-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 22 декабря 2004 года № А74-4774/2004-К1
от 22 декабря 2004 г. Дело N А74-4774/2004-К1
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании
14 декабря 2004 года
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено
22 декабря 2004 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи М.В. Сивириной
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт", г. Черногорск,
к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан,
о признании решения от 19.11.2004 N 20/2004-905,906,907 об отказе в государственной регистрации права незаконным,
(протокол судебного заседания вела судья Сивирина М.В.)
В заседании принимали участие:
от заявителя: - представитель Роженцова Е.М. по доверенности от 05.01.2004 N 4,
от Учреждения юстиции - представитель Манжула Т.М. по доверенности от 19.01.2004 N 6.
Закрытое акционерное общество "Промышленный транспорт" (далее - ЗАО "Промтранс"), г. Черногорск, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, о признании решения от 20.09.2004 N 614 о приостановлении государственной регистрации права незаконным.
В судебном заседании ЗАО "Промтранс" заявило об изменении предмета заявления и просило признать незаконным решение Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия от 19.11.2004 N 20/2004-905,906,907 об отказе в государственной регистрации:
- прекращения права собственности на железнодорожные пути, расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Восточная, N 2 литер Б54;
- права собственности на участок N 2/1 подъездного железнодорожного пути ЗАО "Промышленный транспорт", расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Восточная, 2 ж.д. путь N 12 (от стр. 917 до стр. 928), N 21 (от стр. 928 до упора); N 20 (от стр. 928 до стр. 933), 22 (от стр. 929 до пределеного столбика стрелки 929), 23 (от стр. 930 до знака Граница подъездного пути), расположен с северо-западной стороны в 2,9 км от оси станции Новая;
- права собственности на участок 2/2 подъездного железнодорожного пути ЗАО "Промышленный транспорт", расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Восточная, 2, локомотивное депо с подъездными ж.д. путями 24,25.
Заявитель полагает, что оспариваемое решение противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя, как собственника ж.д. путей, поскольку отказ в регистрации права на отдельные участки ж.д. пути ограничивает права заявителя, как собственника, по распоряжению своим имуществом. По мнению заявителя, Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" не может применяться при проведении технического учета ж.д. подъездных путей. Заявитель полагает, что оспариваемое решение не соответствует ст. ст. 13, 17, 18, 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 N 921.
Учреждение юстиции в отзыве на заявление не согласилось с требованиями заявителя, полагает отказ в регистрации законным, поскольку представленные заявителем выписки из технического паспорта на ж.д. пути изготовлены филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю, тогда как ж.д. подъездной путь числится на техническом учете в Черногорском филиале ГУП РХ УТИ. По кадастровым, реестровым и инвентарным номерам объектов до преобразования и после не представляется возможным установить идентичность объектов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил:
Решением от 19.10.2004 N 20/2004-905,906,907 Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия в соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало ЗАО "Промтранс" в государственной регистрации:
- прекращения права собственности на железнодорожные пути, расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Восточная, N 2 литер Б54;
- права собственности на участок N 2/1 подъездного железнодорожного пути ЗАО "Промышленный транспорт", расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Восточная, 2 ж.д. путь N 12 (от стр. 917 до стр. 928), N 21 (от стр. 928 до упора); N 20 (от стр. 928 до стр. 933), 22 (от стр. 929 до пределеного столбика стрелки 929), 23 (от стр. 930 до знака Граница подъездного пути), расположен с северо-западной стороны в 2,9 км от оси станции Новая;
- права собственности на участок 2/2 подъездного железнодорожного пути ЗАО "Промышленный транспорт", расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Восточная, 2, локомотивное депо с подъездными ж.д. путями 24, 25, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В предмет доказывания по заявлению о признании недействительным ненормативного акта входит: несоответствие ненормативного акта действующему законодательству, нарушение им законных прав и интересов заявителя.
В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию заявителем были представлены договор купли-продажи имущества N 34 - 99 от 09.03.1999 и приказ N 12 от 06.02.2004 генерального директора ЗАО "Промтранс".
Отказ в государственной регистрации прав мотивирован тем, что ж.д. путь протяженностью 2778 м, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Восточная, 2, литера В54 был поставлен на учет Черногорским филиалом РУТИ. Сведений о снятии данного объекта с учета заявителем представлено не было. Представленные заявителем выписки N 04:423/2004-1705 от 13.07.2004 на участок 2/1 подъездного ж.д. пути ЗАО "Промтранс" и N 04:423/2004-1706 от 13.07.2004 на участок 2/2 подъездного ж.д. пути ЗАО "Промтранс" не позволяют установить техническое преобразование объекта недвижимости, т.к. по кадастровым номерам объектов до преобразования и после невозможно установить связь.
Кадастровые и инвентарные номера преобразованных объектов отличаются от первоначального номера объекта до преобразования в связи с тем, что выписки из технического паспорта были изготовлены не ГУП РХ "Управление технической инвентаризации", где первоначальный объект числится на техническом учете по территориальному признаку, а ФГУП "Ростехинвентаризация" Красноярского края.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Согласно пункту 4 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества .
В пункте 12 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, указано, что учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится в БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.
Согласно пункту 3 данного Положения государственный технический учет и техническую инвентаризацию проводят специализированные государственные унитарные предприятия или учреждения (службы, управления, бюро), уполномоченные на осуществление этой деятельности органом, указанным в пункте 3 данного Положения - Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
В соответствии с п. 16 указанного Положения БТИ субъектов Российской Федерации осуществляют:
ведение государственных реестров архивов БТИ субъектов Российской Федерации;
ежегодную инвентаризацию архивов БТИ.
Согласно пунктам 10 и 11 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Федерации наделены определенными полномочиями - утверждают ставки паспортизации и технической инвентаризации, дополнительные сведения, необходимые для внесения в технические паспорта.
Таким образом, органы БТИ находятся в ведении Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.1997, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.12.1998 N 204 принято Положение "О государственном техническом учете домовладений, строений (зданий), сооружений и помещений на территории Республики Хакасия", в соответствии с которым:
1.1.Обязательному государственному техническому учету подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам объекты недвижимости, отнесенные к жилищному фонду, а также любые другие объекты недвижимости нежилого назначения (в том числе производственного).
1.2.Государственный технический учет объектов недвижимости независимо от форм собственности осуществляется в едином реестре домовладений, строений (зданий), сооружений и помещений (приложение 1 <*>).
4.1.Государственный технический учет домовладений, строений (зданий), сооружений и помещений осуществляется Республиканским управлением технической инвентаризации по месту нахождения этих объектов недвижимости.
4.2.Юридическую обособленность конкретному объекту недвижимости придает факт его учета путем внесения в соответствующий реестр объектов недвижимости и присвоения ему регистрационного и кадастрового номера.
5.1.К компетенции Республиканского управления технической инвентаризации относятся:
- государственный технический учет объектов недвижимости в реестрах установленной формы и присвоение им кадастровых номеров.
Таким образом, органом, уполномоченным проводить техническую инвентаризацию и государственный технический учет объектов недвижимости в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами на территории Республики Хакасия является Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия Республиканское управление технической инвентаризации.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289, Госстрой России обеспечивает нормативно-методическое сопровождение государственного технического учета и инвентаризации зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения, нормативно-правовое регулирование деятельности организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Пунктом 10 указанного Положения Председателю Госстроя предоставлено право издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками Госстроя России, а также государственными унитарными предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Госстроя России.
Приказом Госстроя России от 8 декабря 2000 г. ГУП "Ростехинвентаризация" назначено уполномоченным на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Между тем, предприятие ГУП "Ростехинвентаризация" на территории Республики Хакасия не создано, и полномочия по технической инвентаризации и техническому учету на территории Республики Хакасия по-прежнему принадлежат ГУП РХ "УТИ", что не противоречит Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 1289 от 24.11.1999, поскольку формулировке "государственный орган (организация)" соответствуют и ГУП, созданные субъектами РФ.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерству Российской Федерации по налогам и сборам предписано в 3-месячный срок утвердить порядок предоставления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах градостроительной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
В соответствии с пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, записи в подраздел I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется Единый государственный реестр прав) вносятся на основании документов, удостоверенных органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа. Дальнейшая государственная регистрация перехода, прекращения, ограничения (обременения) прав на объект недвижимости или иных сделок с ним осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав, которым изначально был открыт соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.
Таким образом, действующее законодательство связывает полномочия органов технической инвентаризации и технического учета с подведомственностью этим органам определенной территории - субъекта Федерации и соответствующего регистрационного округа, что вполне логично с точки зрения ведения Единого государственного реестра прав и Единого государственного кадастра и исключает двойной технический учет и двойную регистрацию прав на одни и те же объекты недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен установить отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу о правомерности отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия в регистрации прав на объекты недвижимого имущества, поскольку представленные на регистрацию документы - выписки из технического паспорта не были удостоверены органом, осуществляющим кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории Республики Хакасия, а кадастровые и инвентарные номера преобразованных объектов недвижимого имущества не позволяют идентифицировать эти объекты с ранее существовавшим объектом.
Поскольку имеются противоречия между уже зарегистрированными правами на объекты недвижимости и заявляемыми на них правами, арбитражный суд полагает отказ Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия в регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение N 110Н, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Комарова, 6, законным.
Госпошлина по настоящему делу составляет 1000 рублей и полностью уплачена заявителем в федеральный бюджет. В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности от 19 октября N 20/2004-905,906,907 отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в г. Иркутске через Арбитражный суд Республики Хакасия в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
М.В.СИВИРИНА