от 9 февраля 2006 г. Дело N А74-5698/2005
Резолютивная часть решения объявлена 24.01.2006
Полный текст решения изготовлен 09.02.2006
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного учреждения "Таштыпский лесхоз", с. Таштып,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
о признании незаконным решения от 17 ноября 2005 года N 39.
Протокол судебного заседания вела судья Гигель Н.В.
В судебном заседании принимали участие
представитель заявителя - Калягин И.В. (доверенность от 25.11.2005);
представитель налоговой инспекции - Капустина Е.П. (доверенность от 07.10.2005).
Федеральное государственное учреждение "Таштыпский лесхоз" (далее - лесхоз) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) от 17 ноября 2005 года N 39 о взыскании налога (сбора), пени в общей сумме 3727422,54 руб. за счет имущества последнего.
Представитель лесхоза в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, и заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия.
В удовлетворении ходатайства арбитражным судом отказано в связи с отсутствием предусмотренных частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для привлечения указанного лица к участию в деле.
Налоговая инспекция требования лесхоза не признала, полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
В судебном заседании 17 января 2006 г. объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 24 января 2006 г.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия в адрес лесхоза были направлены следующие требования об уплате налога (сбора), пеней: от 15.03.2005 N 6675, от 05.04.2005 N 7158, от 19.07.2005 N 10437, от 20.07.2005 N 10466, от 21.07.2005 N 10570, от 26.07.2005 N 10783, от 11.08.2005 N 11300, от 15.08.2005 N 11739, от 23.09.2005 N 12848, от 27.09.2005 N 12904 на общую сумму 3727422,54 руб.
В связи с отсутствием у лесхоза денежных средств, на которые могло быть обращено взыскание по налогам, 17 ноября 2005 года налоговая инспекция приняла решение N 39 о взыскании сумм налогов и пеней в размере 3727422,54 руб. за счет имущества лесхоза.
22.11.2005 на основании соответствующего постановления налоговой инспекции судебным приставом-исполнителем Таштыпского отдела Службы судебных приставов по Республике Хакасия Дрыгиным Д.А. возбуждено исполнительное производство.
Лесхоз, полагая, что решение налогового органа N 39 от 17.11.2005 противоречит статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 109, 110 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.07.2004 N 379 "Об изменении порядка исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель считает, что обращение взыскания налоговым органом на имущество заявителя в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации является незаконным, поскольку лесхоз, будучи территориальным органом Федеральной службы лесного хозяйства России - государственным учреждением, владеет федеральным имуществом на праве оперативного управления и не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности. В отношении имущества учреждения в силу положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен особый правовой режим, предполагающий отсутствие права учреждения на распоряжение принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом и ответственность учреждения по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Денежные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении, либо имущество, приобретенное за счет указанных средств, у лесхоза отсутствует. Налоговый орган не представил доказательств наличия такого имущества.
Кроме того, заявитель обратил внимание на то, что в соответствии с порядком взыскания средств по обязательствам получателей средств федерального бюджета, установленным Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2004 N 379, взыскание по обязательствам получателей средств федерального бюджета может быть осуществлено только в судебном порядке и только за счет средств федерального бюджета.
Налоговая инспекция полагает, что у нее были законные основания для принятия решения о взыскании налогов и пени за счет имущества налогоплательщика-учреждения, поскольку не исключено наличие у последнего денежных средств, полученных от деятельности, приносящей доходы, либо имущества, приобретенного на указанные денежные средства, на которые при недостаточности бюджетного финансирования может быть обращено взыскание. Решение передано на исполнение в Службу судебных приставов для установления факта недостаточности имущества в целях последующего предъявления в судебном порядке требования главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение.
Оценив приведенные сторонами доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика. В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Лесхоз не оспаривает соблюдение налоговым органом порядка обращения взыскания на денежные средства лесхоза, а также подтверждает то обстоятельство, что денежные средства, за счет которых возможно исполнение решения налоговой инспекции о взыскании налогов и пени, на бюджетных счетах лесхоза отсутствуют.
В соответствии с Положением (общим) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 13.11.1998 N 188, лесхоз является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; является государственным учреждением; владеет федеральным государственным имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Источники формирования имущества лесхоза указаны в пункте 21 Положения.
Таким образом, Таштыпский лесхоз является государственным учреждением. Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением "Таштыпский лесхоз", внесено 20 июня 1999 года в реестр федерального имущества под реестровым N 01900093, что подтверждается представленным заявителем свидетельством N 024916.
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Частью 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет учреждениям отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете.
В соответствии с частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Если их недостаточно, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Таким образом, учреждение-налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником этого имущества. Следовательно, взыскание налогов может быть осуществлено только за счет денежных средств учреждения.
Аналогичную позицию высказал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 14 июля 1999 года N 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения", отметив, что в случае недостаточности у учреждения денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.
Правильность указанного вывода следует также из норм бюджетного законодательства.
В соответствии со статьями 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявитель является бюджетным учреждением и получателем средств федерального бюджета.
Федеральное бюджетное учреждение в соответствии с п. 7 ст. 161 БК РФ использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета, открытые в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Лицевые счета, режим которых позволяет совершать операции по списанию бюджетных средств, существуют двух видов - лицевые счета получателей бюджетных средств и лицевые счета для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Порядок взыскания средств по обязательствам получателей средств федерального бюджета установлен Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (статья 109) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2004 N 379 "Об изменении порядка исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета".
Статьей 109 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов и судебных приказов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с предъявленными в территориальные органы Федерального казначейства исполнительными листами и судебными приказами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.
При недостаточности указанных в части 2 настоящей статьи средств на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет выделение должникам, находящимся в его ведении, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в сумме, необходимой для исполнения требований по исполнительному листу и судебному приказу.
Из указанных правовых актов следует, что взыскание по обязательствам получателя средств федерального бюджета осуществляется в судебном порядке и только за счет средств федерального бюджета, а не иного имущества, то есть на основании исполнительных листов судов и исполнение этих исполнительных листов осуществляется не службой судебных приставов, а органами Федерального казначейства.
Согласно части 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Устава лесхоза он вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, определенных Уставом, и соответствует этим целям.
Представитель лесхоза пояснил, что такая деятельность лесхозом осуществлялась, но отсутствует имущество, приобретенное за счет указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на указанный орган.
При вынесении решения N 39 от 17 ноября 2005 года о взыскании недоимки по налогам и пени за счет имущества лесхоза налоговая инспекция, установив юридический статус Таштыпского лесхоза, не убедилась в правовом режиме имущества, которое у того находится на балансе.
Налоговый орган не представил арбитражному суду доказательств наличия у лесхоза имущества, на которое могло быть обращено взыскание по налогам.
Таким образом, оспариваемое решение принято без учета положений части 2 статьи 120, части 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 109 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2004 N 379 "Об изменении порядка исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", нарушает права лесхоза на владение, пользование и распоряжение имуществом, переданным ему в оперативное управление, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию незаконным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 рублей и подлежит отнесению на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия. Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия от 17.11.2005 N 39 как несоответствующее положениям части 2 статьи 120 и части 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 109 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2004 N 379 "Об изменении порядка исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.В.ГИГЕЛЬ