от 30 января 2004 г. Дело N А74-2084/03-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судьей Каспирович Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Муниципального унитарного предприятия города Абакана "Троллейбусное управление", город Абакан,
к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, город Абакан,
Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан,
Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан,
о взыскании убытков в сумме 986370 рублей.
В судебном заседании принимали участие представители:
истца: Абаковская С.В. по доверенности от 17 марта 2003 года без номера;
ответчиков:
Управления социальной защиты населения Администрации города Абакана: отсутствовал;
Министерства труда и социального развития Республики Хакасия - Шаповаленко И.А. по доверенности от 19 сентября 2003 года N 2363/09;
Министерства финансов и экономики Республики Хакасия - Боярский М.Г. по доверенности от 11 апреля 2003 года N 9-д.
Резолютивная часть решения объявлена в соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19 сентября 2003 года. В полном объеме решение изготовлено 30 января 2004 года.
Муниципальное предприятие "Троллейбусное управление" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления социальной защиты населения Администрации города Абакана (далее - Управление соцзащиты) убытков в сумме 528497 рублей, составляющих компенсацию предоставленных ветеранам льгот по проезду в муниципальном транспорте в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" за период с 1 января 2003 года по 1 июня 2003 года.
Определением арбитражного суда от 15 августа 2003 года в соответствии с частью 2 статьи 46 и частью 2 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению истца к участию в деле привлечены в качестве второго и третьего ответчиков Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее - Минтруд РХ) и Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (далее - Минфин РХ).
До принятия арбитражным судом решения по делу истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований до 986370 рублей, что составило убытки, образовавшиеся при предоставлении льгот в связи с реализацией Федерального закона "О ветеранах" за период с 1 января 2003 года по 1 августа 2003 года.
В судебное заседание истцом представлено заявление об изменении его наименования на Муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Троллейбусное управление" в связи с внесением изменений в учредительные документы.
Учитывая указанное, арбитражный суд определил истцом по настоящему делу считать Муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Троллейбусное управление" (далее - Предприятие).
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчик - Управление социальной защиты населения Администрации города Абакана с предъявленными требованиями не согласилось, в отзыве на исковое заявление указало, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Поскольку все полученные в 2003 году Управлением из бюджета Республики Хакасия средства были направлены непосредственным получателям, надлежащим ответчиком по делу в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" и статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению Управления соцзащиты, должно являться Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.
Ответчик - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия также с предъявленными требованиями не согласилось, суду пояснило, что, по его мнению, надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.
Минтруд РХ в качестве главного распорядителя бюджетных средств, полученных из бюджета Республики Хакасия на реализацию Федерального закона "О ветеранах", осуществляет перечисление средств на реализацию льгот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в том объеме, какой фактически получает от органа, исполняющего бюджет Республики Хакасия - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.
Ответчик - Министерство финансов и экономики Республики Хакасия с предъявленными требованиями не согласилось, суду пояснило следующее.
Утвержденные Законом Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" расходы на реализацию законодательных актов о предоставлении льгот ветеранам, инвалидам и иным категориям граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в части полномочий субъектов Российской Федерации профинансированы Минфином РХ в первом полугодии 2003 года в полном объеме.
По мнению Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, надлежащим ответчиком по настоящему делу должно являться Министерство труда и социального развития, как главный распорядитель средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование льгот согласно Федеральному закону "О ветеранах".
В судебном заседании установлено следующее.
4 февраля 2003 года Управление социальной защиты населения Администрации города Абакана и Муниципальное предприятие "Троллейбусное управление" заключили договор N 9 "О совместной деятельности по реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с пунктами 1.2 и 3.1 названного договора Предприятие приняло на себя обязательство осуществлять перевозки пассажиров и предоставлять льготы по оплате проезда на городском транспорте категориям граждан, предусмотренным вышеназванными Законами.
Пунктами 1.3 и 3.2 договора от 4 февраля 2003 года N 9 стороны предусмотрели, что Управление соцзащиты направляет Предприятию денежные средства, поступившие из Минтруда РХ на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по реализации льгот по оплате проезда.
Согласно пункту 6 договор действует с 1 января 2003 года по 31 декабря 2003 года.
По условиям названного договора (пункт 3.1) Предприятие производит расчет возмещения расходов по предоставлению льгот по методике, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года N 16 и предоставляет Управлению соцзащиты: копии бухгалтерской отчетности по форме N 1 - бухгалтерский баланс; форме N 2 - отчет о прибылях и убытках; форме N 3 - отчет об изменении капитала; форме N 4 - отчет о движении денежных средств; счет-фактуры и реестр фактических затрат, понесенных при перевозке пассажиров по нулевым билетам с распределением по категориям льготополучателей, но не превышающих расчетов по акту хронометража количества поездок.
Вышепоименованный договор не содержит указание о том, в пределах какой суммы должны быть предоставлены льготы ветеранам.
Как свидетельствуют материалы дела, Муниципальное предприятие "Троллейбусное управление" в соответствии с условиями договора от 4 февраля 2003 года N 9 оказывало услуги по перевозке на городском транспорте и принимало оплату за проезд от граждан, проживающих в городе Абакане, на льготных условиях в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона "О ветеранах".
Сумма понесенных истцом при этом расходов, с учетом уточнения заявленных требований, составила 2602923 рубля.
Факт понесенных расходов в указанной сумме подтверждается счетами-фактурами от 27 января 2003 года N 16, от 26 февраля 2003 года N 25, от 25 марта 2003 года N 61, от 24 апреля 2003 года N 80, от 27 мая 2003 года N 99, от 24 июня 2003 года N 115 и от 22 июля 2003 N 140 на общую сумму 2602923 рублей, а также актами сверки расчетов между Управлением соцзащиты и Предприятием по состоянию на 1 июня 2003 года N 1 и на 1 августа 2003 года N 3, отзывом Управления соцзащиты и приложенными к нему справками.
Понесенные расходы истцу возмещены за счет средств бюджета Республики Хакасия частично, в сумме 1616553 рубля.
В связи с частичным невозмещением понесенных расходов, Муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Троллейбусное управление" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 986370 рублей.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд полагает удовлетворить исковые требования Муниципального унитарного предприятия города Абакана "Троллейбусное управление" по следующим основаниям.
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 названного Закона порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В соответствии с Законом Республики Хакасия от 27.12.2002 N 73, "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год", Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года N 16 утвержден Порядок финансирования республиканского бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее Порядок финансирования расходов).
Согласно абзацу 2 раздела 13 "Социальная политика" Порядка финансирования расходов распорядителем бюджетных средств, полученных из Фондов компенсации федерального бюджета республиканским бюджетом Республики Хакасия на реализацию Федерального закона "О ветеранах" является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
Названный Порядок (пункт 3 раздела 13) ограничивает оплату всех расходов пределами лимитов бюджетных обязательств Республики Хакасия в сумме 87653 тысячи рублей.
В соответствии с пунктами 3 и 3.5 раздела 13 Порядка финансирования расходов, органы соцзащиты направляют денежные средства, полученные от Минтруда РХ на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по льготам, организациям, осуществляющим предоставление предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" льгот по оплате проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси).
Основанием для перечисления бюджетных средств конкретному получателю в пункте 3.5 Порядка указаны договоры между органами соцзащиты и предприятиями, предоставляющими эти услуги.
Названным пунктом Порядка финансирования расходов определен перечень документов, предоставляемых перевозчиками в органы соцзащиты для возмещения фактических расходов на перевозку льготных категорий пассажиров.
В соответствии с приложениями N 5 и N 6 к Закону Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" расходы на реализацию законодательных актов о предоставлении льгот ветеранам, инвалидам и иным категориям граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в части полномочий субъектов Российской Федерации составляют 87653 тысячи рублей, в том числе расходы на оплату проезда ветеранов - 19053 тысячи рублей.
Лимиты на реализацию льгот по оплате проезда, установленных Федеральным законом "О ветеранах" в части полномочий субъектов Российской Федерации, утверждены на первое полугодие 2003 года в сумме 7608 тысяч рублей, профинансировано было 7775,9 тысяч рублей.
За 7 месяцев 2003 года Минфином РХ перечислено Минтруду РХ на реализацию льгот по проезду 10684,799 тысяч рублей.
Управлению соцзащиты города Абакана перечислено на оплату проезда ветеранам в первом полугодии 2003 года 3701 тысяча рублей, при установленных лимитах в сумме 3735 тысяч рублей.
За 7 месяцев 2003 года Управлению соцзащиты города Абакана перечислено 4246 тысяч рублей.
Вышеприведенные объемы фактического финансирования подтверждаются отзывами на иск, справками ответчиков об объеме финансирования и другими приложенными к отзывам документами, суммы финансирования не оспариваются сторонами.
Расходы Предприятия в общей сумме 2602923 рублей, понесенные за период с 1 января 2003 года по 1 августа 2003 года в связи с предоставлением льгот в рамках реализации ФЗ "О ветеранах", подтверждаются названными в настоящем решении счетами-фактурами, актами сверки задолженности, актами хронометража от 23 мая 2003 года и от 26 ноября 2003 года и реестрами расходов, имеющимися в материалах дела.
Помимо названных документов, арбитражный суд в подтверждение схемы отражения взыскиваемых сумм исследовал и иные доказательства, свидетельствующие о понесенных убытках - бухгалтерский баланс за первое полугодие 2003 года, отчет о прибылях и убытках за первое полугодие 2003 года, отчет о доходах и расходах по автоперевозкам на 1 августа 2003 года.
Спор о сумме расходов Муниципального предприятия "Троллейбусное управление" на предоставление льгот отсутствует.
В соответствии с пунктом 6 Порядка финансирования расходов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года N 16, ответственность за достоверность представляемых сведений возложена на Управления соцзащиты.
Из пояснений Управления соцзащиты следует, что при проверке представленных истцом счетов-фактур и реестров фактических затрат, каких-либо нарушений обнаружено не было.
Ни одна счет-фактура, представленная истцом, не оспорена лицами, участвующими в деле, по сумме предоставленных льгот.
При этом, Минфин РХ в соответствии со статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке осуществления финансового контроля не был лишен возможности проверить сам или потребовать от Минтруда РХ проведения проверки в части обоснованности отраженных в счетах-фактурах сумм расходов по предоставлению льгот определенным категориям пассажиров.
Материалами дела подтверждается, что документы, перечисленные в пункте 3.5 Порядка финансирования расходов и в пункте 3.1 договора от 4 февраля 2003 года N 9, были представлены Муниципальным унитарным предприятием города Абакана "Троллейбусное управление" в Управление соцзащиты.
Таким образом, арбитражный суд констатирует, что истцом соблюдены требования для получения компенсации по предоставленным льготам, установленные Правительством Республики Хакасия в пункте 3.5 Порядка финансирования расходов.
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что понесенные истцом при предоставлении ветеранам льгот по проезду расходы в размере 2602923 рублей возмещены из бюджета Республики Хакасия частично - в сумме 1616553 рублей, исковые требования о взыскании убытков в сумме 986370 рублей (2602923 - 1616553 = 986370) подлежат удовлетворению.
При решении вопроса о надлежащем ответчике по делу арбитражный суд руководствуется следующим.
При разработке во исполнение статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" Порядка финансирования республиканского бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года N 16, Республика Хакасия свои обязательства по финансированию льгот в рамках названного Закона необоснованно ограничила лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" льготы не могут быть ограничены лимитами бюджетных обязательств, такое ограничение не вытекает из содержания Федерального закона "О ветеранах".
Исходя из изложенного, арбитражный суд констатирует факт ненадлежащего исполнения Республикой Хакасия обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах", поскольку запланированные и произведенные субъектом Российской Федерации расходы на реализацию льгот ветеранам не позволили возместить фактические расходы, понесенные на эти цели субъектами предпринимательской деятельности республики в 2003 году.
Указанные обстоятельства повлекли образование у Муниципального предприятия убытков в сумме 986370 рублей.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что произведенные Предприятием расходы в сумме 986370 рублей по предоставлению ветеранам льгот должны быть возмещены Республикой Хакасия, независимо от того, произведены они в пределах лимитов бюджетных обязательств либо за их пределами.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 125 названного Кодекса предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта РФ, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно статьям 5 и 15 Закона Республики Хакасия от 25 июня 1998 года N 34 "Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия" Министерство финансов и экономики Республики Хакасия является уполномоченным органом по управлению республиканской собственностью и средствами республиканского бюджета, ведет учет средств республиканского бюджета, выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с использованием средств республиканского бюджета, осуществляет иные полномочия в сфере управления средствами республиканского бюджета в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 сентября 1999 года N 140 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов и экономики Республики Хакасия" установлено, что названное министерство является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и социально-экономической политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов и экономики в республике.
Таким образом, от имени казны Республики Хакасия по настоящему делу должно выступать Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, за счет которого и подлежат удовлетворению исковые требования.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и Управление соцзащиты населения Администрации города Абакана не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу в силу следующего.
Факт того, что все полученные из бюджета Республики Хакасия средства за период с 1 января 2003 года по 1 августа 2003 года в сумме 10684,799 тысяч рублей были перечислены Министерством труда и социального развития Республики Хакасия органам соцзащиты муниципальных образований, не опровергается сторонами и подтверждается материалами дела.
Управлению соцзащиты Администрации города Абакана за период с 1 января 2003 года по 1 августа 2003 года было направлено 4246000 рублей.
Управление соцзащиты, в свою очередь, эти средства распределило между двумя предприятиями, осуществляющими перевозки ветеранов: Муниципальным унитарным предприятием "Троллейбусное управление" и Республиканским государственным унитарным предприятием "Автоколонна 2038".
Данный факт подтверждается справками и платежными поручениями. При этом Муниципальному унитарному предприятию "Троллейбусное управление" было направлено 1616553 рубля.
Таким образом, из материалов дела не усматривается нецелевого использования средств, полученных Минтрудом РХ и Управлением соцзащиты на реализацию Федерального закона "О ветеранах".
Вследствие сказанного, оснований для удовлетворения иска за счет названных лиц не имеется.
Довод Минфина РХ о том, что иск должен быть удовлетворен за счет Минтруда РХ как главного распорядителя бюджетных средств, направленных на финансирование льгот по Федеральному закону "О ветеранах", не принимается судом по следующим основаниям.
Действительно, Минтруд РХ в силу статьи 20 Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" и приложения N 6 к нему является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на финансирование льгот по Федеральному закону "О ветеранах".
Однако, по мнению арбитражного суда, Минтруд РХ, как главный распорядитель, может отвечать лишь в пределах сумм, полученных из бюджета Республики Хакасия на указанные цели.
Поскольку Минтруд РХ доказал, что все полученные из бюджета Республики Хакасия на указанные цели средства были перечислены органам социальной защиты населения муниципальных образований, что не опровергается и участвующими в деле лицами, оснований для взыскания с указанного лица убытков не имеется.
Ссылка Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, о том, что оно надлежащим образом исполнило свои обязательства и что оно должно отвечать лишь в пределах сумм, предусмотренных в бюджете Республики Хакасия на 2003 год на конкретные цели, несостоятельна, поскольку статья 10 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не ограничивают возмещаемых убытков лимитами бюджетов.
Довод Минфина РХ о неправомерности взыскания убытков за 7 месяцев по причине того, что лимиты бюджетных обязательств утверждаются ежеквартально, не принимается арбитражным судом, так как статья 10 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не связывают возможность взыскания убытков с истечением какого-либо периода времени.
По этой же причине не принимаются ссылки Минфина РХ на статьи 219, 223 и 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку предметом настоящего спора являются гражданско-правовые отношения по взысканию убытков, применение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в данном случае недопустимо.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный суд полагает удовлетворить требования Муниципального унитарного предприятия города Абакана "Троллейбусное управление" и взыскать с казны Республики Хакасия в лице Министерства финансов и экономики Республики Хакасия в пользу истца 986370 рублей в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот ветеранам по оплате проезда на городском транспорте за период с 1 января 2003 года по 1 августа 2003 года.
При обращении в арбитражный суд истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Государственная пошлина по делу составляет 16463 рубля 70 копеек и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, однако, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" не взыскивается арбитражным судом с указанного лица, поскольку органы государственной власти освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с казны Республики Хакасия в лице Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан, в пользу Муниципального унитарного предприятия города Абакана "Троллейбусное управление", город Абакан, убытки в сумме 986370 рублей, составляющие компенсацию предоставленных ветеранам льгот по проезду в муниципальном транспорте в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах", за период с 1 января 2003 года по 1 августа 2003 года. 2.В удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения Администрации города Абакана, город Абакан, и к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан, отказать. 3.Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Е.В.КАСПИРОВИЧ