Постановление от 14 октября 2004 года № А74-1486/04-К1
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Постановление от 14 октября 2004 года № А74-1486/04-К1
от 14 октября 2004 г. Дело N А74-1486/04-К1
Резолютивная часть Постановления объявлена 7 октября 2004 г.
Мотивированное Постановление составлено 14 октября 2004 г.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи О.Н. Ткаченко, судьи Л.И. Мельник, судьи О.В. Магда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования Ширинский район, пос. Шира и индивидуального предпринимателя Федотова Дениса Олеговича, г. Абакан, на решение арбитражного суда от 29 июня 2004 года по делу N А74-1486/04-К1, принятое судьей Н.Н. Кобыляцкой.
В заседании участвовали:
от истца: представитель Куропаткина С.А. по дов. от 18.03.2004,
от ответчика - представитель Михайленко А.В. по дов. от 19.03.2004.
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Федотов Денис Олегович, г. Абакан (далее предприниматель Федотов Д.О.), являясь собственником жилого дома с кафе, расположенного на земельном участке в Ширинском районе по адресу: п. Жемчужный, ул. Комлева, 13А, обратился в арбитражный суд с иском о понуждении Администрации муниципального образования Ширинский район, п. Шира (далее Администрация МО Ширинский район), заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Ширинский район, п. Жемчужный, ул. Комлева, 13А, и о возмещении ему расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
Решением арбитражного суда от 29 июня 2004 года иск удовлетворен: Администрация МО Ширинский район обязана к заключению договора купли-продажи земельного участка с предпринимателем Федотовым Д.О. на условиях проекта договора, представленного истцом.
В удовлетворении требования предпринимателя Федотова Д.О. о взыскании с Администрации МО Ширинский район, п. Шира, оплаты услуг представителя в сумме 15000 руб. отказано.
Решение мотивировано тем, что в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" заключение договора купли-продажи является обязательным для Администрации МО Ширинский район и для исполнения этой обязанности установлен срок, который ответчиком нарушен.
Не согласившись с решением арбитражного суда от 29 июня 2004 года, Администрация МО Ширинский район и предприниматель Федотов Д.О. обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.
Администрация МО Ширинский район просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация МО Ширинский район указывает на следующие обстоятельства: - ст. 36 Земельного кодекса РФ, как специальная норма, не содержит обязанности собственника земельного участка продать земельный участок, - судом неправильно применена ст. 445 Гражданского кодекса РФ, обязывающая сторону заключить договор, заключение которого является для нее обязательным, - применение норм о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка при наличии установленной законодательно альтернативы предоставлять землю в собственность или в аренду, нарушает принцип свободы договора, установленный ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, - ответчик не заинтересован в продаже земельного участка, поскольку названный земельный участок расположен на территории, являющейся зоной курорта федерального значения, - распоряжение землями в территории, на которой расположен спорный земельный участок, ограничено в обороте, - Администрация МО Ширинский район не вправе распоряжаться землями курорта федерального значения.
Предприниматель Федотов Д.О. обжалует решение суда в части отказа во взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании Администрация МО Ширинский район полностью поддержала доводы своей апелляционной жалобы.
Предприниматель Федотов Д.О. полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда в части удовлетворения требования об обязании Администрации МО Ширинский район заключить договор купли-продажи земельного участка законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы Администрации МО Ширинский район необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав устное выступление лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Хакасия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 19 МЮ N 140753 за Федотовым Д.О. 17.11.2003 зарегистрировано право собственности на объект - незавершенное строительство общей площадью 305,1 кв. м по адресу: п. Жемчужный, ул. Комлева, 13А.
В соответствии с договором N 127 от 6 августа 2003 года земельный участок площадью 785 кв. м, расположенный по адресу: п. Жемчужный, ул. Комлева 13А, передан Федотову Д.О. в аренду для строительства жилого дома и кафе.
26.01.2004 Федотов Д.О. обратился в Администрацию МО Ширинский район с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: п. Жемчужный Ширинского района Республики Хакасия, ул. Комлева, 13А, на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация Постановлением N 212 от 12.03.2004 предоставила истцу в собственность испрашиваемый земельный участок за плату, определенную в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.12.2001 N 254 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости"; обязало Управление муниципальным имуществом муниципального образования Ширинский район заключить договор купли-продажи на испрашиваемый земельный участок.
Согласно выписке из кадастрового плана земельного участка от 06.08.2003, испрашиваемый земельный участок кадастровый номер 19:11:02 01 05:0020 к землям поселений, какой-либо иной категории не указано.
18.05.2004 Госкомимущество Республики Хакасия провело совещание с повесткой дня "Об упорядочении процесса продажи земельных участков в поселке Жемчужный Ширинского района", на котором решили: предложить органам власти Ширинского района в кратчайшие сроки утвердить концепцию генерального плана поселка Жемчужный Ширинского района, разработанного РГУП "Институт" "Абакангражданпроект" по результатам инвентаризации поселков Жемчужный и Колодезный в 2003-м году, с выделением зоны особо охраняемой территории, в которой оборот земельных участков ограничен.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами, - ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Основывая свое право на приобретение земельного участка ст. 36 Земельного кодекса РФ, 07.05.2004 предприниматель Федотов Д.О. направил Администрации МО Ширинский район проект договора купли-продажи земельного участка, подписанный представителем истца по доверенности.
11.06.2004 Администрация приняла Постановление N 687 об отмене Постановления N 212 от 12.03.2004 о продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: п. Жемчужный Ширинского района Республики Хакасия, ул. Комлева, 13А, покупателю Федотову Д.О.
Поскольку Администрация отказалась заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с иском о понуждении заключить договор купли-продажи.
Концепция генерального плана поселка Жемчужный Ширинского района утверждена Администрацией муниципального образования Ширинский район 25.06.2004 решением N 147. Согласно концепции генплана, в соответствии с приложением N 2 к Постановлению Совета Министров РСФСР N 556 от 12 декабря 1985 г. "Границы и режим округа санитарной охраны курорта "Озеро Шира" в Красноярском крае" в районе озеро Шира, выделены 3 зоны санитарной охраны. Вторая зона округа (в которой расположен испрашиваемый земельный участок) - зона ограничений - охватывает территорию, с которой исходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и месторождениям лечебных грязей, а также территория, на которой расположены санитарно-курортные учреждения.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Таким образом, категория "земли поселений" может включать в себя и зоны особо охраняемых территорий, на которые распространяются установленные законом ограничения.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 556 от 12 декабря 1985 г. "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области", приложением N 2 определены границы и режим округа санитарной охраны курорта, в том числе границы второй зоны округа (зоны ограничений).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 70 было утверждено Положение о курорте "Озеро Шира", согласно п. 12 раздела III которого границы и режим округа санитарной охраны курорта установлены Постановлением Совмина РСФСР N 556 от 12.12.1985.
Таким образом, курорт "Озеро Шира" был отнесен к курортам республиканского (РСФСР) значения.
В соответствии со ст. 105 Земельного кодекса РСФСР (от 01.07.1970) указанные земли отнесены к землям курортов, подлежащим особой охране.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 101 курорт "Озеро Шира" отнесен к курортам федерального значения.
Согласно ч. 2 ст. 18 Земельного кодекса РФ в собственности Российской Федерации могут находиться земли, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 6 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Принимая во внимание, что перевод земель курорта "Озеро Шира" из особо охраняемых земель в иную категорию не производился, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что категория земель поселка Жемчужного как особо охраняемой природной территории осталась неизменной.
Согласно ст. 3 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Следовательно, в силу прямого указания закона особо охраняемая территория курорта "Озеро Шира" является федеральной собственностью, как курорт федерального значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.
Принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок находится во второй санитарной зоне курорта федерального значения озеро Шира, в связи с ограничением указанных земель в обороте, он не может быть предоставлен в частную собственность, заключение договора купли-продажи земельного участка противоречит действующему законодательству. Следовательно, требование истца об обязательном заключении договора купли-продажи земельного участка удовлетворению не подлежит.
Доводы предпринимателя Федотова Д.О., отраженные в отзыве на апелляционную жалобу Администрации МО Ширинский: - принадлежащий на праве собственности дом с кафе расположен на земельном участке с кадастровым номером 19:11:020105:0020, отнесенном к землям поселений, каких-либо ограничений в кадастровой карте земельного участка не имеется, указаний об отнесении спорного земельного участка к землям курорта, либо о нахождении земельного участка в границе санитарных зон, не имеется, - Постановление Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985 официально не опубликовано, в связи с чем не может применяться, арбитражный суд апелляционной инстанции находит несостоятельными по следующим основаниям.
ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено, что государственный земельный кадастр представляет собой свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением кадастрового номера, который состоит из номера кадастрового округа, района, квартала, земельного участка в кадастровом квартале.
В соответствии со ст. ст. 4, 5 ФЗ "О государственном земельном кадастре" целью создания и ведения Единого государственного земельного реестра является учет:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Одним из принципов деятельности по ведению государственного земельного кадастра является непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков, сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Согласно ст. 17 названного Закона сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав, об экономических характеристиках земельных участков, о территориальных зонах вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр, на основании положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм ФЗ "О государственном земельном кадастре" лицам, уполномоченным на ведение государственного земельного кадастра, не предоставлено права изменять категорию земель и целевое назначение земельных участков.
Указание в кадастровом плане земельного участка, расположенного по адресу: п. Жемчужный, ул. Комлева, 13А, о том, что земельный участок N 19:11:02:0105:0020 относится к землям поселений, без каких-либо ограничений, не может влиять на статус названного земельного участка, определенного Постановлением Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985.
Довод предпринимателя Федотова Д.О. о том, что Постановление Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985 официально не опубликовано, в связи с чем не может применяться, арбитражный суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
Спорное Постановление Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985, определившее границы курорта "Озеро Шира" издано и опубликовано в порядке, действовавшем на момент принятия спорного Постановления.
Ни Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принимаемых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" от 13.07.1990 N 89-1, определивший порядок опубликования законов и нормативных актов, ни ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ не содержат ссылку о том, что определенный названными Законами порядок подлежит распространению на ранее принятые нормативные акты.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции Постановление Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985, определившее границы курорта "Озеро Шира", не затрагивает охраняемые права и свободы граждан, поскольку не содержит никаких предписаний, в частности: об отселении с территории курорта, о сносе объектов недвижимости и т.п.
Государственная пошлина по делу составляет 4000 руб., в том числе по иску 2000 руб., по апелляционным жалобам 2000 руб. (по 1000 руб. по каждой жалобе).
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина подлежит отнесению на предпринимателя Федотова Д.О.
Расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб. также подлежат отнесению на предпринимателя Федотова Д.О.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 июня 2004 года по делу N А74-1486/04 отменить. 2.В удовлетворении иска отказать. 3.Взыскать с предпринимателя Федотова Дениса Олеговича, 27.08.1980 года рождения, уроженца г. Игарка, Красноярского края, проживающего по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, 24-А, кв. 65, свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя N 18142 от 26.10.2001, выдано Администрацией города Абакана, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 4000 руб.
Настоящее Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, а также в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Председательствующий судья
О.Н.ТКАЧЕНКО
Судья
Л.И.МЕЛЬНИК
Судья
О.В.МАГДА