Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 16 августа 2005 года № А74-757/2005

    от 16 августа 2005 г. Дело N А74-757/2005
    Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2005
    Решение изготовлено в полном объеме 16.08.2005
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.В. Магда,
    при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Магда,
    рассмотрев в судебном заседании дело по иску
    муниципального унитарного предприятия "Энергетик", г. Черногорск,
    к Комитету по управлению имуществом города Черногорска, г. Черногорск,
    к муниципальному унитарному предприятию "Черногорск-Водоканал", г. Черногорск,
    о взыскании 736600 рублей,
    с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора,
    Управления федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,
    Республиканского государственного унитарного предприятия "Хакресводоканал", п. Усть-Абакан (г. Абакан),
    Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан,
    Отделения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по городу Черногорску, г. Черногорск,
    при участии в судебном заседании представителей:
    от истца: В.Л. Орехова по доверенности от 12.04.2005; А.А. Пешкова по доверенности от 24.11.2004,
    от КУИ г. Черногорска: А.А. Пелевиной по доверенности от 10.01.2005; Е.Р. Бахаревой по доверенности от 01.04.2005,
    от МУП "Черногорск-Водоканал": Л.М. Коваленко по доверенности от 12.01.2005;
    от УФНС Российской Федерации по РХ: А.Г. Фролова по доверенности от 07.02.2005,
    от ГУ-РО ФСС Российской Федерации по РХ: отс.,
    муниципальное унитарное предприятие "Энергетик", г. Черногорск, обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом города Черногорска, г. Черногорск, и к муниципальному унитарному предприятию "Черногорск-Водоканал", г. Черногорск, об обращении взыскания на имущество МУП "Водоканал", незаконно полученное МУП "Черногорск-Водоканал" в размере 736600 рублей.
    В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, Республиканское государственное унитарное предприятие "Хакресводоканал", п. Усть-Абакан (г. Абакан), Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, Отделение Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по городу Черногорску, г. Черногорск.
    Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, просили взыскать с муниципального унитарного предприятия "Черногорск-Водоканал", г. Черногорск, сумму 736600 руб. путем обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное ответчиком. Кроме того, истец заявил ходатайство о назначении экспертизы для оценки действительной стоимости имущества, переданного МУП "Черногорск-Водоканал", за исключением объектов коммунальной инфраструктуры.
    Представители ответчиков возражали против исковых требований, о чем изложено в письменных отзывах и проведения экспертизы, поскольку считают, что все объекты относятся к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры и получены МУП "Черногорск-Водоканал" законно.
    Представитель УФНС РФ по Республике Хакасия согласился с исковыми требованиями истца, не заявив самостоятельные требования относительно предмета спора.
    Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного разбирательства.
    Рассмотрев материалы дела и заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд выяснил следующие обстоятельства.
    25 мая 1999 года Администрацией города Черногорска принято Постановление N 652, согласно которому Комитету по управлению имуществом города Черногорска поручено создать муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" и передать предприятию движимое и недвижимое имущество.
    12 июля 1999 года между Комитетом по управлению имуществом города Черногорска и Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" был заключен договор N 71 о закреплении за МУП "Водоканал" муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, что следует из распоряжения Комитета по управлению имуществом города Черногорска от 29 октября 2001 года N 267.
    30 октября 2001 года между Комитетом по управлению имуществом города Черногорска и Муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" был заключен договор N 80 о закреплении за МУП "Водоканал" муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
    В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора за МУП "Водоканал" было закреплено движимое и недвижимое имущество (объекты коммунальной инфраструктуры), расположенное по адресу: г. Черногорск, улица Ленина, 73, на общую сумму 138473649 рублей 36 коп.
    В соответствии с условиями договоров безвозмездного пользования N 168 от 01.11.2001, N 152 от 05.06.2001, N 153 от 05.06.2001, N 142 от 01.03.2001 и дополнительных соглашений к ним Комитет по управлению имуществом города Черногорска передал МУП "Водоканал" имущество (транспорт, бытовая и оргтехника и др.) на общую сумму 26154914 рублей 19 копеек.
    Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 февраля 2003 года по делу N А74-3356/02-К1 МУП "Водоканал" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
    24 марта 2003 года конкурсный управляющий МУП "Водоканал" обратился с ходатайством в Комитет по управлению имуществом города Черногорска о принятии объектов коммунальной инфраструктуры, закрепленных за МУП "Водоканал" на праве хозяйственного ведения договором N 80 от 30.10.2001 согласно статье 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также о расторжении договоров безвозмездного пользования и принятию мер к приему имущества.
    28 марта 2003 года по распоряжению Комитета по управлению имуществом города Черногорска N 66 принято имущество, закрепленное за МУП "Водоканал" на праве хозяйственного ведения договором N 80 от 30.10.2001 полной восстановительной стоимостью 128287887 рублей 96 копеек, согласно акту приема-передачи.
    3 марта 2003 года по распоряжению Комитета по управлению имуществом города Черногорска N 53 досрочно расторгнуты договоры безвозмездного пользования с МУП "Водоканал" N 168 от 01.11.2001, N 152 от 05.06.2001, N 153 от 05.06.2001, N 142 от 01.03.2001. Имущество передано по акту приема-передачи от МУП "Водоканал" Комитету по управлению имуществом города Черногорска.
    Часть данного имущества передана МУП "Черногорск-Водоканал" в хозяйственное ведение, часть в безвозмездное пользование по договорам.
    Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 ноября 2004 года по делу N А74-3356/02-К1 завершено конкурсное производство в отношении Муниципального унитарного предприятия "Водоканал".
    Истец является кредитором муниципального унитарного предприятия "Водоканал" на сумму 736600 рублей, что подтверждается реестром требований кредиторов МУП "Водоканал", на дату закрытия реестра и на дату завершения конкурсного производства.
    Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, арбитражный суд считает требования истца необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
    Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты нарушенного права, которые непосредственно перечислены в указанной статье, а также иные способы, предусмотренные законом.
    Истец в обоснование искового требования ссылается на пункт 7 статьи 114 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года, а также на пункт 11 статьи 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года.
    Основанием иска истец указал на незаконное получение ответчиком - МУП "Черногорск-Водоканал" имущества должника, находящегося на праве хозяйственного ведения, изъятие и передача которого Комитетом по управлению имуществом города Черногорска совершена незаконно, в нарушение требований статьи 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года, статей 295, 299 Гражданского кодекса РФ.
    Согласно пункту 7 статьи 114 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника. Указанное требование может быть предъявлено в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
    В соответствии с пунктом 11 статьи 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. Указанное требование может быть предъявлено в срок, установленный федеральным законом.
    Таким образом, в предмет доказывания по данному делу входит следующее:
    - доказательства, подтверждающие кредиторскую задолженность и ее размер, отсутствие удовлетворения требований кредитора;
    - доказательства принадлежности должнику (МУП "Водоканал") имущества, находящегося у третьих лиц (у ответчика - МУП "Черногорск-Водоканал");
    - незаконное получение третьими лицами (ответчиком по делу) имущества должника;
    - наличие имущества у третьих лиц (ответчика) на момент обращения взыскания.
    Истец не доказал незаконное получение муниципальным унитарным предприятием МУП "Черногорск-Водоканал" имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения и по договорам безвозмездного пользования МУП "Водоканал", хотя в соответствии со статьей 65 АПК РФ на него возложена такая обязанность.
    Истец основывает свои требования на том, что положения пункта 4 статьи 104 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 N 8-П в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам - собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускают судебной проверки такой передачи по существу.
    Однако утверждение истца о неправомерности безвозмездной передачи Комитету по управлению имуществом города Черногорска движимого и недвижимого имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), расположенного по адресу: г. Черногорск, улица Ленина, 73, несостоятельно, поскольку вышеназванные положения Постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 N 8-П применяются в отношении организаций - собственников имущества. В данном случае, МУП "Водоканал" имущество не принадлежало на праве собственности, а находилось у него в хозяйственном ведении. Собственником имущества является муниципальное образование города Черногорска, в связи с чем выкуп собственником своего собственного имущества недопустим и противоречит действующему законодательству.
    На основании изложенного, принятие по распоряжению Комитета по управлению имуществом города Черногорска N 66 от 28 марта 2003 года имущества, закрепленного за МУП "Водоканал" на праве хозяйственного ведения договором N 80 от 30.10.2001 полной восстановительной стоимостью 128287887 рублей 96 копеек согласно акту приема-передачи является законным.
    Договоры безвозмездного пользования N 168 от 01.11.2001, N 152 от 05.06.2001, N 153 от 05.06.2001, N 142 от 01.03.2001, и дополнительные соглашения к ним по имуществу (транспорт, бытовая и оргтехника и др.) на общую сумму 26154914 рублей 19 копеек соответствуют действующему законодательству (статьи 1, 8, 113 - 115, 421, 294, 689, 690 Гражданского кодекса РФ), поскольку собственнику принадлежит право передачи вещи в безвозмездное пользование, в действующем законодательстве отсутствует запрет на заключение договора безвозмездного пользования имуществом между собственником и муниципальным унитарным предприятием. Имущество, переданное в безвозмездное пользование по оспариваемым договорам, не принадлежало муниципальному унитарному предприятию ни на каком другом праве, изменение правового режима пользования имуществом не производилось. Необходимое предприятию для осуществления уставной деятельности имущество было передано собственником на праве хозяйственного ведения.
    Истцом не доказано, что заключение оспариваемых договоров безвозмездного пользования и соглашений к ним нарушало интересы МУП "Водоканал", противоречило его уставу, указаниям в законе на то, что имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения, и что имелись препятствия для передачи иного имущества по иным основаниям.
    Поскольку МУП "Водоканал" было признано несостоятельным (банкротом), следовательно, расторжение договоров безвозмездного пользования и передача имущества обратно собственнику произведено законно.
    В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
    Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
    Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд полагает, что истец не доказал неправомерное изъятие имущества у предприятия (МУП "Водоканал") по решению собственника, в том числе и потому, что решения собственника (Комитета по управлению имуществом города Черногорска) истцом не оспаривались, а также не доказал неправомерность передачи имущества от Комитета по управлению имуществом города Черногорска муниципальному унитарному предприятию "Черногорск-Водоканал".
    Кроме того, сделки должника - МУП "Водоканал" по передаче имущества собственнику и МУП "Черногорск-Водоканал" в соответствии со статьей 78 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года не оспаривались кредиторами, в том числе истцом.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о необоснованности требований истца, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
    Ходатайство истца о назначении экспертизы для оценки действительной стоимости имущества, переданного МУП "Черногорск-Водоканал", за исключением объектов коммунальной инфраструктуры, отклоняется арбитражным судом, поскольку истцом не доказано незаконное получение ответчиками имущества должника, в связи с чем нет необходимости в осуществлении оценки действительной стоимости имущества.
    Государственная пошлина по настоящему делу составляет 13866 рублей и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.
    Учитывая имущественное положение истца, что подтверждается материалами дела, арбитражный суд уменьшает размер государственной пошлины до 6933 рублей на основании части 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
    Руководствуясь статьями 102, 156, 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Энергетик", г. Черногорск, к Комитету по управлению имуществом города Черногорска, г. Черногорск, и к муниципальному унитарному предприятию "Черногорск-Водоканал", г. Черногорск, о взыскании 736600 рублей отказать.
    2.Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Энергетик", город Черногорск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6933 рубля.
    Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
    3.Разъяснить сторонам, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    О.В.МАГДА