Постановление от 26 ноября 2004 года № А74-3309/2004-К1
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Постановление от 26 ноября 2004 года № А74-3309/2004-К1
от 26 ноября 2004 г. Дело N А74-3309/2004-К1
Резолютивная часть Постановления объявлена
в судебном заседании 25 ноября 2004 года
Мотивированное Постановление подготовлено
в полном объеме 26 ноября 2004 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Ткаченко О.Н., судьи Сивириной М.В., судьи Мельник Л.И.,
(протокол вела судья Сивирина М.В.),
рассмотрел апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Ширинский район, п. Шира,
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 октября 2004 г. по делу N А74-3309/2004, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
по заявлению Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,
о признании недействительным Постановления Администрации Ширинского района от 30.03.1995 N 160,
адресованному Администрации муниципального образования Ширинский район,
с участием заинтересованных лиц государственного природного заповедника "Хакасский", г. Абакан, акционерного общества открытого типа "Хакасский рыбокомбинат", г. Абакан,
при участии представителей:
заявителя - Васичкиной О.А. по доверенности от 05.01.2004 N 01,
администрации: Михайленко А.В. по доверенности от 01.11.2004,
ГПЗ "Хакасский" - Азаракова В.Н. по доверенности от 17.09.2004.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Теруправление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации Ширинского района от 30.03.1995 N 160. В качестве ответственного органа названа Администрация муниципального образования Ширинский район.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.10.2004 заявление удовлетворено, Постановление Администрации Ширинского района от 30.03.1995 N 160 признано незаконным в силу несоответствия ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ.
Решение арбитражного суда первой инстанции мотивировано несоответствием обжалуемого Постановления ст. 6 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ и нарушением им законных прав и интересов заявителя.
Администрация муниципального образования Ширинский район (далее по тексту - Администрация МО) не согласилась с принятым решением и просит отменить судебный акт, в удовлетворении заявления отказать. Администрация МО полагает, что является ненадлежащим органом, привлеченным по данному делу, поскольку оспариваемое Постановление было принято Администрацией Ширинского района, в настоящее время ликвидированной в соответствии с Законом Республики Хакасия от 29.05.2002 N 20 "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установление и изменение их наименований". Поскольку Закон Республики Хакасия от 26.09.2003 N 45 "Об образовании муниципального образования Ширинский район и установлении его границ" не содержит норм о правопреемстве органа местного самоуправления по отношению к органу государственной власти - Администрации Ширинского района, следовательно, у Администрации МО Ширинский район не возникло правопреемство в отношении прав и обязанностей Администрации Ширинского района.
Кроме того, представитель Администрации МО в судебном заседании просил прекратить производство по делу, поскольку с 30.03.1995 истек срок на обжалование оспариваемого ненормативного акта. По мнению заявителя апелляционной жалобы, права Российской Федерации на земли заповедника не нарушены, поскольку земли заповедника оспариваемым Постановлением не были изъяты, а были обменены на земли муниципальные.
Теруправление с доводами апелляционной жалобы не согласилось, полагает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку Администрация МО своим Постановлением N 1339 от 10.12.2003 отменила Постановление Администрации Ширинского района N 133 от 25.04.2002, отменившее оспариваемое Постановление N 165. О тексте оспариваемого Постановления Теруправлению стало известно лишь 21.07.2004 - в судебном заседании федерального суда Ширинского района, поэтому срок на обжалование, по мнению заявителя, не истек. Изъятие земельного участка было произведено Администрацией муниципального образования у ГПЗ "Чазы" в 1995 г. с превышением своих полномочий, так как право федеральной собственности на данный участок возникло в силу п. 7 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995.
Представитель ГПЗ "Хакасский" полностью поддержал позицию Теруправления, а также пояснил, что заповедник "Чазы" не вправе был давать согласие на распоряжение землями заповедника, поскольку этот вопрос находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Представитель ОАО "Хакасский рыбокомбинат" в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав устные выступления представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в пределах главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Арбитражным судом первой инстанции верно определен предмет доказывания по делу.
Фактические обстоятельства дела следующие:
Территория государственного природного заповедника "Чазы", расположенная в Ширинском районе, утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.08.1991 N 432.
Постановлением Администрации Ширинского района от 30.03.1995 N 160 "Об уточнении границ между заповедником "Чазы" и акционерным обществом открытого типа "Хакасский рыбокомбинат" изменены границы и площадь земельных участков. У заповедника изъят земельный участок площадью 252 га, расположенный вдоль Западного берега Малого плеса озера Беле, и передан в районный фонд перераспределения; изъята водная поверхность Малого плеса озера Беле площадью 150 га; изъят земельный участок площадью 88 га, расположенный в районе скалок на восточном берегу Большого плеса озера Беле; изъята водная поверхность площадью 600 га озера Иткуль западнее линии "затонувший катер" - "крыжовник".
Обжалуемое Постановление N 160 было впоследствии отменено Администрацией Ширинского района Постановлением N 133 от 25.04.2002 (т.е. до ликвидации данного органа).
Согласно письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.02.1993 N С-13/ОП-77, если истец считает, что акт, изданный органом управления, который в последующем был ликвидирован, является незаконным, арбитражный суд не может отказывать истцу в защите его прав и интересов. Арбитражному суду необходимо установить (если в надлежащем порядке не указан правопреемник ликвидированного органа управления), к какому органу перешли функции по изданию подобных актов. При установлении такого органа управления он должен быть привлечен стороной по делу.
Споры о признании недействительными актов, изданных ликвидированными органами управления, арбитражным судам следует рассматривать с учетом всех представленных доказательств и при доказанности противоречия актов законодательству, нарушения охраняемых законом прав и интересов заявителей признавать такие акты недействительными. В этих случаях не может быть прекращено производство по делу.
Принимая во внимание, что Администрация МО Ширинский район своим Постановлением N 1339 от 10.12.2003 отменила Постановление Администрации Ширинского района N 133 от 25.04.2002, приняв тем самым на себя права и обязанности по ранее изданному Постановлению N 160 от 30.03.1995, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает обоснованным привлечением в качестве стороны по делу именно Администрации МО Ширинский район.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1004 от 04.09.1999 в Республике Хакасия на базе реорганизуемых государственных природных заповедников "Малый Абакан" и "Чазы" учрежден государственный природный заповедник "Хакасский" Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Поскольку реорганизация заповедников "Малый Абакан" и "Чазы" произведена в установленном законом порядке, регистрация вновь созданного заповедника "Хакасский" в установленном порядке не оспорена, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заповедник "Хакасский" не является правопреемником в отношении прав и обязанностей ГПЗ "Чазы" и ГПЗ "Малый Абакан", несостоятельны.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1004 от 04.09.1999 к территории государственного природного заповедника "Хакасский" отнесены земли реорганизуемых государственного природного заповедника "Малый Абакан" общей площадью 97829 гектаров и государственного природного заповедника "Чазы" общей площадью 27295,3 гектара.
В соответствии с п. 7 ст. 3, п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, земельные участки которых являются федеральной собственностью.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ статьей 6 устанавливает запрет на изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Изменение территории государственного заповедника производится Правительством Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок, предоставленный федеральному государственному учреждению "Государственный природный заповедник "Хакасский" на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенный по адресу: Ширинский район, участок на оз. Беле, кадастровый N 19:11:990101:0083, подтверждается свидетельством о регистрации права от 20.01.2004 N 19-01/00-6/2004-25.1.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Следовательно, оспариваемым постановлением нарушено право Российской Федерации, как собственника, на распоряжение принадлежащим ей земельным участком.
На основании изложенного арбитражным судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что обжалуемое постановление, изменяющее границы и площади земельных участков, являющихся федеральной собственностью, незаконно в силу противоречия вышеназванной ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Довод Администрации МО о пропуске заявителем срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления арбитражный суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным, поскольку из представленных заявителем в материалы дела документов следует, что о нарушении своего права заявителю стало известно лишь 21 июля 2004 г. - при участии в судебном заседании в Ширинском федеральном районном суде. Администрация МО Ширинский район уклонилась от исполнения требования заявителя представить копию данного постановления.
Поскольку Теруправление обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта 02.08.2004, следовательно, 3-месячный срок для обжалования ненормативного акта заявителем не пропущен.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционная коллегия Арбитражного суда Республики Хакасия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены полностью, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права арбитражным судом первой инстанции не допущено, решение от 5 октября 2004 г. по делу N А74-3309/04-К1 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционной жалобе составляет 500 руб. 00 коп., вместе с тем, и заявитель по делу, и заявитель апелляционной жалобы освобождены от уплаты госпошлины в соответствии с пунктом 1 части 3 Закона РФ "О государственной пошлине", поэтому госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции 1.Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 октября 2004 г. по делу N А74-3309/04-К1 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Кассационная жалоба направляется через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председательствующий судья
О.Н.ТКАЧЕНКО
Судья
Л.И.МЕЛЬНИК
Судья
М.В.СИВИРИНА