-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 24 марта 2005 года № А74-1667/04-К2
от 24 марта 2005 г. Дело N А74-1667/04-К2
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2005 года
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 20 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, п. Шушенское,
к Закрытому акционерному обществу "Саянгидроспецстрой", п. Черемушки, город Саяногорск,
о взыскании штрафных санкций в размере 1324502 рублей 10 копеек,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Кускашев А.Л. (по доверенности от 17.05.2004 N 20),
Вдовенкина Е.И. (по доверенности от 17.05.2004 N 19);
ответчика: Солонченко Т.Р. (по доверенности от 24.05.2004 N 01-285),
третьего лица: отсутствовал.
Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Красноярскому краю обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Закрытого акционерного общества "Саянгидроспецстрой" (далее в тексте - ЗАО "СГСС") штрафных санкций в сумме 1324502 рублей, в том числе:
- предусмотренных пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - в сумме 11881 рубля 80 копеек за непредставление в установленный срок деклараций по сбору за уборку территории, целевому сбору с граждан и предприятий на содержание муниципальной милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели и по налогу на имущество предприятий за первое полугодие 2003 года,
- пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ - в сумме 1184241 рубля 90 копеек за непредставление в установленный срок деклараций по сбору за уборку территории, целевому сбору на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели, сбору на нужды образовательных учреждений, налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налогу на имущество предприятий - за 2000, 2001, 2002 годы,
- пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - в сумме 128378 рублей 40 копеек за неуплату сбора за уборку территорий, целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на имущество предприятий.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 июля 2004 года в удовлетворении требования налогового органа отказано. Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при отсутствии обособленного подразделения организации на территории Шушенского района у нее не возникает обязанности по уплате налогов в бюджет этого района по местным налогам и сборам и в бюджет Красноярского края по налогу на имущество.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Хакасия, налоговая инспекция N 24 обжаловала его в апелляционную инстанцию арбитражного суда, которая согласилась с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции, и Постановлением от 9 октября 2004 года оставила его в силе.
В дальнейшем решение и постановление были обжалованы заявителем в кассационном порядке. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа Постановлением от 21 января 2005 года решение от 6 июля 2004 года и Постановление апелляционной инстанции от 9 октября 2004 года в части отказа во взыскании с ЗАО "Саянгидроспецстрой" налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату сбора на содержание милиции, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на имущество предприятий, а также за непредставление налоговых деклараций по этим сборам и налогу отменил, дело в отмененной части направил на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия. В остальной части решение оставлено в силе.
При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд произвел замену заявителя его правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 20 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, п. Шушенское.
В ходе судебного разбирательства по делу при новом рассмотрении дела заявитель поддержал требования, сославшись на то, что обособленное подразделение организации находится на территории Шушенского района, следовательно, юридическое лицо должно уплачивать местные налоги и сборы по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из позиции арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, налоговый орган уточнил свои требования, которые сводятся ко взысканию с ЗАО "Саянгидроспецстрой" налоговых санкций в сумме 465448 рублей 70 копеек, в том числе:
- за неуплату целевого сбора на содержание милиции за 2000, 2001, 2002 годы - в сумме 810 рублей 40 копеек, сбора на нужды образовательных учреждений за 2002 год - в сумме 5793 рублей, налога на имущество за 2000, 2001, 2002 годы - в сумме 40244 рублей 40 копеек;
- за непредставление в установленный срок деклараций по целевому сбору на содержание милиции за 2000, 2001, 2002 годы - в сумме 6610 рублей, по сбору на нужды образовательных учреждений за 2002 год - в сумме 20275 рублей 50 копеек, по налогу на имущество за 2000, 2001, 2002 годы - в сумме 391715 рублей 40 копеек.
Ответчик не согласился с требованиями налогового органа, сославшись на то, что местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации, а государственная регистрация ЗАО "СГСС" произведена налоговой инспекцией N 2 по Республике Хакасия. Кроме того, организация не имеет структурных подразделений на территории Шушенского района, производственная база и головное предприятие находятся в черте города Саяногорска и все налоги уплачиваются в ИМНС N 2 по Республике Хакасия. В налоговую инспекцию Шушенского района уплачивается только земельный налог, так как земельный участок находится на территории Шушенского района.
В письменном отзыве и в судебном заседании представители ответчика указали на то, что ЗАО "Саянгидроспецстрой" образовано в результате приватизации Красноярского строительного управления "Гидроспецстрой" в 1992 году. До этого времени, в 1971 году, управление было перебазировано с Красноярской ГЭС на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С 1992 года ЗАО находится на учете в ИМНС N 2 и платит налоги по месту своего учета. В 1991 году база "Гидроспецстрой", арендованная у дирекции Саяно-Шушенской ГЭС, была принята на собственный баланс. В 1995 году при покупке земельного участка, на котором располагалась база, выяснилось, что земля находится в собственности Шушенского района. Получив свидетельство о праве собственности на землю, Общество стало уплачивать земельный налог в ИМНС N 24, а остальные налоги - по месту государственной регистрации.
Представители ЗАО "СГСС" пояснили также, что весь персонал Общества проживает в п. Черемушки или в г. Саяногорске, поэтому все местные налоги идут на социальное обслуживание, в том числе и работников ЗАО.
В дополнении к отзыву от 2 июня 2004 г. ответчик указал на то, что основной деятельностью ЗАО "Саянгидроспецстрой" является выполнение строительно-монтажных работ, которые производятся на территории Республики Хакасия. Эти работы осуществляются двумя участками - участком буро-взрывных работ и участком цементационных работ. База ЗАО "СГСС" представляет собой контору с управленческим аппаратом и ремонтным цехом, выполняющим ремонт оборудования, механизмов и инструментов указанных производственных участков. Никаких строительно-монтажных работ, результатом которых являлся бы валовой продукт, на территории базы не осуществляется. Кроме того, база не обладает признаками обособленного подразделения, она не имеет отдельного баланса и расчетного счета, а постоянным местом работы работников механической мастерской нельзя считать только территорию производственной базы, поскольку ремонт оборудования и механизмов они производят и на рабочих местах производственных участков, выполняющих работы только на территории Республики Хакасия. Поэтому база ЗАО не может быть выделена как обособленное подразделение.
По ходатайству ответчика к участию в деле была привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия (далее в тексте - ИМНС N 2). ИМНС N 2 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.
В предварительном судебном заседании при новом рассмотрении дела представитель третьего лица - Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Республике Хакасия, г. Саяногорск, заявил о реорганизации территориального органа МНС РФ в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, в связи с чем, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд определением от 1 марта 2005 года произвел замену Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Республике Хакасия, г. Саяногорск, его правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия.
Представитель ИМНС N 2 в судебных заседаниях пояснял, что довод заявителя о наличии обособленного подразделения ЗАО "СГСС" на территории Шушенского района является необоснованным. В налоговую инспекцию N 2 Общество представляло все налоговые декларации, в том числе по местным налогам и сборам, и уплачивало причитающиеся налоги и сборы.
Представитель третьего лица при рассмотрении дела отметил также, что к поселку Черемушки Республики Хакасия всегда относилась та часть территории, на которой расположено ЗАО "СГСС", эта территория находится на другом берегу Енисея и проехать до нее можно за три минуты. Раньше там находились жилые дома, общежития, до сих пор там расположены частные гаражи жителей поселка Черемушки и хозяйственные постройки организаций, находящихся в Черемушках. Учитывая что до настоящего времени граница между Республикой Хакасия и Красноярским краем не определена в установленном порядке, невозможно определить, насколько законно территория правого берега реки Енисей в районе моста относится к ведению Шушенского района.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд руководствовался статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно части 2 которой указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
Закрытое акционерное общество "Саянгидроспецстрой" зарегистрировано Постановлением Администрации города Саяногорска от 20 января 1992 г. N 15.
Согласно статье 2 Устава ЗАО "СГСС" местом его нахождения является Республика Хакасия, город Саяногорск, поселок Черемушки.
Свидетельством, выданным 5 ноября 1999 г., подтверждается постановка Общества на налоговый учет по месту его нахождения в налоговой инспекции N 2 3 октября 2002 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ЗАО "Саянгидроспецстрой", о чем налоговой инспекцией N 2 выдано свидетельство серии 19 N 0007956.
По договору от 29 мая 1995 г. Шушенский комитет по земельным ресурсам и землеустройству продал в собственность ЗАО "СГСС" земельный участок, находящийся в ведении Шушенской администрации района, площадью 23200 кв. м для размещения производственной базы. 12 июня 1995 г. Обществу выдано свидетельство на право собственности на землю (регистрационный N 185).
Как видно из представленных заявителем документов, с заявлением о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения земельного участка, расположенного на территории Сизинской администрации в районе Саяно-Шушенской ГЭС, ЗАО "СГСС" обратилось 29 июня 2000 г. На следующий день Общество было поставлено на учет по месту нахождения земельного участка в Государственной налоговой инспекции по Шушенскому району. Фактически, по свидетельству представителей сторон, земельный налог уплачивался с 1993 года и формальная постановка на учет произошла в 2002 году в связи с тем, что полный пакет документов был представлен налогоплательщиком несвоевременно.
19 сентября 2003 г. руководителем ИМНС N 24 принято решение N 586 о проведении выездной налоговой проверки ЗАО "СГСС" по вопросам соблюдения законодательства о целевых сборах с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции, о сборах за уборку территории, сборах на нужды образовательных учреждений, о налоге на имущество, налоге на земли несельскохозяйственного назначения, налоге на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта.
Налоговая проверка проводилась за период с 1 января 2000 г. по 30 июня 2003 г.
1 октября 2003 г. старшим госналогинспектором Кускашевым А.Л. совместно с представителем Общества и при участии понятых проведен осмотр территории ЗАО "СГСС". По результатам осмотра составлен протокол, в котором указано, что в 150 метрах от реки Енисей на территории Ширинского района расположена база ЗАО "Саянгидроспецстрой", площадь земельного участка составляет 2,3 га, на территории находится имущество, поименованное в списке, общей стоимостью 4228260 рублей, средняя численность работающих - 39 человек.
14 октября 2003 г. по результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 518/789, в котором отражено, что местом фактического осуществления деятельности ЗАО "СГСС" является Шушенский район, в 150 метрах от моста на правом берегу реки Енисей. На территории земельного участка, принадлежащего Обществу, находятся: здание управления (исполнительного органа ЗАО), теплая стоянка, здание столовой, здание шпонки, производственный корпус. Проверкой установлено также, что среднесписочная численность работников предприятия и территории Шушенского района составила в 2000 г. - 39 человек, в 2001 г. - 41, в 2002 г. - 39, в 2003 г. - 39 человек. Как пояснил в судебном заседании представитель ИМНС N 24, проводивший выездную налоговую проверку, среднесписочная численность определялась из фактического наличия рабочих мест по табелям учета рабочего времени, при этом учитывались работники управленческого аппарата, отдела снабжения, работников вспомогательного производства (столовой, ремонтных мастерских, гаража и др.). Справку о фактической численности обособленного подразделения подписала бухгалтер организации без возражений.
Далее ИМНС N 24 делает вывод о неисполнении налогоплательщиком обязанности по представлению деклараций по сбору за уборку территории, по целевому сбору на содержание муниципальной милиции, сбору на нужды образовательных учреждений, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по налогу на имущество предприятий и по уплате указанных налогов и сборов.
Акт получен и подписан главным бухгалтером Общества Чурсановой Л.В. без возражений.
31 октября 2003 г. ИМНС N 24 направило налогоплательщику уведомление о приглашении в инспекцию для рассмотрения разногласий по акту выездной налоговой проверки на 6 ноября 2003 г.
5 ноября 2003 г. в ИМНС N 24 поступили письменные возражения директора ЗАО "СГСС" Зиновьева В.П. на акт от 14 октября 2003 г. Представитель юридического лица указал на то, что при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС строительной площадкой являлись береговые примыкания реки Енисей. Поселок Черемушки, как составная часть города Саяногорска, расположен на левом берегу реки Енисей, а промышленные объекты и промбазы - как на левом, так и на правом берегах Енисея. При приватизации в 1992 году ЗАО "СГСС" было зарегистрировано в п. Черемушки и поставлено на учет в ИМНС N 2 по Республике Хакасия. В 1995 году Общество выкупило землю под производственными площадями предприятия и получило свидетельство о праве собственности на землю. Земельный налог предприятие платит по месту регистрации земельного участка, все остальные налоги - в ИМНС N 2, в которой Общество состоит на учете.
Сославшись на статью 11 Налогового кодекса РФ, часть 2 статьи 54 ГК РФ, статью 4 ФЗ "Об акционерных обществах", директор ЗАО указал на то, что требование, изложенное в акте проверки, исполнить не представляется возможным, поскольку оно противоречит положениям статьи 83 Налогового кодекса РФ.
6 ноября 2003 г. ИМНС N 24 составлен протокол рассмотрения возражений по акту выездной налоговой проверки N 518/789 от 14 октября 2003 г., в котором возражения Общества были признаны несостоятельными. ИМНС N 24 полагает, что независимо от места регистрации ЗАО "СГСС" обязано уплачивать местные налоги и сборы, а также налог на имущество в местные бюджеты и бюджет Красноярского края, по месту расположения стационарных рабочих мест и месту нахождения предприятия.
Решением N 518 от 6 ноября 2003 г. Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе:
- предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 128378 рублей 40 копеек (за неуплату целевых сборов на содержание муниципальной милиции - в сумме 950 рублей 80 копеек, сборов на нужды образовательных учреждений - в сумме 19589 рублей 60 копеек, сбора на уборку территории - в сумме 41362 рублей 40 копеек, налога на содержание жилищного фонда - в сумме 26231 рубля 20 копеек, налога на имущество предприятий - в сумме 40244 рублей 40 копеек);
- предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 11881 рубля 80 копеек (за непредставление в установленный срок деклараций по сбору на содержание муниципальной милиции - в сумме 140 рублей 40 копеек, по сбору на уборку территории - в сумме 4345 рублей 80 копеек, по налогу на имущество предприятий - в сумме 7395 рублей 60 копеек);
- предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ - в виде штрафа в сумме 1184241 рубля 90 копеек (за непредставление в установленный срок деклараций по уплате сбора на содержание муниципальной милиции - в сумме 6610 рублей, сборов на нужды образовательных учреждений - в сумме 151817 рублей, сбора за уборку территории - в сумме 253747 рублей 10 копеек, налога на содержание жилищного фонда - в сумме 380351 рубля 40 копеек, налога на имущество предприятий - в сумме 391715 рублей 40 копеек).
Требования от 6 ноября 2003 г. N 1528 (об уплате налогов) и N 1529 (об уплате налоговых санкций) были вручены Обществу, но не исполнены в установленный срок (до 17 ноября 2003 г.), в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд, оценив доводы представителей сторон и третьего лица, исследовав представленные доказательства и учитывая позицию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии с указанной статьей организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Местом нахождения российской организации, в силу статьи 11 Налогового кодекса РФ, является место ее государственной регистрации. Это понятие не противоречит определению места нахождения юридического лица, данному в части 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ и в статье 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения в виде представительств и филиалов. Отличительной чертой обособленных подразделений является расположение их вне места нахождения юридического лица.
В силу статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 2235/03 от 8 июля 2003 года, и арбитражного суда кассационной инстанции, налоговое законодательство не ставит решение вопроса об отнесении структурного подразделения организации к обособленному в зависимость от вида осуществляемой им деятельности. Наличие признаков обособленного подразделения и факт расположения такого подразделения на территории Шушенского района Красноярского края влечет обязанность организации по уплате соответствующих налогов и сборов по месту нахождения обособленного подразделения.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Таким образом, Общество обязано было осуществлять обязанности налогоплательщика на территории Красноярского края и уплачивать соответствующие налоги и сборы.
В силу пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Решением Шушенского районного Совета депутатов N 133 от 24 декабря 1999 г. принято Положение "О целевых сборах с граждан и предприятий на содержание муниципальной милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели".
Указанным Положением, действие которого продлялось на 2001 год - решением Шушенского районного Совета депутатов N 210-ВН от 8 декабря 2000 г., на 2002 - 2003 годы - решением Шушенского районного Совета депутатов N 110-ВН от 23 ноября 2001 года, установлено, что плательщиками указанного сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенными на территории района, структурные подразделения, не имеющие статус юридического лица, а также предприятия с иностранными инвестициями, кроме предприятий и организаций, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом обложения указанным сбором является фонд оплаты труда. Ставка целевого сбора в год устанавливается для юридических лиц в размере 3% от годового фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Как отмечалось выше, ИМНС N 24 производил расчет указанного сбора, исходя из средней численности работающих в обособленном подразделении. Согласно представленным на проверку данным сбор на содержание милиции в 2000 году составил 1172 рубля, в 2001 году - 1476 рублей, в 2002 году - 1404 рубля. Общая сумма сбора - 4052 рубля.
При новом рассмотрении дела заявитель представил арбитражному суду Закон Красноярского края от 18 сентября 2001 года N 16-1487 "О внесении изменений и дополнений в решение Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов N 94м от 1 апреля 1993 года "Об установлении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц", в статье 1 которого содержится положение об установлении на территории края сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц, действующих на территории края, в том числе через свои обособленные подразделения, в размере 1% от годового фонда заработной платы.
Указанный Закон опубликован в газете "Красноярский рабочий" N 192 от 12 октября 2001 года.
В соответствии со статьями 2, 3 и 6 Закона Красноярского края от 31 октября 2002 года N 4-594 "О сборе на нужды образовательных учреждений" плательщиками указанного сбора являются организации, осуществляющие свою деятельность на территории края, в том числе через свои филиалы и другие обособленные подразделения. Объектом налогообложения является начисленный фонд заработной платы работающих. Налоговая ставка устанавливается в размере 1% от начисленного фонда заработной платы работающих.
Из представленного заявителем расчета и документов, имеющихся в материалах дела, видно, что сбор на нужды образовательных учреждений за 2002 год исчислен в сумме 28965 рублей.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Согласно части 1 статьи 7 названного Закона сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.
Сумма платежей по налогу на имущество предприятий зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.
Федеральным законом РФ от 8 января 1998 года статья 7 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" дополнена частью 3 следующего содержания: предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Согласно акту проверки, расчетам налога на имущество за 2000, 2001, 2002 годы, согласованным с ответчиком, сумма налога на имущество, принадлежащее ЗАО "Саянгидроспецстрой" и находящееся на территории Шушенского района, составляла в 2000 году - 85411 рублей, в 2001 году - 71765 рублей, в 2002 году - 44046 рублей. Всего 201222 рубля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Учитывая, что ЗАО "Саянгидроспецстрой" не уплатило по месту нахождения обособленного подразделения целевой сбор на содержание милиции за 2000, 2001, 2002 годы, сбор на нужды образовательных учреждений за 2002 год и налог на имущество за 2000, 2001, 2002 годы, требование налогового органа о взыскании с него штрафа в сумме 46847 рублей 80 копеек является правомерным. (Расчет суммы штрафа: по целевому сбору на содержание милиции - 4052 р. x 20% = 810 рублей 40 копеек, по сбору на содержание образовательных учреждений - 28965 р. x 20% = 5793 рубля, по налогу на имущество - 201222 р. x 20% = 40244 рубля 40 копеек).
Пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации.
Согласно статье 5 Положения "О целевых сборах с граждан и предприятий на содержание муниципальной милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели" расчеты по начислению целевого сбора представляются налогоплательщиками в налоговую инспекцию ежеквартально нарастающим итогом в сроки, установленные для сдачи квартальной и годовой отчетности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Подсчитав годовую сумму целевого сбора, налоговый орган начислил штраф за непредставление налоговой декларации за период, начиная с 31 марта соответственно 2000, 2001, 2002 годов. Правильность расчета ответчиком не оспаривается, сумма штрафа составила 6610 рублей.
Согласно указанным выше нормативным правовым актам, касающимся сбора на нужды образовательных учреждений, налоговым периодом для уплаты данного сбора устанавливается календарный год. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода в срок не позднее 20 числа, следующего за отчетным (налоговым) периодом, представлять в налоговые органы налоговые декларации по исчислению суммы сбора. Сумма сбора исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы нарастающим итогом с начала календарного года.
Определив, что в 2002 году налогоплательщик не уплатил сбор на нужды образовательных учреждений в сумме 28965 рублей, налоговый орган, руководствуясь частью 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, просит взыскать штраф в сумме 20275 рублей 50 копеек (расчет произведен за период с 20 января 2003 года по 30 июня 2003 года и приведен в таблице). Правильность расчета ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" уплата налога на имущество производится по квартальным расчетам - в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
Руководствуясь статьей 15 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", налоговый орган пришел к выводу, что сумма штрафа за непредставление годовых расчетов по налогу на имущество за 2000, 2001, 2002 годы составила 391715 рублей 40 копеек. Возражений по сумме штрафа (арифметическому расчету) от ответчика не поступило.
Таким образом, сумма штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ составила 418600 рублей 90 копеек.
В ходе судебного разбирательства ответчик, не соглашаясь по существу с позицией налогового органа, просил уменьшить сумму взыскиваемого штрафа, сославшись на тяжелое материальное положение организации, в подтверждение которого представил следующие документы: справку о задолженности по заработной плате, которая по состоянию на 1 марта 2005 года составляет 918306 рублей, справку о наличии дебиторской (в сумме 4055000 рублей) и кредиторской (в сумме 4348000 рублей) задолженности. Справка банка АКБ Банк Хакасии свидетельствует о том, что на 23 марта 2005 года остаток на расчетном счете ЗАО "Саянгидроспецстрой" составляет 5231 рубль 19 копеек.
Представители налогового органа не возражали против доводов ответчика.
Руководствуясь статьями 112, 114 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд полагает необходимым учесть тяжелое материальное положение ответчика в качестве смягчающего обстоятельства и уменьшить размер взыскиваемых санкций в целом до 44400 рублей, в том числе: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату целевого сбора на содержание милиции - до 100 рублей, сбора на нужды образования - до 500 рублей, налога на имущество - до 4000 рублей; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление деклараций в течение более 180 дней по целевому сбору - до 600 рублей, сбору на нужды образования - до 2000 рублей, налогу на имущество - до 39000 рублей.
Уменьшая санкцию до указанного размера, арбитражный суд учитывает также неурегулированность границ между двумя субъектами Российской Федерации, что влечет возникновение споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, добросовестность налогоплательщика, который, по сведениям ИМНС N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск, не имеет задолженности по налогам и сборам в бюджет Республики Хакасия и федеральный бюджет, а также то обстоятельство, что до 2003 года вопросов с уплатой налогов на территории Красноярского края у Общества не возникало. Факт представления ответчиком в ИМНС N 2 деклараций по налогам и сборам подтверждается имеющимися в деле документами.
Упоминая выше о неурегулированности границ между Республикой Хакасия и Красноярским краем, арбитражный суд имеет в виду следующее:
Согласно представленной ответчиком карте, обозначающей черту административного подчинения городу Саяногорску, поселок Черемушки находится по обе стороны от реки Енисей.
Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия N 180-п от 15 декабря 1993 года утверждена городская черта города Саяногорска. В пункте 3 Постановления содержится ссылка на необходимость обращения в Администрацию Красноярского края с просьбой о включении в городскую черту города Саяногорска земель Шушенского района, обозначенных в приложении к Постановлению.
Письмами от 02.12.2003 N 196 и от 06.05.2004 N 175 Председатель Саяногорского городского Совета депутатов обращался к Председателю Верховного Совета Республики Хакасия с просьбой урегулировать вопрос о разграничении территорий Республики Хакасия и Красноярского края в установленном порядке.
Заявитель представил арбитражному суду Соглашение между Губернатором Красноярского края Лебедем А.И. и Председателем Правительства Республики Хакасия Лебедем А.И., согласованное соответственно в декабре 2001 г. и январе 2002 г. Согласно Соглашению в районе Саяно-Шушенской ГЭС административная граница между Красноярским краем и Республикой Хакасия проходит по фарватеру водохранилищ Саяно-Шушенской ГЭС. Поэтому часть тела плотины находится на территории Шушенского района, часть - на территории Республики Хакасия.
Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что при установлении границ Республики Хакасия следует руководствоваться Законом Республики Хакасия от 21 мая 1996 года N 58 "Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия", в соответствии с частью 2 статьи 5 которого официальным документом, закрепляющим границы Республики Хакасия, является описание границ Республики Хакасия, содержащее картографические материалы, согласованные с граничащими субъектами Российской Федерации, заверяемые подписью Председателя Правительства Республики Хакасия и утверждаемые Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Такого документа арбитражному суду не представлено, и по свидетельству сторон он не принят в установленном порядке.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. При этом учитываются первоначально заявленные требования и постановление кассационной инстанции. По результатам рассмотрения спора госпошлина в сумме 17611 рублей 60 копеек относится на заявителя, но не подлежит взысканию с него, так как в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от ее уплаты. Госпошлина в сумме 610 рублей 90 копеек подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 20 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, п. Шушенское, удовлетворить частично.
2.Взыскать с Закрытого акционерного общества "Саянгидроспецстрой", п. Черемушки, город Саяногорск, зарегистрированного Постановлением Администрации города Саяногорска от 20 января 1992 г. N 15, находящегося по адресу: г. Саяногорск, поселок Черемушки, в доход соответствующих бюджетов штрафы, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в общей сумме 44400 рублей, в том числе: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату целевого сбора на содержание милиции - 100 рублей, сбора на нужды образования - 500 рублей, налога на имущество - 4000 рублей; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление деклараций в течение более 180 дней по целевому сбору - 600 рублей, сбору на нужды образования - 2000 рублей, налогу на имущество - 39000 рублей.
3.Взыскать с Закрытого акционерного общества "Саянгидроспецстрой", п. Черемушки, город Саяногорск, зарегистрированного Постановлением Администрации города Саяногорска от 20 января 1992 г. N 15, находящегося по адресу: г. Саяногорск, поселок Черемушки, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 610 рублей 90 копеек.
4.Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается в Арбитражный суд Республики Хакасия. Днем принятия решения считается дата изготовления его в полном объеме.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.М.ЖУРБА