Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 01 марта 2005 года № А74-291/2005-К1

    от 1 марта 2005 г. Дело N А74-291/2005-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2005 года
    Решение подготовлено в полном объеме 1 марта 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.И. Мельник
    рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
    открытого акционерного общества "Черногорская автобаза", г. Черногорск,
    о признании действия Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, в виде отказа принять личное дело Большаковой Галины Васильевны незаконным,
    при участии:
    от заявителя - представителя Киселевой Т.В. по доверенности от 05.10.2004,
    от ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РХ - представителей Котнякова Н.Н. по доверенности от 19.01.2005 N 01-12/05-159, Бочаровой Л.А. по доверенности от 13.07.2004 N 01-12/05-1596,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Мельник,
  1. открытое акционерное общество "Черногорская автобаза" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действия Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в виде отказа принять личное дело Большаковой Галины Васильевны незаконным.
  2. Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 января 2005 года заявление принято к производству.
    В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, просил обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия принять личное дело Большаковой Галины Васильевны, поскольку такой отказ лишает ее права в дальнейшем на своевременное получение страхового обеспечения.
    Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия заявленные требования не признало, считая, что правила о внесении капитализированных платежей не распространяются на лиц, получивших увечье, не связанное с исполнением ими трудовых обязанностей.
    Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд установил.
    В предмет доказывания по заявлению о признании незаконным действия (бездействия) входит: несоответствие действий (бездействия) действующему законодательству, нарушение ими законных прав и интересов заявителя.
    Как следует из представленных доказательств, на основании решения Черногорского городского народного суда Красноярского края от 13.06.1977 с Черногорской автобазы ежемесячно в пользу Большаковой Галины Васильевны подлежит взысканию 50,40 руб. в счет возмещения вреда жизни и здоровью, причиненного ДТП, пожизненно.
    Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 октября 2002 года по делу N А74-1869/02-К1 открытое акционерное общество "Черногорская автобаза" признано несостоятельным (банкротом).
    Большакова Г.В., в соответствии с п. 3 ст. 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", обратилась к конкурсному управляющему открытого акционерного общества "Черногорская автобаза" с заявлением о согласии передачи права требования суммы капитализированных платежей к Российской Федерации.
    Конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Черногорская автобаза" направил личное дело Большаковой Г.В. и расчет размера капитализированных повременных платежей в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
    Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия личное дело Большаковой Г.В. возвращено, в связи с тем, что несчастный случай, происшедший с пострадавшим, является не страховым и не подпадает под действие Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
    Статья 20 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" закрепляет права и обязанности арбитражного управляющего.
    Пункт 2 статьи 101 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определяет функции, которые осуществляет конкурсный управляющий с момента своего назначения, в число которых входит передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
    Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит право и обязанность конкурсного управляющего по передаче документов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
    Таким образом, заявителем не доказан факт нарушения его прав действиями Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
    В соответствии с п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
    Согласно п. 2 ст. 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
    Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.
    Федеральный закон N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановление Правительства от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не распространяют свое действие на лиц, получивших увечье, не связанное с исполнением ими трудовых обязанностей.
    Вопрос о праве лиц, получивших увечье, не связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, на получение возмещения при ликвидации предприятия-должника, в том числе при несостоятельности (банкротстве), в случае невозможности получить капитализированные платежи, законом не урегулирован.
    Следовательно, действия Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по республике не противоречат действующему законодательству.
    С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что открытое акционерное общество "Черногорская автобаза" не доказало ни факта несоответствия действий Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по республике действующему законодательству, ни факта нарушения своих прав и законных интересов со стороны Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по республике, что является основанием к отказу в удовлетворении заявления.
    Довод заявителя о том, что отказ Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в принятии личного дела лишает Большакову Г.В. права в дальнейшем на своевременное получение страхового обеспечения, предусмотренного Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в том числе права на санаторно-курортное лечение, арбитражный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
    Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", принятому с целью реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации.
    Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г. N 6189).
    При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
    Учитывая вышеизложенное, Большакова Г.В. вправе самостоятельно реализовать свое право на санаторно-курортное лечение независимо от того, будет ли передано ее личное дело открытым акционерным обществом "Черногорская автобаза" в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия или нет.
    Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 руб., в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 172, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Черногорская автобаза", г. Черногорск, о признании действия Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, в виде отказа принять личное дело Большаковой Галины Васильевны незаконным отказать.
    2.Взыскать с открытого акционерного общества "Черногорская автобаза", г. Черногорск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
    Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Л.И.МЕЛЬНИК