-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 20 декабря 2004 года № А74-4261/2004-К2

    20 декабря 2004 года Дело N А74-4261/2004-К2
    Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2004
    Мотивированное решение изготовлено 20.12.2004
    Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Хабибулиной Ю.В.,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной Ю.В.,
    рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
    Муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства", г. Абакан,
    к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, г. Абакан,
    о признании незаконным решения от 17 сентября 2004 года N 4087/295/03,
    с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заявителя - Администрации города Абакана, город Абакан,
    В судебном заседании принимали участие представители:
    заявителя: Григорьева Н.Н. по доверенности от 02.09.2004 N 154;
    налогового органа: Шалабодин Е.В. по доверенности от 05.01.2004;
    Администрации города Абакана - Григорьева Н.Н. по доверенности от 08.01.2004 N 8.
    Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства" (далее - "МУП "Спецавтобаза ЖКХ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) от 17 сентября 2004 года N 4087/295/03.
    В судебном заседании представитель МУП "Спецавтобаза ЖКХ" поддержал заявленные требования. Представитель заявителя полагает, что у Налоговой инспекции не имелось оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку МУП "Спецавтобаза ЖКХ" не является собственником спорного земельного участка, землевладельцем или землепользователем, спорный земельный участок является парковой зоной и в силу пункта 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" освобожден от уплаты земельного налога как относящийся к категории земель общего пользования.
    Представитель Налоговой инспекции требования МУП "Спецавтобаза ЖКХ" не признал. По мнению налогового органа, обстоятельство предоставления спорного земельного участка МУП "Спецавтобаза ЖКХ" для отсыпки строительными отходами и грунтом от разработки котлованов не позволяет отнести земельный участок к землям общего пользования, поскольку его использование определено правовым актом - Постановлением Мэра города Абакана N 922 от 18.06.2003. Кроме этого, налоговый орган ссылается на то, что категория земельного участка не определена, поскольку справка Департамента ГАЗ и Э Администрации города Абакана не является документом, в котором может быть указана категория земель в силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
    Представитель Администрации города Абакана полностью поддержал доводы МУП "Спецавтобаза ЖКХ".
    Пояснения заявителя, ответчика, третьего лица, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
    Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка полноты и правильности исчисления и уплаты в бюджет МУП "Спецавтобаза ЖКХ" земельного налога за период 2002, 2003 годы.
    В ходе проверки Налоговая инспекция установила, что МУП "Спецавтобаза ЖКХ", за которым Постановлением Мэра города Абакана N 992 от 18.06.2003 закреплен земельный участок площадью 5000 кв. м, расположенный по улице К. Перекрещенко между АЗС "Белый лебедь" и рынком "Северный", не исчислило и не уплатило 90775 рублей земельного налога за 2003 год за указанный земельный участок.
    По результатам проверки Налоговой инспекцией составлен акт от 11.08.2004 N 4087/295 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений принято решение от 17 сентября 2004 года N 4087/295/03 о привлечении МУП "Спецавтобаза ЖКХ" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 14710 рублей 35 копеек штрафа. Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить 90775 рублей земельного налога за 2003 год и 14635 рублей 02 копейки пеней.
    Общество не признало факт совершения налогового правонарушения и обжаловало решение от 17 сентября 2004 года N 4087/295/03 в арбитражный суд.
    Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд полагает, что требования МУП "Спецавтобаза ЖКХ" подлежат удовлетворению.
    В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землевладельцы, землепользователи, кроме арендаторов.
    Согласно пункту 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
    Согласно статье 15 указанного Закона основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
    Как видно из материалов дела, Постановлением Мэра города Абакана N 992 от 18.06.2003 за муниципальным предприятием "Спецавтобаза ЖКХ" закреплен земельный участок площадью 5000 кв. м, расположенный по улице К. Перекрещенко между АЗС "Белый лебедь" и рынком "Северный", сроком на два года, для отсыпки его строительными отходами и грунтом от разработки котлованов.
    Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
    В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования отнесены земли, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами. При этом названные участки могут включаться в состав различных территориальных зон.
    Таким образом, условием, необходимым для получения права на льготу, является целевое использование земельного участка. Перечень земель общего пользования, приведенный в вышеназванной статье, не является исчерпывающим.
    Пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право относить земли, находящиеся в муниципальной собственности, к определенным категориям и переводить их из одной категории в другую.
    Согласно пункту 10 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
    Как видно из материалов дела и не оспаривается Налоговой инспекцией, решением Абаканского городского Совета депутатов N 198 от 23.11.2000 утвержден проект планировки общественного центра с парком 1 жилого района города Абакана.
    Согласно представленному генеральному плану - проект планировки общественного центра с парком первого жилого района города Абакана, земельный участок площадью 5000 кв. м, расположенный по улице К. Перекрещенко между АЗС "Белый лебедь" и рынком "Северный", предоставленный МУП "Спецавтобаза ЖКХ", расположен в границах парка в общественном центре, на указанном земельном участке какие-либо здания, сооружения не размещены.
    Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что земельный участок, закрепленный за МУП "Спецавтобаза ЖКХ", предназначен для размещения парковой зоны, включающей в себя различные объекты общего пользования, лично МУП "Спецавтобаза ЖКХ" не принадлежит и предназначается для удовлетворения нужд населения города исходя из своего предназначения, как парковая зона.
    Постановлением Мэра города Абакана N 992 от 18.06.2003 за муниципальным предприятием "Спецавтобаза ЖКХ" закреплен земельный участок площадью 5000 кв. м, расположенный по улице К. Перекрещенко между АЗС "Белый лебедь" и рынком "Северный", сроком на два года, для отсыпки его строительными отходами и грунтом от разработки котлованов.
    Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
    Пунктом 3.2 Устава МУП "Спецавтобаза ЖКХ" установлено, что основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по уборке города, вывозке твердо-бытовых отходов и нечистот населения и предприятий.
    Исходя из специфики деятельности МУП "Спецавтобаза ЖКХ", которое в свою очередь создано в том числе для удовлетворения нужд населения города, закрепление за предприятием спорного земельного участка не изменило, в данном случае, правового положения земельного участка - земля общего пользования.
    Таким образом, МУП "Спецавтобаза ЖКХ" при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу правомерно исключило из нее земли общего пользования - 5000 кв. м, закрепленные за ним для отсыпки его строительными отходами и грунтом от разработки котлованов.
    Налоговым органом как в акте налоговой проверки, так и в решении определен статус данного земельного участка - безвозмездное срочное пользование.
    Согласно статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, а именно, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, на срок не более чем один год.
    Таким образом, муниципальное унитарное предприятие "Спецавтобаза ЖКХ" не является тем юридическим лицом, которому земельный участок может быть предоставлен в безвозмездное срочное пользование.
    На основании вышеизложенного, арбитражный суд делает вывод о несостоятельности довода налогового органа о предоставлении земельного участка заявителю в безвозмездное срочное пользование.
    Ссылка на иной статус земли отсутствует как в акте налоговой проверки, так и в решении налогового органа.
    Учитывая положения статей 106 и 109 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для привлечения к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется.
    Таким образом, оспариваемое решение подлежит признанию незаконным как несоответствующее статьям 106, 109 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункту 9 статьи 12, статье 15 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", статье 24, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина по настоящему делу составляет 1000 рублей и подлежит отнесению на заявителя.
    При подаче заявления МУП "Спецавтобаза ЖКХ" уплачена государственная пошлина 1000 рублей.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Заявление муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства", город Абакан, удовлетворить.
    Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия от 17 сентября 2004 года N 4087/295/03 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как несоответствующее статьям 106, 109 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 9 статьи 12, статье 15 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", статье 24, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
    2.Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Спецавтобаза жилищно-коммунального хозяйства", город Абакан, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, выдать справку на возврат государственной пошлины и оригинал квитанции от 11 октября 2004 года, копию которой оставить в материалах дела.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Ю.В.ХАБИБУЛИНА