-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 07 ноября 2007 года № А47-5658/2007-5ГК
(Извлечение) установил: иск предъявлен о разрешении разногласий, возникших при заключении договора на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод от 22.02.2007 г.
Отводов составу суда и ходатайств в судебном заседании не заявлено.
Истец поддержал свои требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик исковые требования отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Истец и ответчик заявили о согласовании пункта 5.3 договора.
В ходе открытого судебного заседания установлено, что истец, получив проект договора на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод от 22.02.2007 г., подписал договор с протоколом разногласий. В протоколе разногласий к договору истец предложил свою редакцию пунктов 1.1, 1.3, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.10, 2.3.3, 3.1, 3.2, 3.7, 3.8.3, 3.9, 3.10, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 5.1, а также предложил дополнить договор пунктами 2.3.5, 2.4.3, 3.3, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 6.4, 6.5, пункты 3.3, 3.4, 3.5 считать соответственно пунктами 3.4, 3.5, 3.6.
Ответчик подписал протокол разногласий к договору с протоколом урегулирования разногласий. При этом ответчик согласился принять пункты 1.1, 2.3.3, 2.3.5, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.8.3, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, 5.3, 5.4, 6.5 в редакции истца, пункты 1.3, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.10, 2.4.3, 3.3, 3.6, 3.9, 3.10, 4.6, 5.1, 5.2, 5.5, 6.4 оставил в своей редакции. Истцом протокол урегулирования протокола разногласий не подписан.
На разрешение суда передан спор о редакции пунктов 1.3, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6., 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.10, 2.4.3, 3.3, 3.6, 3.9, 3.10, 4.6, 5.1, 5.2, 5.5, 6.4 договора.
Пункт 1.3 договора в редакции ответчика содержит следующие условия: "По всем вопросам своих взаимоотношений, не нашедших отражения в настоящем договоре, поставщик и абонент обязуются руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.".
Истец не согласился с ответчиком и предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "По всем вопросам своих взаимоотношений, не нашедших отражения в настоящем договоре, Поставщик и Абонент обязуются руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ (Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167) (далее по тексту Правила), распоряжением Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 г. N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга, распоряжением администрации г. Оренбурга от 20.03.1997 г. N 525-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города".
В судебном заседании представитель истца и ответчика заявили об урегулировании разногласий по пункту 1.3 договора, а именно о его исключении из договора.
Таким образом, пункт 1.3 договора исключен по согласованию сторон.
Пункт 2.1.2 раздела 2.1 "Обязанности поставщика" в редакции ответчика содержит следующие условия: "Систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб производить в присутствии представителя абонента".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб производить в любое время суток в присутствии представителя абонента. Полученный результат считать действительным до следующего отбора".
В обоснование своей редакции истец ссылается на то, что ответчик является промышленным предприятием и периодически осуществляет сброс загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные, и отбор проб в любое время суток позволит обеспечить истцу контроль сточных вод ответчика.
В качестве правовых оснований истец указывает п.п. 65, 66, 68, 69 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167 (далее - Правила).
Ответчик настаивает на сохранении пункта 2.1.2 договора в своей редакции, ссылаясь на то, что с учетом специфики работы предприятия в нерабочее время сброс стоков в систему канализации не осуществляется, полномочный представитель для участия в отборе проб отсутствует.
В соответствии с п. 65 Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента (п. 66 Правил).
Таким образом, Правилами предусмотрено право истца осуществлять контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем отбора проб.
В то же время ни Правилами, ни иными нормативными актами не установлен временной промежуток, в который проводится отбор проб воды.
Следовательно, предложенная истцом редакция спорного пункта договора, предусматривающая возможность производить отбор проб в любое время суток, противоречит действующему законодательству.
Как указал ответчик, сброс стоков в систему канализации осуществляется предприятием только в рабочее время.
В статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие рабочего времени - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности.
С учетом изложенного, п. 2.1.2 договора принимается в следующей редакции: "Систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб производить в любое время (в течение рабочего дня) в присутствии представителя абонента. Полученный результат считать действительным до следующего отбора".
Пункт 2.1.3 в редакции ответчика содержит следующие условия: "Предупреждать абонента о проведении плановых ремонтно-восстановительных работ на сетях поставщика не менее, чем за 72 часа".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Предупреждать абонента о проведении плановых ремонтно-восстановительных работ на сетях Поставщика не менее, чем за 24 часа".
В обоснование своей редакции истец ссылается на нормы СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.", согласно которым срок предупреждения о проведении плановых ремонтно-восстановительных работ составляет 24 часа.
Ответчик настаивает на сохранении пункта 2.1.3 договора в своей редакции., ссылаясь на то, что речь идет о плановых ремонтно-восстановительных работах, а не о аварийном происшествии; предупреждение поставщиком за 24 часа не дает возможности успеть провести и создать условия для жизни людей и нормального функционирования производства.
Ссылка истца на нормы СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения." не может быть принята судом, поскольку данными правилами не регулируется вопрос о сроках предупреждения о проведении плановых ремонтно-восстановительных работ, а именно в течение 24 часов.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации также не предусмотрен данный срок.
С учетом того, что проведение ремонтно-восстановительных работ является плановым мероприятием, разработка плана осуществляется поставщиком и предполагает, что ему известны календарные дата и время проведения указанных работ.
Поскольку производство ответчика связано с непрерывной деятельностью, целесообразно предупреждать абонента о проведении данных работ заранее, то есть не менее чем за трое суток, что составляет 72 часа.
При таких обстоятельствах, пункт 2.1.3 договора принимается в редакции ответчика.
Пункт 2.1.4 в редакции ответчика содержит следующие условия: "Отпускать питьевую воду и принимать сточные воды через водопроводные ввода и канализационные выпуски в соответствии с границами эксплуатационной ответственности, указанными в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Выдавать абоненту документ, удостоверяющий качество поставляемой воды".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Отпускать питьевую воду и принимать сточные воды, через водопроводные ввода и канализационные выпуски, в соответствии с границами эксплуатационной ответственности указанными в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора".
В обоснование своей редакции истец ссылается на пункт 2.1.1 договора, который сторонами не оспаривается и предусматривает обязательство поставщика обеспечить подачу питьевой воды надлежащего качества согласно СанПин 2.1.4.1074-01.
Ответчик настаивает на сохранении пункта 2.1.4 договора в своей редакции, ссылаясь на п. 87 Правил.
В своей редакции спорного пункта договора истец предлагает не включать предложение о выдаче абоненту документа, удостоверяющего качество поставляемой воды.
В пункте 2.1.1 договора, согласованном сторонами, предусмотрена обязанность поставщика (истца по делу) обеспечить подачу питьевой воды абоненту (ответчику по делу) надлежащего качества согласно СанПин 2.1.4.10.74-01 "Питьевая вода".
Согласно пункту 87 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать абонентов информацией о качестве питьевой воды, тарифах, лимитах водопотребления, мероприятиях по рациональному использованию питьевой воды, сокращению затрат на производство питьевой воды, по приему и очистке сточных вод, об организации приборного учета и настоящих Правилах.
Редакция истца не противоречит пункту 87 Правил.
С учетом изложенного, пункт 2.1.4 договора принимается в редакции истца.
Пункт 2.1.6 договора в редакции ответчика содержит следующие условия: "Выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ.".
Истец, не согласившись с ответчиком, предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Выполнять иные обязанности предусмотренные п. 87 Правил".
В судебном заседании представитель истца и ответчика заявили об урегулировании разногласий по пункту 2.1.6 договора, а именно о его исключении из договора.
Таким образом, пункт 2.1.6. договора исключен по согласованию сторон.
Пункт 2.2.2 раздела 2.2 "Обязанности абонента" в редакции ответчика содержит следующие условия: "Оформить и согласовать с поставщиком до начала пользования сетями водоснабжения и канализации следующую документацию:
- схему разграничения балансовой принадлежности между сетями поставщика и абонента (приложение N 1). В случае отсутствия актов разграничения балансовой принадлежности сетей водоснабжения и канализаций, граница балансовой принадлежности проходит: по колодцу или камере, к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к магистральной водопроводной или канализационной сети.
- баланс водопотребления, водоотведения, сведения о субабонентах.".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Оформить и согласовать с поставщиком до начала пользования сетями водоснабжения и канализации следующую документацию:
- технические условия на подключение к сетям водопровода и канализации Поставщика, технические условия на установку узлов учета воды (отводимых сточных вод), проекты узлов учета;
- разрешение на водопотребление и сброс сточных вод в канализацию;
- схему присоединения и разграничения балансовой принадлежности между сетями поставщика и абонента (приложение N 1). В случае отсутствия схем присоединения абонента к сетям водоснабжения и канализации поставщика, граница балансовой принадлежности проходит: по колодцу или камере, к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к магистральной водопроводной или канализационной сети.
- баланс водопотребления, водоотведения, сведения о субабонентах (приложение N 2)".
В обоснование своей редакции истец ссылается на пункт 12 Правил.
Ответчик настаивает на сохранении пункта 2.2.2 договора в своей редакции, ссылаясь на то, что пунктом 12 Правил предусмотрена не схема присоединения, а схемы водоснабжения и канализации, утвержденные постановлением правительства РФ.
Данный спорный пункт как в редакции истца, так и в редакции ответчика содержит названия документов, которые абонент представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. Обе стороны включили в редакцию данного пункта наименование следующего документа: схема разграничения балансовой принадлежности со ссылкой на приложение N 1 к договору.
Поскольку стороны не подписали приложение N 1 к договору (в материалы дела приложение N 1 не представлено), включение указанного условия в данный пункт необоснованно.
Кроме того, обе стороны включили в данный пункт условие о необходимости оформить и согласовать документы. Однако в соответствии с пунктом 12 Правил для заключения договора абонент должен представить в организацию водопроводно-канализационного хозяйства ряд документов, в том числе документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения; разделительную документацию на присоединение и т.д.
Таким образом, по смыслу пункта 12 Правил обязанность оформления документов, необходимых для заключения договора, лежит на абоненте, при этом согласования этих документов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства не требуется.
Учитывая указанные обстоятельства, целесообразно данный спорный пункт принять в точном соответствии с пунктом 12 Правил.
Учитывая изложенное, пункт 2.2.2 договора следует принять в следующей редакции: "Для заключения договора абонент представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы:
- заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;
- документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;
- разрешительная документация на присоединение;
- схемы водоснабжения и канализации;
- баланс водопотребления и водоотведения;
- план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод".
Пункт 2.2.3 в редакции ответчика содержит следующие условия: "По вопросам оформления договорных отношений предоставлять поставщику все сведения по изменению реквизитов абонента, перечню его объектов, включая субабонентов, и другие сведения для внесения изменений или дополнений в настоящий договор.".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "По вопросам оформления договорных отношений: предоставлять поставщику все сведения по изменению реквизитов абонента, перечню его объектов, включая субабонентов, и другие сведения для внесения изменений или дополнений в настоящий договор, в 10-дневный срок.".
В обоснование своей редакции истец ссылается на пункт 88 Правил.
Ответчик настаивает на сохранении пункта 2.2.3 договора в своей редакции, ссылаясь на то, что пункт 88 Правил не устанавливает срок, а лишь оговаривает о своевременности уведомления.
Согласно пункту 88 Правил абонент (заказчик) обязан своевременно уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства в случае передачи устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации другому собственнику, а также при изменении абонентом реквизитов, правового статуса, организационно-правовой формы; представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства данные о количестве субабонентов и объемах потребляемой ими воды и принятых от них сточных вод и их составе.
При этом Правилами не предусмотрен конкретный срок для предоставления вышеуказанных сведений, а имеется лишь ссылка на своевременность их предоставления.
Таким образом, правовых оснований для включения в договор сроков предоставления абонентом поставщику сведений не имеется.
С учетом изложенного, пункт 2.2.3 договора принимается в редакции ответчика.
Пункт 2.2.5 договора в редакции ответчика содержит следующие условия: "Своевременно оплачивать стоимость услуг по подаче воды, отводу стоков.".
Истец в протоколе разногласий к договору предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Своевременно оплачивать стоимость услуг по подаче воды, отводу стоков, плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ".
В судебном заседании представитель истца и ответчика заявили об урегулировании разногласий по пункту 2.2.5 договора, а именно о его исключении из договора.
Таким образом, пункт 2.2.5 договора исключен по согласованию сторон.
Пункт 2.2.10 в редакции ответчика содержит следующие условия: "Обеспечить доступ представителей поставщика для производства контрольных функций и других работ (приема стоков) в случаях, предусмотренных Правилами, при обязательном присутствии ответственного представителя абонента".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Обеспечить беспрепятственный доступ представителей поставщика для производства контрольных функций и работ на транзитных трубопроводах, ограничения подачи воды (приема стоков) в случаях предусмотренных Правилами, при обязательном присутствии ответственного представителя абонента. При отказе представителя абонента от участия в производстве контрольных функций составляется 2-сторонний акт. При отказе от ознакомления с актом и его подписи в акте делается отметка "От подписи отказался". Акт направляется абоненту с соответствующими сопроводительными документами.".
В обоснование своей редакции истец ссылается на пункт 88 Правил.
Ответчик настаивает на сохранении пункта 2.2.10 договора в своей редакции.
Согласно пункту 88 Правил абонент (заказчик) обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства на узлы учета абонента, а также к контрольным канализационным колодцам для отбора проб; обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства к осмотру и проведению эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водоводах и коллекторах, находящихся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства и проходящих по территории абонента.
Истец предложил дополнить спорный пункт договора положениями о составлении 2-стороннего акта в случае отказа представителя абонента от участия в производстве контрольных функций, а также о порядке составления и направления данного акта.
Ответчик, настаивая на своей редакции спорного пункта договора, не приводит мотивированных доводов о невключении вышеуказанных положений в договор.
Предложенная истцом редакция не противоречит Правилам и иным нормативно-правовым актам, по существу у сторон отсутствует спор по данному пункту.
При таких обстоятельствах пункт 2.2.10 договора принимается в редакции истца.
Пункт 2.4.3 раздела 2.4 "Права абонента" в редакции ответчика содержит следующие условия: "Выбирать организацию для производства работ по присоединению к сетям поставщика и устройству узла учета".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Выбирать организацию для производства работ по присоединению к сетям поставщика и устройству узла учета".
В обоснование своей редакции истец ссылается на пункт 90 Правил, ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик настаивает на сохранении пункта 2.4.3 договора в своей редакции.
Предложенная истцом редакция спорного пункта совпадает с редакцией, изложенной ответчиком в проекте договора.
Таким образом, у сторон отсутствует спор по данному пункту.
С учетом изложенного, в иске об урегулировании разногласий по пункту 2.4.3 договора следует отказать.
Истец предложил дополнить договор пунктом 3.3 в следующей редакции: "Абонент ежемесячно с 21 по 24 число текущего месяца обязан передавать в дирекцию по сбыту поставщика по телефону, факсу, нарочным, сведения о показаниях всех приборов учета предназначенных для расчетов с поставщиком, с последующим письменным подтверждением, в соответствии с переданными данными, в течении 5-ти дней. При невыполнении этого условия, фактические объемы водопотребления (водоотведения) за прошедший расчетный месяц определяются как при отсутствии (неисправности) прибора учета".
В обоснование включения данного пункта в договор истец ссылается на п.п. 44, 46, 48 Правил, ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В письменном отзыве на иск ответчик предложил пункт 3.3 принять в следующей редакции: "Абонент ежемесячно с 25 по 30 число текущего месяца обязан передать в дирекцию по сбыту поставщика по телефону, факсу, нарочным, сведения о показаниях всех приборов учета", ссылаясь на то, что предприятие считает затраты за месяц по приборам учета с 25 по 30 число текущего месяца.
Раздел 4 Правил посвящен учету количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод.
Согласно п. 44 Правил учет полученной питьевой воды или сбрасываемых сточных вод, ведение и хранение необходимой документации по учету (журналы, диаграммы, дискеты и т.п.), выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количества полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод) за расчетный период осуществляются абонентом.
Снятие показаний средств измерений, служащих для расчетов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, и представление сведений об объемах полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод) производятся абонентом в сроки, определяемые договором (пункт 46 Правил).
Абонент и (или) организация, эксплуатирующая узел учета по договору с ним, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства на узел учета для осмотра средств измерений и предъявить по его требованию документацию для проверки правильности расчета полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод) (пункт 48 Правил).
Истец мотивирует необходимость представления сведений о показаниях приборов учета в срок с 21 по 24 число текущего месяца большим количеством потребителей, в связи с чем предложенная истцом редакция спорного пункта договора не противоречит данным положениям пункта 48 Правил.
Ответчик, заявляя о невключении данного пункта в договор, не привел мотивированных доводов в обоснование своей позиции.
С учетом изложенного, следует дополнить договор пунктом 3.3 в редакции истца.
Пункт 3.6 раздела в редакции ответчика содержит следующие условия: "Количество сточных вод, отводимых от абонента, принимается равным количеству израсходованной воды, взятой из всех источников с коэффициентом 0,8".
Истец предложил считать пункт 3.6 пунктом 3.7 и изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Количество сточных вод, отводимых от абонента, принимается равным количеству израсходованной воды, взятой из всех источников. Если количество сточных вод не соответствует количеству израсходованной воды, абонент обязан установить прибор учета отводимых стоков".
Ответчик настаивает на сохранении пункта 3.6 договора в своей редакции, ссылаясь на то, что предприятие не расходует воду на производственные нужды, вода используется только на бытовые нужды, с учетом количества сбрасываемой воды составляет 60 % от потребленной.
Пункт 3.6 договора в редакции ответчика содержит условие о применении коэффициента 0,8, который представляет собой произвольную величину; аргументы, приведенные в обоснование своей позиции, ответчик не подтвердил документальными доказательствами.
Таким образом, пункт 3.6 договора следует принять в редакции истца и считать его пунктом 3.7, так как она соответствует пункту 56 Правил, согласно которому в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.
Пункт 3.9 в редакции ответчика содержит следующие условия: "Сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор). Перечень регламентированных загрязняющих веществ и допустимые их нормы в стоках (приложение N 2), представляемых поставщиком и согласованных с абонентом".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные распоряжением Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 г. N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга", либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.".
Ответчик настаивает на сохранении пункта 3.9 договора в своей редакции и просит не применять положения распоряжения Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 г. N 3404-р, так как оно устанавливает неоправданно жесткие нормы загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации г. Оренбурга.
Распоряжением Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 г. N 3404-р установлены условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Оренбурга, которые определяют нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов и содержат нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации г. Оренбурга; перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации г. Оренбурга; а также перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации г. Оренбурга.
Данное распоряжение вступило в законную силу с момента его опубликования в газете "Вечерний Оренбург" (пункт 5 распоряжения) и до настоящего времени не отменено.
Таким образом, предложенная истцом редакция пункта 3.9 договора соответствует положениям Распоряжения Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 г. N 3404-р.
С учетом изложенного, пункт 3.9 договора принимается в редакции истца.
Пункт 3.10 в редакции ответчика содержит следующие условия: "Поставщик имеет право отобрать контрольные пробы сточных вод абонента по графику, согласованному сторонами, и проводить их анализ в своей лаборатории. При отборе контрольной пробы качество сточных вод абонента определяется по результатам ее анализа, если при этом, в соответствии с условиями настоящего договора, не отбиралась арбитражная (параллельная) проба".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Поставщик имеет право в любое время отобрать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей лаборатории. При отборе контрольной пробы качество сточных вод определяется по результатам ее анализа, если при этом, в соответствии с условиями настоящего договора, не отбиралась арбитражная (параллельная) проба".
Ответчик настаивает на сохранении пункта 3.10 договора в своей редакции, указывая на то, что режим рабочего времени предприятия не может позволить обеспечить доступ представителей истца в ночное время суток, следовательно, поставщик заранее создает неблагоприятные последствия для абонента.
Как указано выше (при рассмотрении судом пункта 2.1.2 договора) ни Правилами, ни иными нормативными актами не установлен временной промежуток, в который проводится отбор проб воды, поэтому условие ответчика о согласовании графика отбора контрольных проб противоречит Правилам.
С учетом изложенного, а также в целях более сбалансированных условий, пункт 3.10 договора принимается в следующей редакции: "Поставщик имеет право в любое рабочее время отобрать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей лаборатории. При отборе контрольной пробы качество сточных вод определяется по результатам ее анализа, если при этом, в соответствии с условиями настоящего договора, не отбиралась арбитражная (параллельная) проба".
Истец предложил дополнить договор пунктом 4.6 в следующей редакции: "Абонент с 30 числа расчетного месяца, до 5 числа месяца, следующего за расчетным, обязан получить счет на оплату услуг Поставщика, в отделе по работе с населением Поставщика.".
В обоснование включения данного пункта в договор истец ссылается на ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик настаивает на сохранении договора в своей редакции, то есть не включать данный пункт.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Поскольку статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает поставщика выставлять абоненту счета на оплату, правовых оснований для обязания абонента получать данные счета у поставщика нет.
С учетом изложенного, пункт 4.6 не подлежит включению в договор.
Пункт 5.1 в редакции ответчика содержит следующие условия: "Поставщик производит ограничение или полное прекращение подачи воды из централизованной системы водоснабжения и отвода сточных вод в централизованные сети канализации, без предварительного уведомления абонента, в следующих случаях:
- возникновения аварий в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и других форс-мажорных обстоятельств;
- иных предусмотренных законодательством случаях.
В этих случаях поставщик возмещает абоненту убытки".
Истец предложил изложить данный спорный пункт в следующей редакции: "Поставщик производит ограничение или полное прекращение подачи воды из централизованной системы водоснабжения и отвода сточных вод в централизованные сети канализации, без предварительного уведомления абонента, в следующих случаях:
- прекращение энергообеспечения объектов поставщика;
- возникновения аварий в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и других форс-мажорных обстоятельств;
- необходимости увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.".
В обоснование своей редакции истец ссылается на пункт 81 Правил.
Ответчик настаивает на сохранении пункта 5.1 договора в своей редакции.
В пункте 81 Правил водопользования содержится исчерпывающий перечень оснований для отключения водоснабжения без предварительного уведомления абонентов, а именно прекращение энергоснабжения объектов организации водопроводно-канализационного хозяйства; возникновение аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; необходимость увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.
Данные основания предусмотрены истцом в своей редакции пункта 5.1 договора, и не противоречат Правилам.
С учетом изложенного, пункт 5.1 договора подлежит принятию в редакции истца.
Истец предложил дополнить договор пунктом 5.2 в следующей редакции: "Поставщик производит ограничение или полное прекращение подачи воды из централизованной системы водоснабжения и отвода сточных вод в централизованные сети канализации, предварительно уведомив абонента, в следующих случаях:
- аварийного состояния сетей абонента;
- аварий на сетях водопровода и канализации, принадлежащих поставщику;
- неоплаты предоставляемых услуг в течение двух расчетных периодов;
- самовольного подключения абонента и самовольного пользования, без согласования с поставщиком;
- резком ухудшении качества воды в источнике;
- неисполнения абонентом п. 2.2 настоящего договора.".
В обоснование включения данного пункта в договор истец ссылается на ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 82 Правил.
Ответчик настаивает на сохранении договора в своей редакции, то есть не включать данный пункт, ссылаясь на п.п. 82, 83 Правил, п. 5 ст. 486 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 82 Правил водопользования содержит перечень оснований для отключения водоснабжения с уведомлением абонентов, а именно резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения; получение предписания или решения местных служб Госсанэпиднадзора; самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и (или) канализации; попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии; устранение последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации; аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или) канализационных сетей абонента; проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами; проведение планово-предупредительного ремонта.
Согласно п. 83 Правил основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод может являться неуплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод. При неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты отпущенной питьевой воды и (или) принятых сточных вод (неуплата за два расчетных периода, установленных договором) организация водопроводно-канализационного хозяйства, руководствуясь пунктом 5 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, действует в следующей последовательности: при неуплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных вод за два расчетных периода, установленных договором, письменно предупреждает абонента, что в случае неуплаты задолженности в течение установленного ею срока (но не менее 7 дней) может быть ограничена подача питьевой воды и (или) принятие сточных вод; при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока вводит ограничение подачи питьевой воды и (или) приема сточных вод; если по истечении 10 дней со дня введения ограничения подачи воды и (или) приема сточных вод абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, то может полностью прекратить подачу питьевой воды и (или) прием сточных вод до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предусмотренные истцом в пункте 5.2 договора основания прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод с уведомлением абонента соответствуют п.п. 82, 83 Правил.
С учетом изложенного, пункт 5.2 договора подлежит принятию в редакции истца.
Истец предложил дополнить договор пунктом 5.3 в следующей редакции: "Поставщик не несет ответственности за последствия отключения Абонента, в случаях соблюдения процедуры прекращения предоставления услуг Абоненту за непогашение задолженности, в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (Пост. Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167)".
В обоснование включения данного пункта в договор истец ссылается на ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 83 Правил.
Ответчик настаивает на сохранении договора в своей редакции.
В пункте 83 Правил предусмотрено, что основанием для прекращения или ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод является неоплата абонентом полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод.
Исходя из компетенции Правительства РФ издавать Правила, обязательные для сторон при исполнении публичных договоров, учитывая специфику публичного договора на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, Правительство РФ в пункте 83 Правил определило правила поведения организаций водопроводно-канализационного хозяйства при неоплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных вод.
В данном пункте Правил не предусмотрена ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства за последствия отключения абонента в случаях соблюдения процедуры прекращения предоставления услуг абоненту за непогашение задолженности.
Таким образом, предложенная истцом редакция пункта 5.3 договора соответствует положениям Правил водопользования.
С учетом изложенного, пункт 5.3 договора подлежит принятию в редакции истца.
Истец предложил дополнить договор пунктом 5.5 в следующей редакции: "На время ликвидации аварий или проведения внеплановых работ допускается перерыв в водоснабжении, а также снижение давления ниже предельных величин указанных в п. 2.1.5 настоящего договора, без предварительного уведомления абонента.
Период снижения давления или перерыв в водоснабжении не может превышать сроков, установленных в соответствии с пунктом 8.4 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". При этом для обеспечения своих потребностей в период снижения давления в водопроводной сети, во время перерывов в водоснабжении, абонент обязан иметь постоянный суточный запас питьевой воды и обеспечить возможность его использования. При отсутствии у абонента такого запаса питьевой воды или невозможности его использования поставщик не несет ответственности за ущерб, нанесенный абоненту в результате снижения давления в сети или перерывов в водоснабжении.".
В обоснование включения данного пункта в договор истец ссылается на ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 4.4, 8.4 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", согласно которым допускается снижение подачи воды и перерыв в подаче воды на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.).
Ответчик настаивает на сохранении договора в своей редакции, указывая на то, что при проведении внеплановых работ поставщик обязан предварительно уведомить абонента, так как могут возникнуть неблагоприятные последствия, как для населения, так и для предприятия.
Как указано выше, в пункте 81 Правил водопользования содержится исчерпывающий перечень оснований для отключения водоснабжения без предварительного уведомления абонентов.
Такого основания для отключения водоснабжения без предварительного уведомления абонентов, как перерыв в водоснабжении на время ликвидации аварий или проведения внеплановых работ, данный пункт Правил не предусматривает.
В пункте 4.4 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" указаны категории, на которые подразделяются централизованные системы водоснабжения по степени обеспеченности подачи воды, а также время, в течение которого допускается перерыв в подаче воды или снижение подачи ниже указанного предела.
Пунктом 8.4 СНиП 2.04.02-84 предусмотрено расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения.
При этом в данных Санитарных нормах и правилах также не предусмотрено, что перерыв в водоснабжении на время ликвидации аварий или проведения внеплановых работ допускается без предварительного уведомления абонентов.
Таким образом, предложенная истцом редакция пункта 5.5 договора противоречит положениям Правил и СНиП.
С учетом изложенного, пункт 5.5 не подлежит включению в договор.
Истец предложил дополнить договор пунктом 6.4 в следующей редакции: "Дополнения, изменения, вносятся в договор в установленном порядке, оформляются в письменном виде и считаются принятыми с момента достижения согласия сторон, а при отсутствии согласия по инициативе заинтересованной стороны в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ".
Ответчик настаивает на сохранении договора в своей редакции, ссылаясь на п. 13 Правил.
Согласно пункту 13 Правил в договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия: режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод; лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод; качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод; условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод; осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод; порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ; границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации; права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил; неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон; другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пункт 13 Правил не указывает в качестве существенного условия договора порядок внесения изменений и дополнений в договор и их оформление.
Таким образом, невключение данного пункта в договор не является основанием для его незаключения.
При таких обстоятельствах, пункт 6.4 не подлежит включению в договор. Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на обе стороны поровну.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
- 1. Принять в редакции Общества с ограниченной ответственностью "ОренбургВодоканал", г. Оренбург:
- пункт 2.1.4 договора на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод от 22.02.2007 г.: "Отпускать питьевую воду и принимать сточные воды, через водопроводные ввода и канализационные выпуски, в соответствии с границами эксплуатационной ответственности указанными в приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.".
пункт 2.2.10 договора: "Обеспечить беспрепятственный доступ представителей Поставщика для производства контрольных функций и работ на транзитных трубопроводах, ограничения подачи воды (приема стоков) в случаях предусмотренных Правилами, при обязательном присутствии ответственного представителя абонента. При отказе представителя абонента от участия в производстве контрольных функций составляется 2-сторонний акт. При отказе от ознакомления с актом и его подписи в акте делается отметка "От подписи отказался". Акт направляется абоненту с соответствующими сопроводительными документами.".
- пункт 3.3 договора: "Абонент ежемесячно с 21 по 24 число текущего месяца обязан передавать в дирекцию по сбыту поставщика по телефону, факсу, нарочным, сведения о показаниях всех приборов учета предназначенных для расчетов с поставщиком, с последующим письменным подтверждением, в соответствии с переданными данными, в течении 5-ти дней. При невыполнении этого условия, фактические объемы водопотребления (водоотведения) за прошедший расчетный месяц определяются как при отсутствии (неисправности) прибора учета.".
- пункт 3.7 договора: "Количество сточных вод, отводимых от абонента, принимается равным количеству израсходованной воды, взятой из всех источников. Если количество сточных вод не соответствует количеству израсходованной воды, абонент обязан установить прибор учета отводимых стоков.".
- пункт 3.9 договора: "Сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные распоряжением Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 г. N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга", либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии".
- пункт 5.1 договора: "Поставщик производит ограничение или полное прекращение подачи воды из централизованной системы водоснабжения и отвода сточных вод в централизованные сети канализации, без предварительного уведомления абонента, в следующих случаях:
- прекращение энергообеспечения объектов поставщика;
- возникновения аварий в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и других форс-мажорных обстоятельств;
- необходимости увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.".
- пункт 5.2 договора: "Поставщик производит ограничение или полное прекращение подачи воды из централизованной системы водоснабжения и отвода сточных вод в централизованные сети канализации, предварительно уведомив абонента, в следующих случаях:
- аварийного состояния сетей абонента;
- аварий на сетях водопровода и канализации, принадлежащих поставщику;
- неоплаты предоставляемых услуг в течение двух расчетных периодов;
- самовольного подключения абонента и самовольного пользования, без согласования с поставщиком;
- резком ухудшении качества воды в источнике;
- неисполнения абонентом п. 2.2 настоящего договора.".
- пункт 5.3 договора: "Поставщик не несет ответственности за последствия отключения абонента, в случаях соблюдения процедуры прекращения предоставления услуг абоненту за непогашение задолженности, в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (Пост. Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167)".
2.Принять в редакции Открытого акционерного общества "Оренбургский станкозавод", г. Оренбург:
- пункт 2.1.3 договора: "Предупреждать абонента о проведении плановых ремонтно-восстановительных работ на сетях Поставщика не менее, чем за 72 часа".
- пункт 2.2.3 договора: "По вопросам оформления договорных отношений предоставлять Поставщику все сведения по изменению реквизитов абонента, перечню его объектов, включая Субабонентов, и другие сведения для внесения изменений или дополнений в настоящий договор.".
- пункты 4.6, 5.5, 6.4. договора.
3.Пункт 2.1.2 договора принять в следующей редакции: "Систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб производить в любое время суток (в течение рабочего дня) в присутствии представителя абонента. Полученный результат считать действительным до следующего отбора". Пункт 2.2.2 договора принять в следующей редакции: "Для заключения договора абонент представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы:
- заявка с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;
- документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;
- разрешительная документация на присоединение;
- схемы водоснабжения и канализации;
- баланс водопотребления и водоотведения;
- план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод".
Пункт 3.10 договора принять в следующей редакции: "Поставщик имеет право в любое рабочее время отобрать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей лаборатории. При отборе контрольной пробы качество сточных вод определяется по результатам ее анализа, если при этом, в соответствии с условиями настоящего договора, не отбиралась арбитражная (параллельная) проба.".
4.Исключить из договора на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод от 22.02.2007 г. пункты 1.3, 2.1.6, 2.2.5.
5.В иске о урегулировании разногласий по пункту 2.4.3 договора на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод от 22.02.2007 г. отказать.
6.Взыскать с Открытого акционерного общества "Оренбургский станкозавод", г. Оренбург в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ОренбургВодоканал", г. Оренбург 1000 руб. расходов по госпошлине.
7.Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.