Решение от 11 декабря 2007 года № А47-9077/2007АК-31
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 11 декабря 2007 года № А47-9077/2007АК-31
(Извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области, г. Орск (далее по тексту - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ч., п. Новоорск Оренбургской области (далее по тексту - ответчик, индивидуальный предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Ходатайств, отводов судье не заявлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени его проведения в порядке ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 16 октября 2007 года на основании распоряжения N 58 от 11 октября 2007 года была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в принадлежащем ответчику кафе "Визирь", расположенном по адресу Оренбургская область, п. Новоорск, ул. Заводская, д. 1 "А".
В ходе проверки было установлено, что на реализации у ответчика находилась алкогольная продукция импортного производства трех наименований, а именно: водка особая "999,9", производитель республика Казахстан г. Актобе, ТОО "Трансмарс", емк. 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 02.04.2007 года, в количестве 2 бутылок, по цене 140 руб.; водка "Русский император", производитель республика Казахстан, г. Актобе, ТОО "Трансмарс", емк. 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 16.03.2007 года, в количестве 1 бутылки; водка "Сибирский цирюльник", производитель республика Казахстан, г. Актобе, ТОО "Трансмарс", емк. 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 14.03.2007 года, в количестве 12 бутылок, на которую отсутствовали документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Результаты проверки оформлены актом проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг б/н от 16 октября 2007 года, протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю б/н от 16 октября 2007 года; протоколом изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции (документов) б/н от 16 октября 2007 года.
Данный акт был составлен в присутствии бармена - кассира Ж. Протоколы осмотра и изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции (документов) от 16 октября 2007 года были составлены в присутствии индивидуального предпринимателя Ч. и двух понятых К. и Е., подписаны ими без замечаний и возражений.
В ходе проверки были отобраны письменные объяснения к акту проверки б/н от 16.10.2007 года у индивидуального предпринимателя Ч., в которых он факт реализации алкогольной продукции признал, указав, что приобреталась она для личных целей, для проведения дня рождения дочери.
16 октября 2007 года в отношении индивидуального предпринимателя, с его участием, был составлен протокол об административном правонарушении б/н, согласно которому совершенное индивидуальным предпринимателем административное правонарушение квалифицировано налоговым органом по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. В письменных объяснениях к данному протоколу индивидуальный предприниматель также указал, что алкогольная продукция была приобретена для личных целей, для проведения дня рождения дочери.
Изучив материалы дела и заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, к числу которых в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ относятся индивидуальные предприниматели, в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.11.1995 года N 171-ФЗ), а также разделом XIX "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 (далее по тексту - Правила продажи отдельных видов товаров), устанавливающим особенности продажи алкогольной продукции.
В соответствии с положениями п. 16 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в числе прочего, розничная продажа такой продукции.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Аналогичные требования содержатся и в п. 139 раздела XIX Правил продажи отдельных видов товаров, согласно которому на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: - товарно-транспортная накладная; - копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; - копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, законодателем установлено наличие строго определенной совокупности документов, подтверждающих легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции.
Индивидуальным предпринимателем в материалы дела не представлены сертификаты соответствия, справки, прилагаемые к грузовой таможенной декларации (или их заверенные копии с оригиналом оттиска печати предыдущего собственника), а также товарно-транспортные накладные на указанную выше алкогольную продукцию импортного производства.
Факт реализации перечисленной выше алкогольной продукции документально подтвержден актом проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг населению б/н от 16 октября 2007 года.
Кроме того, факт реализации перечисленной в материалах дела об административном правонарушении алкогольной продукции индивидуальный предприниматель подтвердил в письменных объяснениях к акту проверки б/н от 16.10.2007 года под личную подпись.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст.ст. 65 - 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд признает доказанным событие вменяемого ответчику административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждено отсутствие у ответчика товарно-транспортных накладных, сертификатов соответствия, а также справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации на указанную выше алкогольную продукцию импортного производства, находившуюся на реализации в момент проведения проверки.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Требования по обеспечению наличия на реализуемую алкогольную продукцию документов, подтверждающих ее качество, легальность ее производства и оборота (в том числе товарно-транспортной накладной, сертификата соответствия, а также справки к грузовой таможенной декларации) возложено на продавца, которым в данном случае, в отношениях розничной купли-продажи выступает индивидуальный предприниматель, от имени которого реализуется алкогольная продукция.
Совершение административного правонарушения наемным работником (продавцом-кассиром, барменом) не освобождает от ответственности индивидуального предпринимателя, поскольку все операции по реализации товара проводятся от его имени, следовательно, принимая на работу продавца-кассира или бармена, индивидуальный предприниматель несет ответственность за все совершенные им действия.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии достаточных доказательств состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в действиях ответчика.
Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении арбитражным судом не установлено, протокол об административном правонарушении б/н от 16.10.2007 г. составлен с соблюдением срока, установленного ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому были разъяснены все права и обязанности, установленные ст.ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, была предоставлена возможность ознакомиться с содержанием вышеуказанного протокола и представить письменные объяснения по его содержанию.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Оснований для признания совершенного ответчиком правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности у суда не имеется, поскольку в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ, истолкованной с учетом п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание то обстоятельство, что только наличие в торговой точке в момент проверки совокупности документов, установленных положениями п. 1 ст. 10.2, п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, подтверждает легальность, а значит, и качество продаваемой в розницу алкогольной продукции, нарушение данных специальных норм права свидетельствует о наличии существенной угрозы здоровью и жизни потребителей, а, следовательно, охраняемым общественным интересам.
При таких обстоятельствах требование заявителя следует удовлетворить.
Арбитражный суд считает возможным применить минимальную санкцию, установленную ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ для должностных лиц, к числу которых в соответствии с примечанием к статье 2.4 названного Кодекса относятся индивидуальные предприниматели, поскольку сведений о наличии отягчающих обстоятельств материалы дела не содержат.
Алкогольная продукция, изъятая согласно протоколу изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции (документов) б/н от 16 октября 2007 года, подлежит конфискации в порядке, установленном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ, как находящаяся в незаконном обороте.
На основании изложенного и руководствуясь статей 23.1, 29.7, 29.10, 29.11, 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд 1.Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области, г. Орск Оренбургской области о привлечении индивидуального предпринимателя Ч., п. Новоорск Оренбургской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, удовлетворить. 2.Признать индивидуального предпринимателя Ч., п. Новоорск Оренбургской области (ОГРН 304563501900018, ИНН 563500057605, 25.02.1956 года рождения, уроженца с. Шефек, Шаумяновского района, республики Азербайджан, проживающего по адресу 462800, Оренбургская область, Новоорский район, п. Новоорск, ул. Целинная, д. 2А) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 3.Привлечь индивидуального предпринимателя Ч. (ОГРН 304563501900018, ИНН 563500057605, 25.02.1956 рождения, уроженца с. Шефек, Шаумяновского района, республики Азербайджан, проживающего по адресу 462800, Оренбургская область, Новоорский район, п. Новоорск, ул. Целинная, д. 2А) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 минимальных размеров оплаты труда (4000 рублей). 4.Взыскать с индивидуального предпринимателя Ч. (ОГРН 304563501900018, ИНН 563500057605, 25.02.1956 рождения, уроженца с. Шефек, Шаумяновского района, республики Азербайджан, проживающего по адресу 462800, Оренбургская область, Новоорский район, п. Новоорск, ул. Целинная, д. 2А) административный штраф в сумме 4000 рублей. 5.Конфисковать алкогольную продукцию трех наименований, изъятую согласно протоколу изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции (документов) б/н от 16 октября 2007 года, а именно: водку особую "999,9", производитель республика Казахстан, г. Актобе, ТОО "Трансмарс", емк. 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 02.04.2007, в количестве 2 бутылок; водку "Русский император", производитель республика Казахстан, г. Актобе, ТОО "Трансмарс", емк. 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 16.03.2007 года, в количестве 1 бутылки; водку "Сибирский цирюльник", производитель республика Казахстан, г. Актобе, ТОО "Трансмарс", емк. 0,5 л., крепостью 40 %, дата розлива 14.03.2007, в количестве 12 бутылок. 6.Исполнительные листы направить в Новоорский районный отдел службы судебных приставов г. Оренбурга в порядке установленном ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам: получатель платежа - УФК по Оренбургской области (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Оренбургской области, г. Орск), ИНН - 5615021389, КПП - 561501001, р/с 40101810200000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России Оренбургской области г. Оренбурга, БИК - 045354001, КБК - 18211608000010000140, ОКАТО 53230814000.
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела. 7.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд в течение десяти дней с даты его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда www.18aac.ru или интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru