-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Постановление от 15 июня 2004 года

По делу № А74-442/04-К1
    Резолютивная часть Постановления объявлена 10 июня 2004 г.
    Мотивированное Постановление изготовлено 15 июня 2004 г.
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
    председательствующего Н.П. Коноховой, судей М.В. Сивириной, С.М. Тропиной,
    рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, и Муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление", г. Абакан, на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2004, принятое судьей А.А. Федулкиной.
    В судебном заседании приняли участие:
    от истца: юр. С.В. Абаковская, дов. от 05.01.2004, юр. В.В. Сергеев, дов. от 01.03.2004.;
    от Минфина РХ - нач. юр. отдела М.Г. Боярский, дов. от 11.04.2004,
    от УСЗН - юр. А.Г. Семенова, дов от 15.01.2004.
    Протокол вела судья С.М. Тропина.
    Муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление", г. Абакан, обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, г. Абакан, к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, о взыскании 1494763 руб. убытков, возникших при исполнении договора N 9 от 04.02.2003, заключенного с Управлением социальной защиты населения Администрации города Абакана, в связи с предоставлением льгот по оплате проезда в городском транспорте гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Требования обоснованы тем, что убытки в виде упущенной выгоды причинены незаконным бездействием государственных органов вследствие недостаточного финансирования из бюджета Республики Хакасия в 2003 году расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
    Решением суда от 14 апреля 2004 исковые требования удовлетворены частично, с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия в пользу МУП "Троллейбусное управление" взыскано 1404067 руб. убытков. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
    Не согласившись с принятым решением, истец МУП "Троллейбусное управление" и ответчик - Министерство финансов и экономики РХ обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
    Ответчик Министерство труда и социального развития РХ, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, не явился в заседание суда 07.06.2004. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ жалобы рассмотрены в отсутствие указанного ответчика.
    В заседании суда апелляционной инстанции 07.06.2004 на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10.06.2004.
    Истец - МУП "Троллейбусное управление", поддержав жалобу, просит изменить решение суда от 14.04.2004 в части отказа в удовлетворении исковых требований на 90696 руб., удовлетворить иск в полном объеме и взыскать с Минфина РХ убытки в сумме 1494763 руб. Истец считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно оценил акт проверки правильности использования средств бюджета от 17.12.2003, не учел, что фактическое количество перевезенных пассажиров менее количества перевезенных пассажиров по хронометражу в январе, марте, мае, июне, июле, августе, сентябре 2003 года. Истец также обратил внимание, что пункт 3.5 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РХ N 16 от 29.01.2003, противоречит действующему законодательству, что подтверждает письмо Прокуратуры города Абакана от 11.05.2004.
    Ответчик - Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, поддержав апелляционную жалобу, просил отменить решение суда от 14.04.2004 полностью и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального права - неприменение закона, подлежащего применению. Минфин РХ указал следующее:
    - Согласно пункту 3.5 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в случае отсутствия убытков от перевозки льготных категорий граждан, подтвержденных бухгалтерской отчетностью, возмещение не производится. Это же правило установлено пунктом 3.1 договора N 9 от 04.02.2003, заключенного Управлением социальной защиты населения администрации города Абакана и МУП "Троллейбусное управление".
    - Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как по данным представленной бухгалтерской отчетности истца его убытки от основной деятельности за 2003 год составили 3127 тыс. руб., лимит на финансирование по ФЗ "О ветеранах" в 2003 году установлен в размере 3302590 руб., фактически МУП "Троллейбусное управление" профинансировано на сумму 3322590 руб., то есть на 20000 руб. больше утвержденного лимита. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2003 составляла 1142743 руб., решением от 30.01.2004 по делу А74-2084/03-К2 Арбитражный суд Республики Хакасия взыскал с Минфина РХ в пользу истца 986370 руб. убытков за первое полугодие 2003 года. Таким образом, с учетом финансирования МУП "Троллейбусное управление" в течение 2003 года и суммы, взысканной в пользу МУП "Троллейбусное управление" по делу N А74-2084/03-К2, убытки и образовавшаяся в течение 2003 года кредиторская задолженность погашены полностью. Объем денежных средств, направленных Республикой Хакасия на компенсацию убытков предприятия, возникших в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах", превышает объем подтвержденных бухгалтерской отчетностью МУП "Троллейбусное управление" убытков и кредиторской задолженности прошлых лет на 39217 руб. Убытки, заявленные предприятием сверх указанной суммы, не подтверждены бухгалтерской отчетностью.
    - При принятии решения о взыскании убытков с Минфина РХ арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. п. 2 ст. 1071, 125 Гражданского кодекса РФ, п. 9 ст. 30 Закона Республики Хакасия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Хакасия". Согласно пункту 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Хакасия" от имени казны Республики Хакасия по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств республиканского бюджета по ведомственной принадлежности; выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Республики Хакасия из средств республиканского бюджета, выделенных государственным органам исполнительной власти Республики Хакасия как главным распорядителям средств республиканского бюджета. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", ст. 20 Закона Республики Хакасия от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" и Приложением 6 к нему главным распорядителем средств республиканского бюджета, направляемых на проведение социальной политики (в том числе и в части возмещения льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"), является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
    Заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав представленные доказательства, Арбитражный суд Республики Хакасия апелляционной инстанции
    Согласно Уставу МУП "Троллейбусное управление" города Абакана его основной деятельностью является перевозка пассажиров троллейбусным и автомобильным транспортом. Как следует из материалов дела, МУП "Троллейбусное управление" было привлечено к исполнению Федерального закона "О ветеранах" по предоставлению ветеранам льгот по оплате проезда в городском транспорте.
    4 февраля 2003 года МУП "Троллейбусное управление" и Управление социальной защиты населения администрации города Абакана заключили договор N 9 о совместной деятельности по реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Из договора следует, что он заключен во исполнение Порядка финансирования расходов республиканского бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по отдельным направлениям, утвержденного Постановлением Правительства РХ N 16 от 29.01.2003 "О мерах по реализации Закона РХ от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год".
    По условиям указанного договора истец обязался предоставлять льготы по проезду в городском транспорте категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", производить расчет возмещения расходов по предоставлению льгот по Методике, утвержденной Постановлением Правительства РХ N 16 от 29.01.2003, предоставлять Управлению СЗН для возмещения расходов ежеквартально бухгалтерскую отчетность по установленным формам.
    Управление СЗН обязалось направить МУП "Троллейбусное управление" денежные средства, перечисленные Министерством труда и социального развития РХ на возмещение расходов по оплате проезда гражданам - ветеранам, в пределах утвержденного лимита - 3202590 руб.
    Судом первой инстанции установлено, что во исполнение ФЗ "О ветеранах" и договора от 04.02.2003 истец предоставлял в 2003 году льготу гражданам - ветеранам в виде бесплатного проезда в городском транспорте. Учет перевезенных пассажиров и сумм неполученного дохода в связи с предоставлением льгот производился ежемесячно по количеству нулевых билетов по реестрам формы 7, утвержденной Постановлением Правительства РХ N 16 от 29.01.2003, актов к счет-фактурам, предоставленных Управлению СЗН. Указанные документы приняты Управлением СЗН и судом как достоверные и подтверждают, что за период с января по декабрь 2003 года истец предоставил льготы по оплате проезда ветеранам и предъявил счета-фактуры к возмещению выпадающих доходов на общую сумму 4660980 руб. Указанная сумма превышает годовой лимит 3202590 руб., предусмотренный договором от 04.02.2003.
    Как видно из представленных в дело платежных документов, акта сверки расчетов на 01.01.2004, справки Управления СЗН от 11.02.2004, за период с января по декабрь 2003 Управление СЗН перечислило на счет истца средства в размере утвержденного годового лимита - 3322590 руб., из них 1143000 руб. в счет погашения задолженности за 2002 год во исполнение решения суда по делу N А74-3402/02 от 03.02.2003 по платежным поручениям N 1602 от 07.07.2003, N 1042 от 10.07.2003. Таким образом, истец фактически получил в 2003 году на возмещение расходов по предоставлению льготного проезда ветеранам сумму 2179590 руб. при фактических расходах в размере 4660980 руб.
    Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уполномочены утверждать порядок возмещения указанных расходов.
    В соответствии с абзацем 2 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета распорядителем бюджетных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, перечисление средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с кодами Бюджетной классификации РФ.
    Справка Министерства труда и социального развития РХ свидетельствует о том, что финансирование по статье расходов "Скидки стоимости проезда в городском, пригородном междугороднем транспорте..." в рамках ФЗ "О ветеранах" в 2003 г. произведено в объеме утвержденного лимита по г. Абакану в размере 8820,04 тыс. руб. Так как лимиты бюджетных обязательств исчерпаны, а бюджетный год истек, истец обоснованно расценивает стоимость не возмещенных расходов на предоставление льготного проезда ветеранам, как убытки.
    Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что предоставленных бюджетом Республики Хакасия денежных средств на реализацию льгот по оплате проезда ветеранам в 2003 году оказалось недостаточно для возмещения реальных расходов истца по предоставлению льгот, что повлекло причинение ему убытков, подлежащих возмещению на основании ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, за счет казны Республики Хакасия.
    Поскольку представленные в дело доказательства подтверждают исполнение Министерством труда и социального развития РХ и Управлением СЗН в 2003 году возложенных на них обязанностей по целевому расходованию средств бюджета Республики Хакасия, предназначенных для финансирования расходов на реализацию льгот по оплате проезда ветеранам, решением суда от 14.04.2004 правомерно отказано в удовлетворении иска к ответчикам - Министерству труда и социального развития РХ и Управлению СЗН г. Абакана.
    Ссылку Минфина РХ на ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", ст. 20 Закона Республики Хакасия от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" и довод апелляционной жалобы Минфина РХ о взыскании убытков с ненадлежащего ответчика апелляционная инстанция признала несостоятельными. Статьей 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов..., подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
    С учетом изложенного апелляционная инстанция полагает, что суд обоснованно возложил ответственность за причиненный вред на Республику Хакасия и взыскал убытки с Министерства финансов Республики Хакасия.
    Суд апелляционной инстанции признал несостоятельным довод Минфина РХ о необоснованном удовлетворении иска, поскольку МУП "Троллейбусное управление" профинансировано для возмещения расходов по льготам на сумму 3322590 руб., а фактически по данным бухгалтерского баланса его убытки от основной деятельности в 2003 году составили меньшую сумму - 3127 тыс. руб., и не подлежат возмещению в силу пункта 3.5 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РХ N 16 от 29.01.2003. Как следует из данных бухгалтерского баланса МУП "Троллейбусное управление", отчета о прибылях и убытках за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, расшифровки дебиторской задолженности, убытки от основной деятельности по перевозке пассажиров в сумме 3127 тыс. руб. определены с учетом дебиторской задолженности в размере 2987 тыс. руб. (строка 240), в том числе по Управлению СЗН в сумме 2490 тыс. руб. Приказом МУП "Троллейбусное управление" N 131 от 25.12.2002 по учетной политике на 2003 год предусмотрен учет по мере фактического поступления бюджетных средств, поступающих в качестве компенсации за перевозку пассажиров, пользующихся льготами, в составе выручки (дохода) от основной деятельности. При таких обстоятельствах довод Минфина РХ об отсутствии убытков, подтвержденных бухгалтерской отчетностью, нельзя признать обоснованным.
    Также несостоятельным, по мнению апелляционной инстанции, является довод Минфина РХ, что убытки и образовавшаяся в течение 2003 года кредиторская задолженность погашены полностью. Сторонами не оспаривается тот факт, что реально на счет истца в 2003 году перечислена для возмещения льгот ветеранам сумма 3322590 руб., включающая 1143000 руб. по платежным поручениям N 1602 от 07.07.2003, N 1042 от 10.07.2003, перечисленных целевым назначением для погашения задолженности за 2002 год во исполнение решения суда по делу N А74-3402/02 от 03.02.2003. Как установлено выше, подтвержденные расходы истца в связи с предоставлением льготного проезда ветеранам составили 4660980 руб. Актом сверки расчетов между МУП "Троллейбусное управление" и Управлением СЗН на 01.01.2004 подтверждается размер невозмещенных расходов в сумме 2481133 руб.
    Оценив обоснованность обжалуемого решения в части установления размера убытков, апелляционная инстанция пришла к выводу, что суд дал неправильную оценку акту проверки Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования города Абакана от 15.12.2003, в связи с чем неверно определил сумму подлежащих взысканию убытков, уменьшив их на 90696 руб.
    Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований на 90696 рублей, суд исходил из двух обстоятельств. Пунктом 3.5 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета предусмотрено, что для возмещения фактических расходов на перевозку льготных категорий граждан перевозчики ежемесячно представляют расчет фактических затрат по нулевым билетам с распределением по категориям льготополучателей, не превышающих расчетов по акту хронометража количества поездок. Актом проверки, проведенной 15.12.2003 комиссией Министерства труда и социального развития РХ, установлено превышение количества перевезенных в феврале, апреле, октябре и ноябре 2003 года льготных пассажиров, по расчетам истца, над количеством пассажиров, указанных в актах хронометража, рассчитана сумма затрат, причитающаяся на соответствующее превышение, составившая 90696 руб. С учетом этого суд признал необоснованно предъявленной к возмещению сумму 90696 руб.
    Апелляционная инстанция полагает, что оценивать акт проверки от 15.12.2003, расчеты фактических затрат и расчеты по актам хронометража следует в совокупности, учитывая их специфику. Учет фактических затрат перевозчиков по нулевым билетам отражает данные о количестве перевезенных пассажиров, в то время как акты хронометража устанавливают выборочные данные о перевозках в отдельные дни, распространяемые на соответствующий месяц. Акты хронометража составлялись в 2003 году ежемесячно, количество перевезенных пассажиров за 12 месяцев, определенное по актам хронометража, составляет 1545545. Однако фактическое количество перевезенных пассажиров-льготников в 2003 году по расчетам на основании нулевых билетов менее количества перевезенных пассажиров, определенного по актам хронометража, - 1451484. Это свидетельствует о неточности данных, определенных актами хронометража, и отсутствие необходимости руководствоваться данными актов хронометража при определении размера причиненных истцу убытков. При составлении акта проверки от 15.12.2003 это существенное обстоятельство не было учтено, поэтому вывод акта о переплате в размере 90696 руб. нельзя принять во внимание при исчислении размера убытков. В связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение суда от 14.04.2004 подлежит изменению в части размера взыскиваемых убытков.
    МУП "Троллейбусное управление" предъявил ко взысканию по данному иску убытки за 2003 год в сумме 1494763 руб., за вычетом суммы 986370 руб., взысканной в его пользу решением Арбитражного суда РХ по делу N А74-2084/03-К2. С учетом изложенного апелляционная инстанция пришла к выводу, что размер подлежащих предъявлению убытков МУП "Троллейбусное управление" от предоставления льготного проезда в городском транспорте ветеранам по результатам работы за весь 2003 год правильно определен истцом и составляет 1494763 руб. Так как указанный размер убытков подтвержден надлежащими документами, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, убытки подлежат взысканию в сумме 1494763 руб.
    На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением иска и апелляционной жалобы МУП "Троллейбусное управление" госпошлина по иску 19073 руб. 82 коп. и по его жалобе в сумме 578 руб. 66 коп. относится ответчика Минфин РХ, так же как и госпошлина по апелляционной жалобе Минфина РХ - 9536 руб. 91 коп. Однако госпошлина по иску и жалобам не подлежит взысканию на основании п. п. 1 п. 3 ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине", так как в спорных отношениях ответчик выступает в интересах государства и общества.
    Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 266, 268, п. 2 ч. 1 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, 271, 318 - 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
    Апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление", г. Абакан, удовлетворить. Решение Арбитражного суда Республики Хакасия 14 апреля 2004 года по делу N А74-442/04-К1 изменить в части. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, за счет казны Республики Хакасия в пользу Муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление", г. Абакан, 1494763 руб. убытков. В остальной части решение суда от 14.04.2004 оставить без изменения.
    Выдать исполнительный лист.
    Настоящее Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Председательствующий
    Н.П.КОНОХОВА
    Судья
    М.В.СИВИРИНА
    Судья
    С.М.ТРОПИНА