Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 20 июля 2004 года № А74-2035/04-К1

    от 20 июля 2004 г. Дело N А74-2035/04-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2004
    Мотивированное решение изготовлено 20.07.2004
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.И. Мельник
    рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
    Комитета по управлению имуществом города Абакана, г. Абакан,
    о признании незаконным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности от 26.01.2004 N 27/2003-915,
    (протокол судебного заседания вела судья Мельник Л.И.),
    при участии в судебном заседании:
    от заявителя - представителя Н.С. Спириной по доверенности от 04.01.2004,
    от Учреждения юстиции - В.В. Жатько по доверенности от 13.01.2004.
    Комитет по управлению имуществом города Абакана, г. Абакан, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, (далее - Учреждение юстиции) об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности от 26 января 2004 года N 27/2003-915 на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Буденного, 78, помещение N 57Н.
    В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, мотивированные тем, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует абз. 4, 8 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права собственника недвижимого имущества, поскольку без государственной регистрации заявитель не может сдать спорное помещение в долгосрочную аренду. Заявитель в судебном заседании пояснил, что в качестве правоустанавливающего документа им было представлено на государственную регистрацию решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР". Доказательств регистрации права муниципальной собственности на спорный объект до 1998 года Комитетом по управлению имуществом г. Абакана в Учреждение юстиции представлено не было, однако были представлены дополнительные доказательства, подтверждающие принадлежность спорного имущества к муниципальной собственности г. Абакана.
    Учреждение юстиции требования заявителя не признало, представило отзыв на заявление, в котором просило отказать в удовлетворении требований Комитета по управлению имуществом города Абакана, полагая отказ в регистрации законным и обоснованным, поскольку в документе, представленном заявителем в качестве правоустанавливающего, не содержится сведений, позволяющих однозначно установить, что передача в муниципальную собственность спорного помещения состоялась.
    Выслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд
  1. Решением от 26 января 2004 г. N 27/2003-915 Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия в соответствии с абз. 4, 8 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало Комитету по управлению имуществом города Абакана в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое (магазины с почтой и библиотекой), расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Буденного, 78, помещение N 57Н, указав в качестве основания отказа на то обстоятельство, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также что представленные на регистрацию документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
  2. В предмет доказывания по заявлению о признании недействительным ненормативного акта входит: несоответствие ненормативного акта действующему законодательству, нарушение им законных прав и интересов заявителя.
    В качестве правоустанавливающего документа заявителем на государственную регистрацию было представлено решение Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР" о передаче в состав муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов имущества местных органов государственной власти и местного самоуправления, средств местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищного фонда (кроме ведомственного), нежилых помещений в домах жилищного фонда и т.д. В том числе, согласно приложению N 1 к данному решению, в состав муниципальной собственности Абаканского городского Совета депутатов передан Жилищно-производственный эксплуатационный трест.
    В соответствии со статьей 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", пунктом 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 24.12.1990 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статьей 15 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" до проведения разграничения имущества между различными уровнями государственной и муниципальной собственности государственное имущество предприятия могло быть передано в иной уровень собственности соответствующим Советом народных депутатов и уполномоченным им органом в порядке и на условиях, установленных законодательством.
    Таким образом, названное решение принято в соответствии с действовавшим на момент его принятия законодательством.
    Помимо указанного решения, заявителем согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию были представлены следующие документы:
    - распоряжение КУИ г. Абакана N 203 от 16.10.1996, в соответствии с которым обслуживающие предприятия "АЖПЭТ-1", "АЖПЭТ-2" передали на баланс Комитета по управлению имуществом г. Абакана встроенные, встроенно-пристроенные и отдельно стоящие нежилые помещения и здания, в том числе по ул. Буденного, 78,
    - распоряжение КУИ г. Абакана NN 129 от 16.06.1998 "О внесении изменений в распоряжение N 203 от 16.10.1996",
    - акт приема-передачи от 01.07.1998 между МП "АЖПЭТ-1" и Комитетом с приложением N 1,
    - выписка из реестра муниципальной собственности от 25.11.2003 о принадлежности спорного помещения,
    - выписка из технического паспорта N 901-09, согласно которой помещение 57Н состоит фактически из трех помещений, имеющих отдельный выход, с указанием адреса и местонахождения спорного помещения: ул. Буденного, 78, в качестве собственника обозначен КУИ г. Абакана на основании распоряжения N 203 от 16.10.1996,
    - акт о согласовании перепланировки помещения N 57Н,
    - доверенность на представителя.
    В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
    Распоряжением КУИ г. Абакана от 16 октября 1996 года N 203 утверждены Перечни нежилых помещений, находящихся на балансе муниципальных предприятий "АЖПЭТ-1" и "АЖПЭТ-2". В указанных Перечнях значится нежилое помещение, расположенное по адресу: город Абакан, ул. Буденного, 78.
    Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
    До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядком оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
    При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1.
    Как следует из пояснений заявителя и представленных им в материалы дела документов, указанный перечень, в котором указан спорный объект, отсутствует, поскольку передача объекта в муниципальную собственность состоялась до принятия вышеуказанных нормативных правовых актов. Соответственно, порядок передачи имущества в муниципальную собственность, определенный Указом Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992, не соблюдался.
    Вместе с тем, порядок, в каком спорное нежилое помещение 57Н поступило в муниципальную собственность, противоречит порядку, установленному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп в части передачи помещения почты, поскольку в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности РФ.
    Исследуя содержание представленных на государственную регистрацию документов, арбитражный суд приходит к выводу о возможности установления из их текста сведений о передаче в составе имущества Жилищно-производственного эксплуатационного треста спорного нежилого помещения по ул. Буденного, 78.
    Указанные выше документы, приложенные к заявлению на государственную регистрацию, были представлены заявителем в целях идентификации объектов, поименованных в решении Совета народных депутатов Хакасской ССР от 17.10.1991 "О составе республиканской государственной собственности и муниципальной собственности районных, городских Советов народных депутатов Хакасской ССР", отраженных в реестре муниципальной собственности и заявленного на государственную регистрацию нежилого помещения 57Н.
    Споров о принадлежности заявленного к регистрации объекта недвижимого имущества нежилого помещения 57Н между уровнями собственности на момент подачи заявления о регистрации права муниципальной собственности не имелось.
    Следовательно, решение Совета народных депутатов от 17 октября 1991 г., в совокупности с реестром муниципальной собственности и другими документами, на основании которых спорный объект был включен в реестр муниципальной собственности, является правоустанавливающим документом, достаточным для регистрации права муниципальной собственности на объекты, включенные в состав помещения 57Н, за исключением помещения почты.
    Как следует из заявления о государственной регистрации права, КУИ заявил на регистрацию нежилое помещение по адресу: г. Абакан, Буденного, 78 (магазины с почтой и библиотекой).
    Статьей 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена процедурная очередность действий, осуществляемых Учреждением юстиции по регистрации прав.
    Регистрационная процедура начинается с приема документов, следующим этапом регистрационной процедуры является правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию.
    В соответствии с пунктом 1 ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации..." при возникновении у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав в течение месяца он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений. Регистратор прав обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации прав.
    Однако, несмотря на то, что к государственной регистрации было заявлено нежилое помещение, включающее в свой состав объект, подлежащий отнесению к федеральной собственности (почта), Учреждение юстиции, располагая достаточным количеством времени, не исполнило установленную законом обязанность и не истребовало у заявителя дополнительных доказательств, подтверждающих правомерность включения почты в состав муниципальной собственности, доказательств отсутствия притязаний других лиц на спорный объект, не предложило разделить заявленный к регистрации как единый объект - нежилое помещение 57Н на несколько объектов (магазины, почту, библиотеку), а также выделить спорный объект - почту из помещения 57Н.
    На основании изложенного арбитражный суд полагает решение об отказе в государственной регистрации права собственности от 26 января 2004 года N 27/2003-915 необоснованным в части.
    Отказ Учреждения юстиции в государственной регистрации права муниципальной собственности на часть нежилого помещения 57Н противоречит ст. ст. 13, 19, абзацам 4, 8 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права собственника в отношении части заявленного к регистрации объекта - нежилого помещения 57Н (магазинов, библиотеки).
    Госпошлина по настоящему делу составляет 1000 рублей. Истец и ответчик освобождены от уплаты госпошлины в федеральный бюджет.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  3. 1. Признать незаконным решение Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, от 26 января 2004 года N 27/2003-915 в части отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на часть помещения, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Буденного, 78, помещение 57Н, занятого магазинами и библиотекой, ввиду его несоответствия ст. ст. 13, 19, абз. 4, 8 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
  4. Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Л.И.МЕЛЬНИК