Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 08 декабря 2004 года № А74-3182/2004-К1

    от 8 декабря 2004 г. Дело N А74-3182/2004-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2004 года
    Мотивированное решение изготовлено 8 декабря 2004 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной, при ведении протокола судебного заседания судьей Тропиной С.М., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
    общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭнергоКомплекс", г. Черногорск,
    к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
    к Администрации г. Черногорска, г. Черногорск,
    о взыскании 343840 руб. 39 коп.,
    и встречному иску
    Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
    к обществу с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭнергоКомплекс", г. Черногорск,
    о взыскании 108158 рублей 03 копеек,
    при участии в судебном заседании
    от истца - Пешковой Т.И.; Шеллер Е.Н.;
    от МФиЭ РХ - Голощапова Д.В.;
    от Администрации г. Черногорска - Пелевиной А.А.
    Общество с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭнергоКомплекс", г. Черногорск (далее - ООО "ХакТЭК"), обратилось в арбитражный суд с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации г. Черногорска, г. Черногорск, к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан и к Администрации г. Черногорска, г. Черногорск, о взыскании 343840 руб. 39 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в рамках заключенного договора от 10.02.2003 N 03/12 с Отделом социальной защиты населения Администрации города Черногорска, г. Черногорск.
    Министерство финансов и экономики РХ предъявило встречный иск о взыскании с ООО "ХакТЭК" 108158 руб. 3 коп. убытков на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    В судебном заседании 03.11.2004 истец заявил отказ от исковых требований к Отделу социальной защиты населения Администрации города Черногорска и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия. Просил суд взыскать сумму убытков с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия и Администрации города Черногорска.
    Определением арбитражного суда от 03.11.2004 прекращено производство по делу в части требований к Отделу социальной защиты населения Администрации города Черногорска и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия.
    В судебном заседании 26.11.2004 судом предложено истцу уточнить исковые требования к каждому из ответчиков.
    Истец требования к каждому из ответчиков не уточнил, просил взыскать сумму убытков, понесенных в результате предоставления льгот ветеранам, с ответчиков на усмотрение суда. Истец пояснил, что в силу статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию льгот ветеранам по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, финансирование за предоставленные льготы произведено не в полном объеме, разница составила 343840 руб. 39 коп. В финансировании указанной суммы истцу было отказано, в связи с чем у предприятия образовались убытки.
    Администрация г. Черногорска просила в иске к ней отказать, поскольку возмещение расходов по Федеральному закону "О ветеранах" производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
    Министерство финансов и экономики РХ просило в иске отказать, поскольку его вина в причинении истцу убытков не доказана. Ответчик пояснил, что истцом неправомерно включен в сумму убытков налог на добавленную стоимость, а также в нарушение требований Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" в июле 2003 года увеличены тарифы на жилищно-коммунальные услуги без одновременного внесения изменений в местный бюджет.
    В судебном заседании Министерство финансов и экономики РХ заявило об изменении оснований встречных исковых требований, просило взыскать с ООО "ХакасскийТеплоЭнергоКомплекс" 108158 руб. 3 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате выплат в рамках финансирования сумм налога на добавленную стоимость, включенных в стоимость тарифов, и провести зачет встречных требований.
    ООО "ХакТЭК" возражало против встречных требований, поскольку услуги предоставлялись по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления.
    Исследовав доказательства, представленные в дело, заслушав устные выступления лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
    10.02.2003 Администрация г. Черногорска, Отдел социальной защиты населения Администрации г. Черногорска и ООО "ХакТЭК" заключили договор N 03/12 о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".
    По условиям указанного договора ООО "ХакТЭК" обязалось:
    - оказывать жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с нормативами потребления жилищно-коммунальных услуг населению;
    - вносить каждого получателя льгот в реестр установленного образца и в срок до 3 числа каждого месяца предоставлять ОСЗН реестры к счету-фактуре для согласования.
    Отдел социальной защиты населения Администрации г. Черногорска в свою очередь принял на себя обязательства при поступлении финансирования перечислять денежные средства ООО "ХакТЭК", при этом общая стоимость возмещения выпадающих доходов определена сторонами 735311 руб. 60 коп.
    Договор N 03/12 заключен во исполнение пунктов 3 и 3.3 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, который предусматривает финансирование и расходование средств на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в пределах лимитов бюджетных обязательств через расчетные счета муниципальных органов социальной защиты населения.
    Согласно названному Порядку органы социальной защиты населения обязаны направлять денежные средства на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по льготам путем перечисления на банковский счет организаций, осуществляющих предоставление льготных услуг гражданам, в том числе на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами с муниципальными органами и предприятиями, организациями, предоставляющими льготы.
    Срок действия договора определен сторонами до 31.12.2003.
    Согласно представленным истцом реестрам, счетам-фактурам N 00000174 от 28.02.2003, N 00000289 от 23.04.2003, N 00000290 от 23.04.2004, N 00000409 от 27.05.2003, N 00000573 от 16.07.2003, N 00000575 от 16.07.2003, N 00000748 от 09.10.2003, N 00000790 от 14.10.2003, N 00000904 от 18.11.2003, N 00001022 от 16.12.2003, N 00001106 от 27.01.2003, N 00001105 от 27.01.2004, N 00001581 от 30.01.2004, N 00001582 от 30.01.2004, N 00001583 от 31.01.2004, N 00001584 от 30.01.2004, отзыву Отдела социальной защиты населения Администрации г. Черногорска на исковое заявление ООО "ХакТЭК" оказывало коммунальные услуги и принимало оплату за жилье от граждан, проживающих в г. Черногорске, на льготных условиях в соответствии с нормами статьи 10 Федерального закона "О ветеранах".
    Всего в 2003 году ООО "ХакТЭК" предоставило льгот на сумму 992840 руб. 12 коп. Как следует из материалов дела, Отделом социальной защиты населения Администрации г. Черногорска в 2003 году перечислены на счет истца денежные средства в возмещение расходов по предоставлению льгот ветеранам в сумме 648999 руб. 73 коп. Согласно представленным доказательствам, сумма невозмещенных расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот, составила 343840 руб. 39 коп.
    Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
    В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" порядок возмещения расходов, указанных в статье 10 названного Закона, утверждается, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
    Установленный порядок предусматривает финансирование и расходование средств на реализацию Федерального закона "О ветеранах" в пределах лимитов бюджетных обязательств через расчетные счета муниципальных органов социальной защиты населения, обязывая последних направлять денежные средства на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по льготам путем перечисления на банковский счет организаций, осуществляющих предоставление льготных услуг гражданам, в том числе на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами с муниципальными организациями и предприятиями, организациями, предоставляющими льготы.
    Для возмещения затрат по коммунальным услугам в части предоставления льгот ветеранам истец составляет реестры на возмещение расходов предприятиям и организациям, фактически предоставляющим льготы по жилищно-коммунальным услугам по форме 3, установленной Порядком финансирования расходов республиканского бюджета. В реестрах указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество лица, имеющего право на получение льгот, его адрес, номер и дата выдачи удостоверения, размер общей площади и социальной нормы для предоставления льготы, сведения об утвержденных тарифах за коммунальные услуги для населения, стоимость предоставленных льгот по коммунальным услугам, которые предъявляются к возмещению.
    В дело ООО "ХакТЭК" представлены реестры с указанием стоимости предоставленных ветеранам льгот по жилищно-коммунальным услугам. Арбитражный суд признал их надлежащими доказательствами фактических расходов истца, связанных с предоставлением льгот, поскольку они соответствуют форме, установленной Порядком финансирования расходов республиканского бюджета.
    На основе указанных реестров истец предъявлял к возмещению Отделу социальной защиты населения Администрации г. Черногорска счета-фактуры.
    В соответствии с абзацем 2 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета распорядителем бюджетных средств на реализацию Федерального закона "О ветеранах" является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, перечисление средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с кодами Бюджетной классификации РФ. Министерство труда и социального развития РХ справкой подтвердило размер финансирования в 2003 году Черногорского отдела социальной защиты населения по Федеральному закону "О ветеранах" по статье "льготы по жилищно-коммунальным услугам" в пределах утвержденного лимита бюджетных обязательств в размере 5538000 руб. Из материалов дела также усматривается, что Отдел социальной защиты населения Администрации г. Черногорска исполнил свои обязательства по финансированию, распределив денежные средства, поступившие в пределах лимита бюджетных обязательств, между получателями компенсации, однако этих средств оказалось недостаточно.
    Доводы Министерства финансов и экономики РХ о необоснованном применении тарифов, установленных Постановлением Администрации города Черногорска от 23.06.2003 N 2167, суд находит несостоятельными, поскольку указанное Постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который в установленном порядке не признан недействительным, а действия Администрации г. Черногорска, направленные на изменение действующих тарифов, не признаны незаконными, следовательно, предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные обязаны применять тарифы на жилищно-коммунальные услуги, установленные указанным Постановлением. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности по финансированию расходов предприятий, организаций, связанных с предоставлением льгот ветеранам, на орган местного самоуправления.
    При указанных обстоятельствах требования ООО "ХакТЭК" о взыскании убытков с Администрации г. Черногорска не подлежат удовлетворению.
    Оценив представленные истцом договор N 03/12, счета-фактуры, реестры, арбитражный суд пришел к выводу, что по форме и содержанию они соответствуют требованиям раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета. С учетом этого, арбитражный суд признал доказанным заявленный истцом размер предоставленных и невозмещенных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам.
    На момент рассмотрения дела по существу арбитражному суду не представлено доказательств погашения указанной задолженности. Так как лимиты бюджетных обязательств 2003 года исполнены, а бюджетный год истек, истец обоснованно расценивает стоимость невозмещенных расходов на предоставление льгот ветеранам в 2003 году как убытки.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    Доводы Министерства финансов и экономики Республики Хакасия о включении сумм налога на добавленную стоимость в предъявленные к возмещению расходы арбитражный суд признал несостоятельными, поскольку истцом ко взысканию предъявлена сумма расходов, исходя из фактических цен их реализации, по тарифам, установленным Постановлениями Администрации г. Черногорска N 3041 от 28.11.2001 и N 2167 от 23.06.2003.
    Расчет расходов к возмещению произведен на основании реестров, где стоимость предоставленных льгот определена по тарифам для населения, включающим налог на добавленную стоимость.
    Таким образом, встречное требование Министерства финансов и экономики Республики Хакасия о взыскании с ООО "ХакТЭК" 108158 руб. 3 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате выплат в рамках финансирования сумм налога на добавленную стоимость, включенных в стоимость тарифов, не подлежит удовлетворению.
    Стоимость коммунальных услуг и платы за жилье в сумме 343840 руб. 39 коп., не полученная с ветеранов в связи с установленной льготой, является неполученным доходом ООО "ХакТЭК", который подлежит возмещению за счет бюджета Республики Хакасия в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах", правилами статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как запланированные и произведенные Республикой Хакасия расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не позволили возместить фактические расходы на эти цели, понесенные хозяйствующим субъектом.
    Статьей 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно, казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
    На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
    Исходя из того, что Республика Хакасия не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 343840 руб. 39 коп., арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование ООО "ХакТЭК" о взыскании с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия за счет казны республики в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг в 2003 году, в размере 343229 руб. 40 коп.
    Вместе с тем, Отдел социальной защиты населения Администрации г. Черногорска представил акт проверки представленных истцом реестров, согласно которому необоснованно включены в реестр выбывшие и умершие граждане, в связи с чем сумма необоснованно предъявленных убытков составила 610 руб. 99 коп., которая удовлетворению не подлежит.
    Ссылка Министерства финансов и экономики РХ на ст. 1 Закона Республики Хакасия "Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия на 2003 год" N 47 от 07.07.2004 не может являться основанием для отказа в иске в Министерству финансов и экономики РХ, так как статья 10 Федерального закона "О ветеранах", возлагая на субъекты Российской Федерации бремя расходов по финансированию льгот ветеранам, не ограничивает такие расходы в какой-либо мере или каким-то способом, в том числе и размером бюджетных обязательств. Министерство финансов и экономики Республики Хакасия в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает от имени казны Республики Хакасия в спорных отношениях.
    Государственная пошлина по иску в сумме 8476 руб. 81 коп. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца в сумме 15 руб. 6 коп., на ответчика в сумме 8461 руб. 75 коп., но не подлежит взысканию с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". Поскольку истцу при обращении в арбитражный суд предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию 15 руб. 6 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
    Государственная пошлина по встречному иску составляет 3763 руб. 16 коп., на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Министерство финансов и экономики РХ, но не подлежит взысканию на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
    Руководствуясь статьями 49, 110, 156, 167 - 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭлектроКомплекс", город Черногорск, удовлетворить частично.
    Взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан, за счет казны Республики Хакасия в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭлектроКомплекс", город Черногорск, убытки в сумме 343229 рублей 40 копеек, связанные с реализацией Федерального закона "О ветеранах".
    2.В удовлетворении остальной части иска отказать.
    3.В удовлетворении встречного иска Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан, отказать.
    4.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ХакасскийТеплоЭлектроКомплекс", город Черногорск, 15 рублей 6 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    С.М.ТРОПИНА