-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 29 августа 2003 года № А47-2021/2003-АК-28

По делу № А47-2021/2003-АК-28
    Арбитражный суд Оренбургской области в составе: председательствующего Калининой Л.И. судей: Сиваракши В.И., Цыпкиной Е.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдокимовой Е.В.,
    рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по заявлению Открытого акционерного общества "Акционерная транспортная компания "Оренбургавтотранс", г. Оренбурга
    о признании пункта 1 (в части размера ставок земельного налога, установленных в приложении N 1) Постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.2002 N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Оренбурга" несоответствующим пунктам 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, статье 8 Закона РСФСР "О плате на землю" и недействующим
    при участии в судебном заседании:
    от заявителя: Хамитовой Т.М. - начальника юридического отдела (доверенность N 14/10-1151 от 26.12.2002, постоянная),
    от Оренбургского городского Совета: Иванова Д.А. - главного специалиста аппарата Оренбургского городского Совета (доверенность N 120-АП от 14.10.2002, постоянная).
    На основании части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в составе суда произведена замена судьи Вернигоровой О.А., в связи с отсутствием ее по уважительной причине.
    ОАО АТК "Оренбургавтотранс", г. Оренбург обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании пункта 1 (в части размера ставок земельного налога, установленных в приложении N 1) Постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.2002 N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Оренбурга" не соответствующим п.п. 1, 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ, статье 8 Закона РСФСР "О плате за землю" и не действующим.
    Требования заявителя были уточнены письменным ходатайством об изменении первоначально заявленных требований, которое было удовлетворено арбитражным судом на основании пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
    Представитель Оренбургского городского Совета требования заявителя не признает, полагая, что оспариваемым Постановлением установлены дифференцированные ставки земельного налога по новым границам зон без какого-либо нарушения требований федерального законодательства, регулирующего плату за землю.
    Как следует из материалов дела, Оренбургский городской Совет 28.12.2002 принял Постановление N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга". Оспариваемым пунктом 1 Постановления, установлены дифференцированные ставки земельного налога на территории г. Оренбурга (Приложение N 1) и дифференцированные ставки земельного налога на 2003 год на земли населенных пунктов, включенных в состав города Оренбурга (Приложение N 2).
    Указанное Постановление опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 05.01.2003 и вступило в силу с 01.01.2003.
    Изучив представленные сторонами материалы, заслушав доводы представителей сторон, и проверив Постановление Оренбургского городского Совета N 286 от 28.12.2002 в оспариваемой части на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, Закону РФ "О плате за землю" и иным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы установления ставок земельного налога на 2003 г. и имеющих большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующему.
    Подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
    Уставом города Оренбурга (статья 13) определено, что представительным органом городского самоуправления в городе Оренбурге является Оренбургский городской Совет.
    Статьей 7 Федерального закона от 27 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    Первоначально коэффициент к ставкам земельного налога был установлен Законом Российской Федерации N 331-1 от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год".
    Статьей 6 этого Закона было установлено, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на городские земли, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применялись в 1992 г. с коэффициентом 2.
    До 1995 года ежегодно повышающий коэффициент применялся к ставкам земельного налога, установленным Законом РСФСР "О плате за землю".
    Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (п. 3), Правительству Российской Федерации предписывалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные Законом РСФСР "О плате за землю" ставки земельного налога.
    Закон РСФСР "О плате за землю" устанавливает средние ставки земельного налога на городские земли и Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" установило коэффициенты для применения также средних ставок земельного налога.
    Впоследствии Постановлениями Правительства РФ, Законами о бюджете, в каждом последующем году коэффициент применялся к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года, и касался средних ставок земельного налога.
    Согласно статье 8 Закона РСФСР "О плате за землю", налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
    Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Федерации, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
    Как следует из отзыва, и как пояснил представитель Оренбургского городского Совета, средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочного коэффициента), следовательно, такие коэффициенты применяются и к дифференцированным ставкам земельного налога.
    В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", отмечается, что в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки - ставок земельного налога дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
    Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога, средняя ставка лишается какого-либо смысла.
    Как следует из Приложения N 1 к Постановлению Оренбургского городского Совета дифференцированные ставки земельного налога, установленные на территории г. Оренбурга на 2003 год превышают ранее установленные Приложением N 1 к Постановлению городского Совета N 13 от 16.02.2000 дифференцированные ставки земельного налога в тех же зонах градостроительной ценности в 3,6 раза, то есть расчет произведен расчетным путем посредством умножения ставки земельного налога установленной на 2000 год на коэффициент 2, установленный ФЗ "Об индексации ставок земельного налога N 163-ФЗ от 14 декабря 2001 года и умножением результата на коэффициент 1,8, установленный ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110 от 24 июля 2002 г.
    Средняя ставка земельного налога для города Уральского экономического района с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек составляет 2,0 руб./кв. м. По результатам переписи населения 2002 года численность населения в г. Оренбурге составляет 548,8 тыс. человек. Средняя ставка земельного налога по г. Оренбургу составляет 2,0 руб./кв. м. (минимальная величина составит до 2 руб./кв. м, максимальная до 4,0 руб./кв. м).
    Дифференцированные ставки земельного налога не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральным законодательством коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку такое положение противоречило бы не только ст. 53 Налогового кодекса РФ, но и основным началам законодательства о налогах и сборах, содержащихся в пунктах 1, 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
    В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом.
    Исходя из пункта 3 оспариваемого Постановления, его положения вступают в силу со дня вступления статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", т.е. с 01.01.2003.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
    Согласно п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
    Как следует из Постановления Оренбургского городского Совета N 313 от 28.12.2001 "О бюджете города Оренбурга на 2002 год" размер доходов бюджета г. Оренбурга по земельному налогу за земли городов и поселков составил 87565 тыс. рублей, а согласно Постановлению N 290 от 28.12.2002 Оренбургского городского Совета "О бюджете города Оренбурга на 2003 г." размер доходов бюджета по земельному налогу должен составить 117776 тыс. рублей, следовательно, увеличение должно произойти в 1,3 раза, тогда как ставки земельного налога увеличены в 1,8 раза.
    Установление границ зон градостроительной ценности входит в круг полномочий городского Совета и заявителем не оспаривается.
    Таким образом, в оспариваемой части Постановление Оренбургского городского Совета не соответствует статье 7 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" , статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса РФ.
    Доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, не могут быть приняты во внимание, исходя из того, что механизм дифференциации средних ставок земельного налога действующим законодательством не установлен, у представительного органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания к изданию акта органа местного самоуправления, устанавливающие дифференциацию ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности земель. Установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не должно автоматически изменять дифференцированные ставки этого налога.
    При таких обстоятельствах требование заявителя следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
    1.Ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворить.
    2.Требования заявителя удовлетворить полностью.
    Признать пункт 1 Постановления Оренбургского городского Совета N 286 от 28.12.02 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" в части размера ставок земельного налога, установленных приложением N 1 не соответствующим статье 7 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" , статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу и недействующим в оспариваемой части.
    3.Пункт 1 Постановления Оренбургского городского Совета N 286 от 28.12.2002 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" в части размера ставок земельного налога, установленных приложением N 1 не подлежит применению в оспариваемой части с момента вступления в законную силу настоящего решения.
    Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
    Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд кассационной инстанции Уральского округа (г. Екатеринбург) в течение месяца со дня вступления в законную силу. Решение в полном объеме изготовлено 1 сентября 2003 г.
    Председательствующий судья
    Л.И.КАЛИНИНА
    Судьи
    Е.Г.ЦЫПКИНА
    В.И.СИВАРАКША