Постановление от 21 февраля 2005 года № А74-3858/2004-К1
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Постановление от 21 февраля 2005 года № А74-3858/2004-К1
от 21 февраля 2005 г. Дело N А74-3858/2004-К1
Резолютивная часть Постановления объявлена 14 февраля 2005 года
Мотивированное Постановление изготовлено 21 февраля 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи С.М. Тропиной, судей: Л.И. Мельник, Н.Н. Кобыляцкой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Мельник,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 декабря 2004 года по делу N А74-3858/2004, принятое судьей А.А. Федулкиной,
при участии:
от истца - Топоевой И.Г., дов. от 10.02.2005,
Абаканская квартирно-эксплуатационная часть, г. Абакан, обратилась с иском к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, г. Абакан, о взыскании 337741 руб. 65 коп. задолженности, возникшей в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам населению.
Определением от 24.09.2004 арбитражным судом принято заявление истца об уменьшении размера исковых требований до 230177 руб. 06 коп.
Истец просил взыскать убытки, вытекающие из деятельности Домоуправления Абаканской КЭЧ в связи с предоставлением в 2003 году льгот, в том числе: 1510 руб. 23 коп. по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", 198884 руб. 68 коп. по Федеральному закону "О ветеранах" и 29782 руб. 15 коп. по Указу Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Определением от 24.09.2004 в качестве ответчиков по делу привлечены: Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, Бюджетно-казначейское управление администрации г. Абакана, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.12.2004 исковые требования Абаканской КЭЧ удовлетворены частично. В пользу Абаканской КЭЧ взыскано: с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия 185853 руб. 49 коп. убытков, с Бюджетно-казначейского управления администрации города Абакана 1510 руб. 23 коп. убытков, с Министерства финансов Российской Федерации 29782 руб. 15 коп. убытков.
Не согласившись с решением арбитражного суда от 03.12.2004, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой указало, что арбитражный суд вынес решение по делу с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение подлежит отмене исходя из следующего: - сумма убытков, взысканная судом первой инстанции, включает в себя 28033 рубля 65 копеек налога на добавленную стоимость, который не может являться для истца убытками, недополученный доход в результате предоставления 50-процентной льготы (подлежащий компенсации из средств федерального бюджета) не является объектом налогообложения и не может быть включен в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетам различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется исходя из фактических цен их реализации.
Заявитель, Бюджетно-казначейское управление администрации города Абакана, Управление социальной защиты населения администрации города Абакана и Министерство финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Абаканская КЭЧ с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в связи с предоставлением в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг по Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", по ФЗ "О ветеранах", по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" истец понес убытки в виде неполученного дохода.
Факт предоставления льгот подтверждается представленными в дело реестрами льготников и выписанными на их основании счетами-фактурами.
Задолженность в предъявленной истцом сумме по Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", по ФЗ "О ветеранах", по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" подтверждается подписанными между Домоуправлением Абаканской КЭЧ и УСЗН г. Абакана актами сверки расчетов.
Согласно Порядку финансирования расходов республиканского бюджета, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.01.2003, органы социальной защиты населения обязаны направлять денежные средства на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по льготам путем перечисления на банковский счет организаций, осуществляющих предоставление льготных услуг гражданам, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с заключенными договорами с муниципальными органами и предприятиями, организациями, предоставляющими льготы.
При подписании акта сверки расчетов УСЗН г. Абакана признало задолженность перед Абаканской КЭЧ по ФЗ "О ветеранах" по состоянию на 01.01.2004 в размере 198884 руб. 68 коп.
С учетом этого арбитражный суд первой инстанции признал правомерным требование Абаканской КЭЧ о взыскании убытков.
Принимая во внимание возражения Министерства финансов и экономики РХ, арбитражный суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что по ФЗ "О ветеранах" подлежит взысканию сумма убытков в размере 185583 руб. 49 коп. за счет казны Республики Хакасия.
Суд апелляционной инстанции также согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции о возмещении суммы убытков по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в размере 29782 руб. 15 коп. с Министерства финансов РФ за счет казны России.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что убытки в сумме 1510 руб. 23 коп. по Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", причиненные истцу, подлежат удовлетворению за счет казны муниципального образования г. Абакана.
Указанные выводы арбитражного суда первой инстанции заявителем апелляционной жалобы не оспаривались.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно взыскал в сумме убытков сумму налога на добавленную стоимость, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, так как в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Администрация города Абакана согласно письму N 917 от 14.09.2004, представленному в материалы дела, подтвердила, что налог на добавленную стоимость включен в тарифы на отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, следовательно, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что плата за коммунальные услуги, исчисленная исходя из утвержденного администрацией муниципального образования тарифа, является фактической ценой реализации этих услуг и истец вправе претендовать на полную компенсацию цены, не полученной от реализации жилищно-коммунальных услуг, является правомерным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.12.2004 по делу N А74-3858/2004.
Государственная пошлина в размере 1000 руб. в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не подлежит взысканию на основании п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 156, 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 декабря 2004 года по делу N А74-3858/2004 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок после его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа или путем направления заявления о принесении протеста в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Председательствующий судья
С.М.ТРОПИНА
Судья
Л.И.МЕЛЬНИК
Судья
Н.Н.КОБЫЛЯЦКАЯ