Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 06 октября 2005 года № А47-9711/2005-АК-28

    Закрытое акционерное общество СК "Арго", г. Орск (далее по тексту - ЗАО СК "Арго"), обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным Постановления N 2/36 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области, вынесенного 11.07.2005 по делу об административном правонарушении.
    В открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
    Главным государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 17.05.2005 на основании служебной записки начальника ОКТС подполковника таможенной службы И.Р.К.
    Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явился факт, по мнению таможенного органа, нарушения ЗАО СК "Арго" положений п. 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле". В ходе проведения контрольных мероприятий, направленных на установление факта совершения заявителем правонарушения, таможенным органом вынесено определение о принятии дела к своему производству от 26.05.2005, протокол опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (или его законного представителя) от 26.05.2005., распоряжение о передаче дела для проведения административного расследования от 06.06.2005, протокол опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (или его законного представителя) от 06.06.2005, протокол опроса свидетеля от 14.06.2005.
    По результатам проведенной проверки составлен протокол об административном правонарушении от 17.06.2005, согласно которому таможенным органом зафиксирован факт совершения ЗАО СК "Арго" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В дальнейшем, материалы дела об административном правонарушении были переданы в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области.
    Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.06.2005, согласно которому рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 11.07.2005 на 11 час. 00 мин.
    Рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области вынесено Постановление от 21.07.2005 N 2/36 о привлечении ЗАО СК "Арго" к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100192 руб. 50 коп.
    ЗАО СК "Арго" заявленные требования мотивирует отсутствием вины заявителя, в связи с чем, просит суд признать Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области по делу об административном правонарушении незаконным и отменить.
    Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
    Согласно представленному в материалы дела контракту N 05-Э-05 от 27.04.2005, заключенному между ЗАО СК "Арго" и гражданином Республики Казахстан Д.Ж., продавец (ЗАО СК "Арго") обязуется поставить, а покупатель (гражданин Д.Ж.) принять и оплатить стеновые блоки из ячеистого бетона в количестве 73 куб. м.
    04.05.2005 покупателем произведена оплата за поставку стеновых блоков путем внесения наличных денежных средств в валюте РФ в кассу поставщика, как предусмотрено п. 4.5 контракта N 05-Э-05, о чем свидетельствуют приходные кассовые ордера N 302 и N 303 от 04.05.2005.
    14.05.2005 заявителем подана грузовая таможенная декларация (далее по тексту ГТД) N 104160040/140505/0001160, согласно которой заявлен товар, а именно стеновые блоки из ячеистого бетона.
    В соответствии с ГДТ в графе 28 "Финансовые и банковские сведения" сделана запись "Наличный расчет".
    Поставка данного товара осуществлена на основании контракта N 05-Э-05 от 27.04.2005.
    Орская таможня выпустила 14.05.2004 товар в свободное обращение по представленной таможенной декларации, о чем свидетельствуют отметки на ГТД "Выпуск разрешен".
    Однако в ходе проверки выявлено нарушение ЗАО СК "Арго" положений п. 2 ст. 14 Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а именно, в части осуществления валютных операций юридическими лицами - резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках.
    Данный довод ответчика судом во внимание не принимается в силу нижеизложенного:
    Как указано в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", расчеты по внешнеэкономическим сделкам, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации.
    В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
    Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
    В статьях 7, 8 и 11 названного Закона установлены ограничения валютных операций между резидентами и нерезидентами по операциям движения капитала и купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков.
    Таким образом, использование иностранной валюты и валюты Российской Федерации в качестве средства платежа в отношениях между резидентами и нерезидентами допускается без ограничений за исключением установленных Законом случаев.
    В рассматриваемом случае таких ограничений не было, расчет произведен между сторонами наличными денежными средствами гражданина в кассу общества за поставку стеновых блоков из ячеистого бетона в количестве 73 куб. м. Данный расчет между сторонами предусмотрен условиями заключенного контракта от 27.04.2005 (п. 4.5. контракта), что зафиксировано как в протоколе об административном правонарушении от 17.06.2005, так и в оспариваемом постановлении, и ответчиком не оспаривается.
    Ссылка ответчика на нарушение ЗАО СК "Арго" статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", отклоняется в силу следующего.
    Суд считает, что названная статья Федерального закона N 173-ФЗ определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не их законность.
    В Постановлении по делу об административном правонарушении от 11.07.2005 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области указано на нарушение заявителем требований пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", что является неправомерным, поскольку пункт 2 данной статьи регулирует правоотношения при осуществлении валютных операций между юридическими лицами, тогда как сторонами по контракту N 05-Э-05 от 27.04.2005 являются ЗАО СК "Арго" и гражданин Республики Казахстан Д.Ж.
    Следовательно, сделка заключена между юридическим и физическим лицами, т.е. имеет иной субъектный состав, нежели указанный в вышеназванной норме, регулирующей порядок осуществления валютных операций между юридическими лицами, и, как следствие, отсутствие в совершенной сделке, заключенной между ЗАО СК "Арго" и гражданином Д.Ж., противоправных действий заявителя.
    В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
    Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ в части осуществления расчета с нерезидентом в наличной форме.
    Данный довод ответчика основан на неверном толковании и применении норм права, поскольку валютное законодательство предусматривает закрытый перечень ограничений валютных операций между резидентами и нерезидентами (ст.ст. 7, 8, 11 Федерального закона N 173-ФЗ) и судом во внимание не принимается. Прямого запрета на осуществление расчета по валютным операциям с нерезидентом в наличной форме валютное законодательство не предусматривает.
    В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в часть 2 ст. 14 ФЗ N 173-ФЗ внесены дополнения следующего содержания: "Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов".
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в п. 2 ст. 1.7 предусматривает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
    При вынесении решения, суд считает целесообразным применить в рассматриваемом случае п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, т.к. Федеральный закон N 90-ФЗ от 18.07.2005 содержит норму, непосредственно распространяющую свою сферу деятельности на отношения, возникшие по контракту от 27.04.2005 в части внесения оплаты наличными денежными средствами в валюте за поставку товара нерезидентом - физическим лицом в кассу юридического лица, не используя банковские счета в уполномоченных банках.
    Таким образом, суд считает, что в действиях ЗАО СК "Арго" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в п. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
    В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
    Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
    Таким образом, ответчик не представил доказательств, подтверждающих вину общества в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем в действиях ЗАО СК "Арго" отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление признанию незаконным и подлежащим отмене.
    Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 65, 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
    1.Требования Закрытого акционерного общества СК "Арго" (местонахождение: 462419, г. Орск, ул. Московская, 17) удовлетворить.
    Признать незаконным и отменить Постановление N 2/36 11.07.2005 по делу об административном правонарушении, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области в отношении ЗАО СК "Арго", г. Орск.
    Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции Оренбургской области в десятидневный срок со дня принятия обжалуемого решения.
    Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.