Решение от 01 апреля 2005 года № А47-16927/2004-АК-31
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 01 апреля 2005 года № А47-16927/2004-АК-31
от 1 апреля 2005 г. Дело N А47-16927/2004-АК-31
Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2005.
(Извлечение)
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Малышевой И.А.
При ведении протокола судебного заседания судьей.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга к Оренбургской областной организации Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности (Роспрофтекстильлегпрома), г. Оренбург о взыскании налоговых санкций по ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 1930 руб.
С участием представителей:
от заявителя: П.Т.П. - специалист первой категории юридического отдела (доверенность N 03-06/99 постоянная от 01.02.2005)
от ответчика - не явился, извещен.
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному району г. Оренбурга обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской областной организации Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности (Роспрофтекстильлегпрома), г. Оренбург о взыскании налоговых санкций по ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 1930 руб.
В связи с реорганизацией налоговых органов определением арбитражного суда от 04.02.2005 на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга.
Ходатайств и отводов судье не заявлено.
В судебном заседании заявитель свои требования поддерживает, просит взыскать налоговые санкции в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, отзыв не представил.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ответчика к налоговой ответственности ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации явились результаты проведенной в отношении ответчика выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ, полноты и своевременности представления сведений о выплаченных доходах физическим лицам, об удержанных суммах налога и их достоверности за период с 01.01.2001 по 31.08.2004, единого социального налога за период с 01.01.2001 31.12.2003, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2002 по 31.12.2003).
По результатам проверки составлен акт N 713 от 14.10.2004, на который профсоюзной организацией были представлены возражения от 22.10.2004 N 7.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений на него налоговым органом вынесено решение N 83549 от 05.11.2004 о привлечении ответчика к налоговой ответственности по ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации и выставлено требование об уплате налоговой санкции N 221 от 11.11.2004.
Требование налогового органа об уплате налоговой санкции в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Из акта налоговой проверки следует, что профсоюзная организация в течение проверяемого периода выплатила членам профсоюза за счет членских взносов суммы материальной помощи в общей сумме 30000 руб. В результате проверки налоговым органом на суммы материальной помощи начислен НДФЛ в размере 3900 рублей и применены налоговые санкции по ст. 123 Налогового кодекса РФ в размере 20 % от начисленной суммы налога (в сумме 780 рублей).
По утверждению заявителя, суммы материальной помощи подлежат налогообложению НДФЛ в общем порядке в размере 13 %, поскольку положения пункта 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ распространяются на профсоюзные комитеты, к числу которых не относятся профсоюзные общественные организации.
В судебном заседании установлено, что в проверяемом периоде выплаты производились лицам, являющимся членами профсоюзов, за счет членских взносов. Указанное обстоятельство подтверждено представителем налогового органа.
Таким образом, существо спора сводится к установлению того обстоятельства, входит ли ответчик в круг лиц, указанных в пункте 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Предметом спора является правомерность начисления налоговых санкций по ст. 123 Налогового кодекса РФ по субъектному составу.
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
В силу пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Согласно пункту 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
Положения перечисленных статей Налогового кодекса РФ распространяются на налоговых агентов. Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами в главе 23 Налогового кодекса РФ именуются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи.
В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ понятие "российские организации" для целей налогообложения используется как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус профсоюзных организаций в настоящее время регулируется положениями Гражданского кодекса РФ и специального нормативного правового акта - Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями), в соответствии с которыми профсоюзы действуют в форме общественных организаций либо объединений (ассоциаций) и которые не предусматривают такой организационно-правовой формы деятельности профсоюза как профсоюзный комитет.
Согласно статье 2 вышеназванного Закона под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их трудовых прав и интересов.
Статьей 3 названного Закона установлены основные формы деятельности профсоюзов (первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюза).
Профсоюзный комитет в силу положений указанной статьи и п. 37 Устава общественной организации Российского профессионального союза работников текстильной и легкой промышленности (Ростекстильлегпром) является исполнительным органом профсоюзной организации, соответственно, не имеет статуса юридического лица.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правоотношения по выплате материальной помощи членам профсоюза возникают между профсоюзной организацией и членами профсоюза, но не между ее исполнительным органом (комитетом) и членами профсоюза. Следовательно, ответчик при исчислении и выплате сумм материальной помощи членам профсоюза за счет членских взносов правомерно оценил указанную сумму как материальную помощь, не подлежащую налогообложению (освобождаемую от налогообложения) налогом на доходы физических лиц в силу пункта 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ.
Иное толкование положений указанной статьи приведет к невозможности использования положений данной нормы права, поскольку профсоюзный комитет, будучи исполнительным комитетом, а не юридическим лицом, в силу своего формального статуса не сможет производить выплаты материальной помощи членам профсоюза, освобождаемые от НДФЛ согласно пункту 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ, что приведет к нарушению принципа равенства субъектов налоговых правоотношений, дисбалансу частных и публичных интересов, дифференциации налогообложения выплат материальной помощи, производимых различными профсоюзными организациями.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций по ст. 123 Налогового кодекса РФ следует отказать.
Требования заявителя о взыскании налоговых санкций по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ч. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Неисполнение данного требования налоговым агентом влечет наступление ответственности, предусмотренной ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 31 статьи 217 Налогового кодекса РФ установлено, что выплаты материальной помощи членам профсоюза за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей, не подлежат налогообложению.
Однако пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ не предусмотрено освобождение налогового агента, к числу которых на основании пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ относится и ответчик, от обязанности представлять сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов в связи с освобождением выплаченного дохода от налогообложения.
Пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ установлено, что исчисление и уплата налога в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Следовательно, при выплате налоговым агентом физическим лицам доходов сведения о полученных таким лицом доходах должны быть представлены в налоговый орган независимо от наличия оснований для освобождения дохода от налогообложения.
Факт непредставления налоговым агентом в установленный срок сведений о доходах физических лиц (сумм материальной помощи, выплаченной членам профсоюза за счет членских взносов) в количестве 23 штук ответчиком не оспаривается и подтвержден приложением N 2 к акту выездной налоговой проверки, подписанным представителями ответчика без возражений. Требования налогового органа в части привлечения налогового агента к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление сведений о доходах в указанном количестве следует считать доказанными с позиций ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Нарушений порядка привлечения к ответственности, предусмотренного ст. 101 Налогового кодекса РФ, не установлено.
Заявление о взыскании налоговых санкций подано в суд в пределах срока, установленного ст. 115 Налогового кодекса РФ.
Факт добровольной уплаты налоговых санкций материалами дела не подтвержден.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.
При этом в качестве смягчающих учитываются любые обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве таковых по усмотрению суда. Перечень таких обстоятельств является открытым и может быть дополнен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Учитывая, что налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности впервые, признание данного обстоятельства смягчающими не противоречит требованиям ст.ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ и может быть учтено при разрешении судом вопроса о снижении размера санкции.
Налоговые правонарушения, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки, совершены впервые, доказательств иного заявителем не представлено, что признается судом обстоятельством, смягчающим налоговую ответственность согласно ст.ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что деятельность ответчика осуществляется на общественных началах, вознаграждения за выполняемую работу работники данной организации не получают, что также учитывается судом при назначении наказания.
При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить сумму налоговых санкций, подлежащих взысканию с ответчика по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, на основании положений ст.ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, то есть до 575 рублей.
В соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований, поскольку заявитель (налоговый орган) от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 212 - 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, суд 1.Заявленные требования удовлетворить частично. 2.Взыскать с Оренбургской областной организации Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности (Роспрофтекстильлегпрома), г. Оренбург в доходы бюджетов 575 руб. налоговых санкций. 3.В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать. 4.Взыскать с Оренбургской областной организации Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности (Роспрофтекстильлегпрома), г. Оренбург в доход федерального бюджета РФ 29 руб. 79 коп. госпошлины. 5.Исполнительные листы выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу. 6.Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме либо в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу.
Судья
И.А.МАЛЫШЕВА