Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 14 июля 2004 года № А74-3204/03-К2

    от 14 июля 2004 г. Дело N А74-3204/03-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск,
    к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
    о взыскании убытков в размере 397492 рублей 54 копеек.
    В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика к участию в деле привлечены Департамент социальной защиты населения администрации города Саяногорска, г. Саяногорск, и Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан.
    В судебном заседании принимали участие представители:
    истца: Золотых Д.В. (по доверенности от 08.10.2003 N 119-465),
    Министерства финансов и экономики РХ: Голощапов Д.В. (по доверенности от 16.05.2003 N 17-д),
    Департамента социальной защиты населения: Елкина Л.Л. (по доверенности от 06.01.2004 N 16),
    Министерства труда и социального развития РХ: отсутствовал.
    Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
    В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 4 марта 2004 года объявлена резолютивная часть решения. Мотивированное решение составлено 14 июля 2004 года.
    Открытое акционерное общество "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия о взыскании убытков в размере 397492 рублей 54 копеек, возникших в связи с предоставлением гражданам в первом полугодии 2002 года льгот, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
    На стадии подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и Департамент социальной защиты населения г. Саяногорска.
    В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования по основаниям возникновения и просил взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия следующие суммы:
    - 391384 рубля 94 копейки - убытки, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот гражданам на основании Федерального закона "О ветеранах",
    - 5285 рублей 20 копеек - убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.07.2000 N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан",
    - 822 рубля 40 копеек - убытки, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот по Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 28.08.1996 N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия".
    Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (далее в тексте - Минфин РХ) иск не признало, сославшись на то, что не заключало никаких договоров с истцом, не получало от последнего реестры льготников, счета к оплате, не подписывало с ним акты сверок. Кроме того, ответчик полагает, что истец не привел доказательств в подтверждение того, что незаконными действиями Минфина РХ ему причинен ущерб в заявленной сумме.
    В ходе судебного разбирательства представитель Минфина РХ указал на то, что при сверке представленных реестров льготников с базой данных Департамента социальной защиты населения г. Саяногорска обнаружилось, что истец неправильно применял нормативы потребления электроэнергии, неправомерно указал в реестрах и расчетах большее количество потребленной гражданами электроэнергии, чем они фактически использовали, кроме того, не во всех случаях правильно указаны документы, на основании которых предоставлялись льготы, частично льготы рассчитывались на лиц, умерших или убывших.
    На основании проверки, проведенной совместно с Министерством труда и социального развития РХ, Минфин РХ представил свой расчет суммы льгот, которые, по его мнению, не подтверждены документально. По его мнению, не обоснованы требования истца в сумме 91841 рубля 28 копеек.
    В отзыве на иск Минфин РХ сослался также на то, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2001 N 88 перечисление средств на оплату льгот осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Поскольку истцом не представлены доказательства предъявления требований о включении расходов по реализации льгот при формировании бюджета Республики Хакасия на 2002 год, то во избежание нарушений бюджетного законодательства фактические расходы истца, превышающие размер утвержденных лимитов, должны учитываться по итогам финансового года и заявляться при утверждении бюджета Республики Хакасия на следующий год.
    Департамент социальной защиты населения города Саяногорска (далее в тексте - ДСЗН) считает требования ОАО "Хакасэнерго" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
    В отзыве на иск и в ходе судебного разбирательства представитель ДСЗН указал на то, что договор с истцом о финансировании льгот по Закону "О ветеранах" не был подписан, поэтому все средства, поступающие из Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на финансирование указанного Закона, направлялись другим организациям, с которыми такой договор был заключен, в пределах выделенных лимитов. Таким образом, свои обязательства по заключенным договорам Департамент выполнил. В отношении суммы, предъявленной Минфину РХ, Департамент полагает, что полномочия по финансированию льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам должны возмещаться за счет средств субъектов РФ, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы, в рассматриваемом случае - Министерство финансов РХ.
    Министерство труда и социального развития РХ отзыва на иск не представило. Из акта от 28.01.2004 совместной проверки правильности предоставления льгот по оплате за электроэнергию, в соответствии с Законом "О ветеранах", видно, что представитель Министерства труда участвовал в проведении проверки и подтвердил наличие нарушений при составлении реестров и определении взыскиваемой суммы.
    При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства:
    Как пояснил в заседании представитель истца, договор о возмещении расходов по льготному предоставлению электроэнергии в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" с ДСЗН не был заключен по причине возникших разногласий.
    Тем не менее, с февраля по июнь 2002 года Департаменту направлялись счета на оплату выпадающих доходов от предоставления услуг льготным категориям граждан. Указанное обстоятельство подтверждается сопроводительными письмами Общества в адрес Департамента от 06.02.2002 N 278, от 05.03.2002 N 498, от 03.04.2002 N 680, от 13.05.2002 N 912, от 29.05.2002 N 2553, от 28.06.2002 N 1360 и соответствующими отметками Департамента на указанных письмах.
    Департаменту были предъявлены счета N 3 от 01.02.2002 на сумму 49404 рубля 94 копейки, N 6 от 04.03.2002 на сумму 68875 рублей 40 копеек, N 312 от 01.04.2002 на сумму 68844 рубля 40 копеек, N 14 от 07.05.2002 на сумму 68888 рублей 40 копеек, N 43 от 28.05.2002 на сумму 68979 рублей 20 копеек, N 44 от 27.06.2002 на сумму 72500 рублей 20 копеек. Указанные счета предъявлены, соответственно, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2002 года.
    22.10.2003 Общество провело сверку с Департаментом. Согласно акту сверки сумма выпадающих доходов за 1-ое полугодие 2002 года составила у Общества 397492 рубля 54 копейки. Представитель ДСЗН пояснил в судебном заседании, что сверка производилась на основании счетов и реестров льготников, представленных Обществом.
    Не получив из бюджета возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в указанных суммах, ОАО "Хакасэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
    Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд полагает иск ОАО "Хакасэнерго" удовлетворить частично по следующим основаниям:
    Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам предоставляется социальная защита в виде системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в том числе по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
    Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
    Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы.
    Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
    6 июля 2000 года Правительство Республики Хакасия приняло Постановление N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан".
    Названным Постановлением с 1 мая 2000 года для граждан из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, установлены льготы согласно пункту 1, подпунктам 5 - 6, 9 - 10, 12 - 13, 16 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", в том числе по оплате жилья.
    На граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, распространено положение пункта 1 части 1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38 "О дополнительных мерах по социальной поддержке ветеранов боевых действий на территории других государств" в части предоставления 50% скидки в оплате коммунальных услуг (в том числе, электрической и тепловой энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, устанавливаемых органами местного самоуправления).
    Финансирование расходов по предоставлению льгот гражданам, принимавшим участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, предусмотрено осуществлять в порядке, определенном пунктом 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38.
    Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38 финансирование расходов по предоставлению данных льгот осуществляется за счет средств, выделяемых в соответствии со статьей 18 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года N 71 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2000 год и отчете об исполнении бюджета за 1998 год" и нормативами отчислений финансовых ресурсов для муниципальных образований.
    28 августа 1996 г. Президиум Верховного Совета Республики Хакасия принял Постановление N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия", в пункте 4 которого указано на то, что действие статей 22, 24 Закона РФ "О ветеранах" распространяется на граждан, получивших звание "Ветеран труда Республики Хакасия", с 1 января 1997 года.
    Согласно указанным статьям Федерального закона "О ветеранах" лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются льготы, в том числе оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
    Пунктом 5 Постановления N 117-п установлено, что меры социальной защиты ветеранов труда Республики Хакасия следует осуществлять за счет бюджета Республики Хакасия.
    Постановлением N 88 от 17 апреля 2001 г. "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" Правительство Республики Хакасия утвердило порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям. Раздел 2 "Социальная политика" посвящен предоставлению и расходованию средств на исполнение Федеральных законов, в том числе Федерального закона от 19.05.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
    Из указанного Постановления следует, что распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, средства зачисляются по уведомлениям Министерства финансов РХ для дальнейшего перечисления на лицевой счет учреждений социальной защиты, перечисление средств осуществляется в пределах выделенных лимитов.
    Основные положения данного Постановления сохранены и во Временном порядке финансирования и расходования средств на исполнение Федеральных законов от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 184-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который утвержден распоряжением Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 25.01.2002 N 3 и действие которого распространено на срок до официального принятия и введения в действие Порядка исполнения Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год".
    Как отмечалось выше, ОАО "Хакасэнерго" не заключило договор с Департаментом социальной защиты населения о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (теплоэнергии), поэтому такие затраты не были предусмотрены в выделенных и доведенных до ДСЗН лимитах бюджетных обязательств Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.
    Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что отношения, возникающие при возмещении из бюджета расходов по предоставлению социальных льгот, установленных федеральным законодательством, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок.
    Федеральный закон "О ветеранах", ссылки на который имеются в Постановлениях Правительства Республики Хакасия N 133 и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия N 117-п, не предусматривает обязанности по заключению договоров на возмещение расходов, понесенных предприятием при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.
    Нормативы минимальных уровней потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц, дифференцированные по типу домов и квартир и состава семьи, были установлены Постановлением Правительства Республики Хакасия N 21 от 13.02.1998. В пункте 2 этого Постановления главам администраций городов и районов Республики Хакасия рекомендовано установить нормативы потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц.
    В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Администрация города Саяногорска не устанавливала таких нормативов. Поэтому арбитражный суд полагает, что ОАО "Хакасэнерго" вправе было применить нормативы, установленные Правительством Республики Хакасия.
    Решением Региональной энергетической комиссии Республики Хакасия N 15 от 9 июня 2001 года с 15 июня 2001 года установлены следующие тарифы для потребителей, рассчитывающихся с ОАО "Хакасэнерго": на электрическую энергию для населения - 29,0 коп/кВт.ч. (с налогом на добавленную стоимость), для населения, проживающего в сельской местности и домах, оборудованных электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент - 0,7 (20 коп./кВт.ч.).
    При рассмотрении дела арбитражный суд исследовал представленные истцом реестры льготников и установил, что не во всех случаях им соблюдались нормативы, установленные Правительством Республики Хакасия. Кроме того, в ходе совместных (Минфином РХ, Минтруда РХ и ДСЗН) проверок достоверности представленных реестров установлены нарушения, которые можно сгруппировать по следующим признакам:
    - в реестрах указаны Ф.И.О. и номер удостоверения одного льготника, а льгота рассчитана на двух лиц,
    - в качестве льготника указано одно лицо, а удостоверение выдано другому,
    - вместо номеров удостоверений о праве на льготу указаны номера пенсионных удостоверений,
    - в реестрах указаны выбывшие и умершие граждане.
    Указанные обстоятельства подтверждены реестром, составленным ответчиком в подтверждение выявленных нарушений, и не оспариваются истцом.
    С учетом установленных нарушений и непринятых вследствие этого расходов, истец согласился с позицией ответчика об исключении из взыскиваемой суммы убытков в размере 91841 рубля 28 копеек.
    В итоге арбитражный суд констатирует наличие доказательств понесенных истцом расходов в сумме 305651 рубля 26 копеек, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" - в сумме 300132 рублей 60 копеек, по Постановлению Правительства РХ N 133 - в сумме 4879 рублей 66 копеек, по Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия N 117-п - в сумме 639 рублей.
    В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
    Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы.
    На основании приведенных выше обстоятельств арбитражный суд полагает удовлетворить требование ОАО "Хакасэнерго" о взыскании убытков, возникших в связи с реализацией Федерального закона "О ветеранах", Постановления Правительства Республики Хакасия от 6 июля 2000 года N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан", Постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 28 августа 1999 г. N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия", в сумме 305651 рубля 26 копеек за счет казны Республики Хакасия.
    Во взыскании остальной суммы иска следует отказать в связи с недоказанностью правомерности понесенных расходов от предоставления льгот.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
    При обращении в арбитражный суд истец по платежному поручению N 321 от 04.09.2003 уплатил госпошлину в сумме 9549 рублей 85 копеек. По результатам рассмотрения дела госпошлина в сумме 2206 рублей 51 копейки относится на истца, в сумме 7343 рублей 34 копеек подлежит возврату истцу из федерального бюджета, поскольку в силу пункта 5 части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" Министерство финансов РХ как финансовый орган освобождено от уплаты госпошлины.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
    1.Иск удовлетворить частично.
    2.Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия в пользу Открытого акционерного общества "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск, убытки в сумме 305651 рубля 26 копеек, образовавшиеся в результате предоставления льгот, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" - в сумме 300132 рублей 60 копеек, по Постановлению Правительства Республики Хакасия от 6 июля 2000 года N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан" - в сумме 4879 рублей 66 копеек, по Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 28 августа 1996 г. N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия" - в сумме 639 рублей.
    3.Во взыскании остальной суммы иска - отказать.
    4.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
    5.Возвратить Открытому акционерному обществу "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск, из федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 7343 рублей 34 копеек, уплаченную по платежному поручению N 321 от 04.09.2003, подлинник которого находится в деле. Выдать справку на возврат госпошлины.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Н.М.ЖУРБА