убытков, вследствие чего в удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения и Министерству труда и социального развития РХ следует отказать.
    Госпошлина по иску составляет 920 руб. 94 коп., которая в соответствии со статьей 100 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика - Минфин РХ в сумме 753 руб. 87 коп. и на истца в сумме 167 руб. 07 коп.
    С ответчика государственная пошлина не подлежит взысканию в силу п/п 6 п. 3 статьи 5 Федерального закона "О госпошлине".
    Руководствуясь статьями 8, 15, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 169 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Иск удовлетворить частично.
    Взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, за счет казны Республики Хакасия, в пользу товарищества собственников жилья "Реванш", г. Абакан, 16800 руб. 12 коп. убытков.
    В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
    2.В иске к Управлению социальной защиты населения администрации г. Абакана, г. Абакан, и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия отказать.
    3.Взыскать с товарищества собственников жилья "Реванш", г. Абакан, в доход федерального бюджета 167 руб. 07 коп. государственной пошлины.
    Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд, принявший решение, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    А.А.ФЕДУЛКИНА