Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 03 мая 2004 года № А74-630/04-К2

    от 3 мая 2004 г. Дело N А74-630/04-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, село Аскиз Республики Хакасия,
    к Управлению федерального казначейства Министерства финансов и экономики Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан,
    об оспаривании в части акта от 8 декабря 2003 года N 20/8 и уведомления об изменении бюджетных ассигнований от 24 декабря 2003 года N 61 в части.
    К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Хакасия привлечено
    Отделение федерального казначейства по Аскизскому району Республики Хакасия, село Аскиз.
    В судебном заседании принимали участие представители лиц, участвующих в деле:
    заявителя - Медведева С.Г., доверенность от 23.03.2004 N 6627;
    Управления федерального казначейства МФ РФ по РХ - Лаюрова О.А., доверенность от 05.01.2004 N 2; Межеков А.Н., доверенность от 24.03.2004 N 685;
    Отделения федерального казначейства по Аскизскому району - Угдыжекова К.А., доверенность от 24.03.2004.
    Протокол судебного заседания вела судья Т.Н. Сидельникова.
    В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд 26.03.2004 объявил резолютивную часть решения.
    Мотивированное решение составлено 03.05.2004.
    Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными и не подлежащими исполнению акта Отделения федерального казначейства по Аскизскому району от 08.12.2003 N 20/8 и уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Управление федерального казначейства) от 24.12.2003 N 61 об изменении бюджетных ассигнований по коду экономической классификации расходов 110600 "Оплата услуг связи" на 1011 рублей.
    Заявитель полагает, что событие бюджетного правонарушения не имело места в его деятельности, денежные средства, полученные по коду экономической классификации (далее - код ЭКР) 110600 "Оплата услуг связи" в сумме 1011,6 рубля обоснованно использованы в 2002 году на приобретение открыток. Размер расходов, факт использования средств, полученных по коду ЭКР 110600, заявитель не оспаривает.
    Управление федерального казначейства представило отзыв на заявление получателя бюджетных средств. В отзыве и судебном заседании представители органа федерального казначейства пояснили, что требование является неосновательным, так как приобретенные заявителем открытки в силу пункта 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725, не относятся к почтовым услугам. Вследствие этого, расходы на их приобретение могли быть произведены получателем бюджетных средств за счет кода ЭКР 110350 "Прочие расходные материалы и предметы снабжения".
    Аналогичные доводы в судебном заседании привел представитель третьего лица.
    Арбитражный суд установил, что 08.12.2003 должностными лицами Отделения федерального казначейства по Аскизскому району Республики Хакасия (далее - Отделение федерального казначейства) по результатам проверки целевого использования Налоговой инспекцией средств федерального бюджета в период времени с января 2002 года по сентябрь 2003 года составлен акт N 20/8.
    Согласно акту, Налоговая инспекция допустила нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 1011,6 рубля, полученных по коду ЭКР 110600 "Оплата услуг связи". Нарушение выразилось в том, что в период времени с 25.06.2002 по 30.12.2003 за счет указанного кода ЭКР налоговый орган приобрел открытки. Поскольку открытки не относятся к услугам связи, расходы на их приобретение должны быть произведены получателем бюджетных средств за счет кода ЭКР 110350 "Прочие расходные материалы и предметы снабжения".
    Разногласия Налоговой инспекции в письме от 15.12.2003 N 18538 не приняты Отделением федерального казначейства, о чем свидетельствует заключение Отделения федерального казначейства от 17.12.2003 N 558.
    Акт от 08.12.2003 N 20/8 явился основанием для изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований, о котором Управление федерального казначейства уведомило получателя бюджетных средств 24.12.2003.
    По изложенным выше основаниям Налоговая инспекция оспаривает уведомление Управления федерального казначейства от 24.12.2003 N 61 в части изменения ассигнований на 1.011 рублей по коду ЭКР 110600.
    Статьей 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень мер принуждения к получателям бюджетных средств, основанием для применения которых является нарушение бюджетного законодательства, в том числе - нецелевое использование бюджетных средств. В качестве одной из мер принуждения в статье предусмотрено изъятие бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
    Под нецелевым использованием бюджетных средств в статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
    В основе понятия нецелевого использования находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
    Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
    Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов (часть 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
    По результатам исследования обстоятельств использования заявителем бюджетных средств арбитражный суд пришел к следующим выводам.
    Обстоятельства использования денежных средств в сумме 1011,6 рубля, выделенных по коду ЭКР 110600 "Оплата услуг связи", на приобретение открыток налоговым органом не оспаривается.
    Спор по вопросу об обстоятельствах использования приобретенных открыток отсутствует, в ходе рассмотрения дела органы федерального казначейства не подвергли сомнению факт использования налоговым органом открыток для направления письменных сообщений субъектам налоговых правоотношений в целях осуществления основной функции заявителя - налогового контроля.
    Цели использования денежных средств, выделяемых по предметной статье 110600 "Оплата услуг связи", были определены Министерством финансов Российской Федерации в приложении N 13 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом от 25.05.1999 N 38н в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2002 N 111н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации).
    Согласно названному документу, на предметную статью 110600 "Оплата услуг связи" получателем бюджетных средств могли быть отнесены расходы на оплату предоставленных в пользование телефонных и телеграфных каналов связи, каналов передачи данных (информации), аренды технических средств (аппаратов и других оконечных устройств) телефонной, документальной связи (телеграфной, передачи данных и телематических служб), таможенных средств связи, соединительных, специальных и прямых линий связи, сотовой и пейджинговой связи, а также расходы, связанные с подключением к Глобальной информационной сети Интернет и абонентская плата за пользование этой сетью.
    В перечень расходов, производимых за счет средств предметной статьи 110600, Министерством финансов Российской Федерации включены также расходы по оплате услуг местной, междугородной и международной телефонной связи, радиосвязи, документальной электросвязи, мобильных телесистем и других средств связи, расходы по оплате пересылки почтовых отправлений, почтовых переводов денежных средств, расходы на приобретение почтовых марок, конвертов.
    Анализ содержания Указаний Министерства финансов Российской Федерации по применению бюджетной классификации расходов позволяет сделать два вывода:
    - основным признаком расходов, возмещаемых за счет средств предметной статьи 110600, является их использование на установление связи в той или иной форме с иными лицами в рамках осуществления получателем бюджетных средств своих функций;
    - по смыслу Указаний Министерства финансов Российской Федерации приобретение конвертов и почтовых марок рассматривается как расходы, связанные с оплатой услуг связи. Следовательно, в целях применения Указаний Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения бюджетной классификации под расходами, связанными с оплатой услуг связи, следует понимать как расходы по оплате действий или деятельности учреждений почтовой, телефонной, электрической и иных видов связи, так и расходы, которые предшествуют почтовому отправлению и совершению учреждением связи перечисленных в Указаниях действий. К таким расходам относится приобретение почтовых конвертов, марок.
    Таким образом, при оценке обстоятельств использования заявителем средств федерального бюджета в сумме 1011,6 рубля, полученных по коду ЭКР 110600 "Оплата услуг связи", имеют значение цели приобретения открыток и их последующее использование.
    Налоговым органом открытки приобретались и использовались в целях направления письменных сообщений по вопросам налогового контроля, что не оспаривается органами федерального казначейства. Наличие иных целей при приобретении и использовании открыток органы федерального казначейства не установили при проверке и в ходе рассмотрения дела о наличии таких целей не заявили.
    Арбитражный суд признал состоятельным довод органов федерального казначейства согласно которому в перечне почтовых отправлений в статье 2 Федерального закона "О почтовой связи" и пункте 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Правительством Российской Федерации от 26.09.2000 N 725 (далее - Правила почтовой связи) отсутствует указание на художественные открытки. Названные правовые акты содержат исчерпывающий перечень видов почтовых отправлений и открытки в него не включены.
    Однако в рассматриваемой ситуации приобретение налоговым органом открыток было обусловлено целями их использования для направления письменной корреспонденции, письменных сообщений субъектам налоговых правоотношений. По своему содержанию приобретение и использование открыток с указанной целью аналогично приобретению и использованию почтовых конвертов или почтовых марок.
    Таким образом, цель приобретения открыток и последующее их использование соответствуют назначению денежных средств, обозначенному в приложении N 13 к Указаниям Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения бюджетной классификации.
    При изложенных обстоятельствах арбитражный суд полагает, что расходы на приобретение открыток в целях последующего использования для письменной корреспонденции (сообщений) связаны с оплатой услуг связи.
    Вследствие этого арбитражный суд пришел к выводу, что использование средств, полученных из федерального бюджета по предметной статье 110600, осуществлено налоговым органом в соответствии с условиями их получения.
    Ссылку органов федерального казначейства на возможность приобретения открыток за счет подстатьи 110350 "Прочие расходные материалы и предметы снабжения" арбитражный суд признал несостоятельной.
    Прямое указание на возможность приобретения открыток за счет средств кода ЭКР 110350 с целью последующего использования их для направления письменной корреспонденции или письменных сообщений в Указаниях Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения бюджетной классификации отсутствует.
    Анализ содержания Указаний Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения бюджетной классификации в части использования средств подстатьи 110350 позволяет сделать вывод, что расходы на приобретение открыток с целью последующего их использования для направления письменной корреспонденции или письменных сообщений не относятся к категории расходов, отнесенных к подстатье 110350 (канцелярские, чертежные и письменные принадлежности, бумага для факсимильных аппаратов, ксероксов, принтеров, бумага на печатные работы, бланки учетной и отчетной документации, дискеты, картриджи, тонеры и другие) и не аналогичны этим расходам.
    Учитывая изложенное, арбитражный суд не усмотрел признаков бюджетного правонарушения в виде нецелевого использования средств федерального бюджета, полученных налоговым органом по коду ЭКР 110600 "Оплата услуг связи" в 2002 году, и полагает, что основания для применения меры принуждения в виде изъятия бюджетных средств, указанной в статье 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
    В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство является основанием для признания оспариваемого уведомления Управления федерального казначейства от 24.12.2003 N 61 недействительным в части уменьшения бюджетных ассигнований по коду ЭКР 110600 "Оплата услуг связи" на 1011 рублей.
    Производство по делу в части требования налогового органа об оспаривании акта от 08.12.2003 N 20/8 следует прекратить по основаниям, предусмотренным в пункте 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что спор в данной части не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
    Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 201, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Прекратить производство по делу N А74-630/04-К2 в части требования об оспаривании акта от 08.12.2003 N 20/8 в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
    2.Удовлетворить заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, село Аскиз, об оспаривании уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан, от 24.12.2003 N 61 в части.
    Признать недействительным уведомление Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Хакасия, город Абакан, от 24.12.2003 N 61 в части изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований по коду экономической классификации расходов 110600 "Оплата услуг связи" на 1011 рублей.
    Настоящее решение в течение месяца после его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. В срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.
    Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА