Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 14 ноября 2007 года № А47-8442/2006АК-24

    (Извлечение)
    закрытое акционерное общество "Обувная фирма "Юничел" (г. Челябинск) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации города Орска Оренбургской области о признании незаконным Распоряжения администрации города Орска N 1579-р от 10.05.2006 года "Об отмене Распоряжения администрации N 1539-р от 05.05.2005 года "О предоставлении ЗАО "Обувная фирма "Юничел" в аренду земельного участка между домами NN 15 - 17 по пр. Мира" и обязании Администрацию города Орска продлить договор аренды земельного участка до 05.05.2008 года.
    Права и обязанности представителю ответчика разъяснены.
    Отводов суду, секретарю судебного заседания не заявлено, ходатайств не поступило.
    Заслушав доводы представителя ответчика, изучив представленные материалы, Суд установил следующее.
    Распоряжением N 1579-р от 10.05.2006 года Администрацией города Орска в связи с окончанием договора аренды N 1239-р от 23.05.2005 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и Заявителем, было отменено распоряжение N 1539-р от 05.05.2005 года о предоставлении ЗАО "Обувная фирма "Юничел" в аренду земельного участка между домами NN 15 - 17 по пр. Мира.
    Заявитель, оспаривая Распоряжение администрации города Орска N 1579-р от 10.05.2006 года считает его незаконным, в связи с тем, что ответчиком не представлено мотивированных оснований о досрочном прекращении договора аренды.
    Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое Распоряжение законным и обоснованным не нарушающим права и законные интересы Заявителя. Кроме того, ответчик считает, что Обществом, в своем заявлении, соединено несколько требований, не связанных между собой как по основаниям возникновения, так и по представленным ответчиком в суд доказательствам.
    Суд считает, что заявленные ЗАО "Обувная фирма "Юничел" требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
    Согласно Распоряжения администрации города Орска N 2841-р от 30.11.2001 года был утвержден акт выбора земельного участка и согласовано месторасположение земельного участка площадью 0,02 га под размещение 2 - 3-этажного обувного магазина-вставки между жилыми домами NN 15 - 17 по пр. Мира. Заявителем было получено архитектурно-планировочное задание на строительство. Проектная документация согласована с Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Орска, что отражено в Заключении от 18.10.2004 года N 14/08-2597.
    Администрацией города Орска на основании Распоряжения N 1539-р от 05.05.2005 года Закрытому акционерному обществу "Обувная фирма "Юничел" был предоставлен на праве аренды, земельный участок, площадью 291 кв. м. Договор аренды земельного участка был заключен 23.05.2005 года. На основании распоряжения Администрации города Орска N 2892-р от 17.08.2005 года, земельный участок был предоставлен Обществу в аренду сроком на три года, то есть до 05.05.2008 года.
    Распоряжением N 1579-р от 10.05.2006 года Администрацией города Орска было отменено распоряжение N 1539-р от 05.05.2005 года о предоставлении ЗАО "Обувная фирма "Юничел" в аренду земельного участка между домами NN 15 - 17 по пр. Мира.
    Согласно статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности".
    В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
    Таким образом, на основании ст. 13 ГК РФ и п. 1 ст. 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления необходимо, чтобы оспариваемые ненормативные правовые акты:
    - не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту;
    - нарушали права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагали на него какие-либо обязанности, создавали иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
    Судом установлено, что Заявитель не представил в дело доказательств нарушения его прав и законных интересов Администрацией города Орска.
    Документальным подтверждением того, что Администрация города Орска не нарушила права и законные интересы Заявителя, являются Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Уральского округа. Администрация города Орска Оренбургской области 15.11.2006 года обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Оренбургской области к ЗАО "Обувная фирма "Юничел" о признании договора аренды земельного участка N 1239 от 23.05.2005 года незаключенным. Решением Арбитражного суда Оренбургской области в удовлетворении заявленных Администрацией города Орска требований было отказано. Требования Администрации города Орска, в порядке обжалования решения суда первой инстанции, были удовлетворены. То есть решение Арбитражного суда Оренбургской области было отменено, а заявленные администрацией города Орска требования удовлетворены, признав незаключенным договор аренды земельного участка между администрацией города Орска и ЗАО "Обувная фирма "Юничел". Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа удовлетворенные требования администрации города Орска были поддержаны. Таким образом, требования Общества являются необоснованными, так как оспариваемое распоряжение не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица, что фактически подтверждается следующими обстоятельствами.
    Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Указанные полномочия в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации отражают самостоятельность местного самоуправления.
    В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
    Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
    Следовательно, Администрация города Орска при принятии оспариваемого распоряжения действовала в рамках действующего законодательства, согласно части 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля, в связи с допущенными нарушениями при издании распоряжения администрации города Орска N 1539-р от 05.05.2005 года требований пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствием на момент издания распоряжения документов необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, руководствуясь статьей 24 Устава города Орска, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 6 и 48 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающих право органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления, принявшего соответствующий муниципальный правовой акт отменить его или приостановить его действие.
    Таким образом, Суд считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления был принят в соответствии с нормами действующего законодательства и в пределах полномочий исполнительного органа власти - администрации города Орска Оренбургской области, в связи с чем, не были нарушены права и законные интересы Закрытого акционерного общества "Обувная фирма "Юничел".
    При вышеуказанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных Закрытым акционерным обществом "Обувная фирма "Юничел" требований о признании незаконным Распоряжения администрации города Орска N 1579-р от 10.05.2006 года "Об отмене Распоряжения администрации N 1539-р от 05.05.2005 года "О предоставлении ЗАО "Обувная фирма "Юничел" в аренду земельного участка между домами NN 15 - 17 по пр. Мира" и обязании Администрацию города Орска продлить договор аренды земельного участка до 05.05.2008 года, не имеется.
    Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Заявителя.
    Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный Суд
  1. 1. В удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "Обувная фирма "Юничел" (г. Челябинск) требований о признании незаконным Распоряжения администрации города Орска N 1579-р от 10.05.2006 года "Об отмене Распоряжения администрации N 1539-р от 05.05.2005 года "О предоставлении ЗАО "Обувная фирма "Юничел" в аренду земельного участка между домами NN 15 - 17 по пр. Мира" и обязании Администрацию города Орска продлить договор аренды земельного участка до 05.05.2008 года, отказать.
  2. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.