от 3 ноября 2004 г. Дело N А74-4868/2004-К2
Резолютивная часть решения объявлена 03.11.2004
Мотивированное решение составлено 03.11.2004
Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного учреждения - Государственный природный заповедник "Хакасский", город Абакан,
об оспаривании Постановления Хакасской республиканской инспекции рыбоохраны ФГУ "Енисейрыбвод", город Абакан, N 735 от 5 октября 2004 года о привлечении к административной ответственности.
Протокол судебного заседания вела судья Тутаркова И.В.
В судебном заседании 28.10.2004 принимали участие:
от заявителя: Азараков В.Н., доверенность от 20.02.2004,
от Хакасской республиканской инспекции рыбоохраны ФГУ "Енисейрыбвод": Саблина С.В. по доверенности от 26.10.2004.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании арбитражный суд объявил перерыв на 03.11.2004.
В судебном заседании 03.11.2004 принимали участие:
от заявителя: отсутствует,
от Хакасской республиканской инспекции рыбоохраны ФГУ "Енисейрыбвод": Саблина С.В. по доверенности от 26.10.2004.
Федеральное государственное учреждение - Государственный природный заповедник "Хакасский" (далее - Заповедник) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Постановления Хакасской республиканской инспекции рыбоохраны (далее - Инспекция рыбоохраны) от 5 октября N 735 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Заповедника поддержал заявленное требование, просит признать Постановление незаконным и отменить. Доводы Заповедника сводятся к тому, что доказательства совершения административного правонарушения получены сотрудниками Инспекции рыбоохраны незаконным путем и неправомерно приняты во внимание при принятии решения о привлечении к административной ответственности.
Инспекция рыбоохраны в отзыве на заявление и выступлении представителя в заседании считает требования Заповедника необоснованными, полагает, что сотрудники Инспекции рыбоохраны вправе осуществлять проверку соблюдения Правил рыболовства на территории озера Иткуль без специального разрешения руководства Заповедника; зафиксированные в протоколах об административном правонарушении нарушения имели место; привлечение к ответственности произведено в пределах полномочий органов рыбоохраны.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
16 сентября 2004 года во время проведения рейда на озере Иткуль на территории Государственного заповедника "Хакасский" в районе кордона заповедника госинспектор Инспекции рыбоохраны Шульженко В.В. составил протокол осмотра N 82, из которого следует, что на акватории озера в 300 м от кордона были обнаружены на лову сети в количестве 10 единиц, связанных в одну тягу общей длиной 584 м, в которых находилась рыба (65 экземпляров пеляди, 118 экземпляров окуней, один язь).
Обнаруженные сети были изъяты на основании протокола N 1193 от 16 сентября 2004 года.
16 сентября 2004 года госинспектором Инспекции рыбоохраны вынесено определение N 668 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
20 сентября 2004 года госинспектором Шульженко В.А. составлен протокол об административном правонарушении N 1668, согласно которому в действиях Заповедника установлен состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, - нарушены статьи 2, 12, 18 Правил рыболовства на рыбохозяйственных объектах Республики Хакасия.
5 октября 2004 года старшим государственным инспектором - начальником Инспекции рыбоохраны Недвецким В.И. рассмотрено дело о правонарушении в области рыболовства и принято Постановление N 7357 о привлечении Заповедника к административной ответственности на основании пункта 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Оспаривая Постановление о привлечении к административной ответственности, Заповедник ссылается на то обстоятельство, что озеро Иткуль не является рыбохозяйственным водоемом, расположено на территории заповедника, в связи с чем на его акваторию распространяется режим особой охраны, предусмотренный Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Арбитражный суд пришел к выводу, что доводы Заповедника являются обоснованными, Постановление о привлечении Заповедника принято с нарушением законодательства и подлежит отмене.
Частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение Правил рыболовства, в виде штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и других орудий лова.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной выше нормой, отнесено к полномочиям органов рыбоохраны статьей 23.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о привлечении Заповедника к административной ответственности Инспекция рыбоохраны исходила из того, что озеро Иткуль является рыбохозяйственным водоемом и вылов рыбы должен осуществляться под контролем и с разрешения органов рыбоохраны.
Согласно Правилам рыболовства на рыбохозяйственных объектах Республики Хакасия (ст. 2 и ст. 8), утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 25.02.1993 N 41 (с изменениями от 13.05.2004 N 140), добыча рыбы производится юридическими и физическими лицами на рыбопромысловых участках, закрепленных Правительством Республики Хакасия, по договорам на основании лицензии на вид деятельности и разрешения, а за их пределами по лицензиям (разрешениям), выдаваемым органами рыбоохраны. Кроме того, спортивный и любительский лов рыбы разрешен везде (кроме закрепленных водоемов и участков) без лицензии следующими снастями: зимними, поплавочными удочками, спиннингами, дорожкой, торпедой, жерлицами, кружками и закидушками по нормам и в сроки, установленными настоящими Правилами.
Озеро Иткуль не перечислено в Правилах рыболовства как место, разрешенное для осуществления любительского рыболовства. Заповеднику вменяется в вину нахождение у его сотрудников орудий лова, на которые отсутствует разрешение Инспекции рыбоохраны.
Факт установки в акватории озера сетей в количестве 10 штук находящимися на кордоне сотрудниками заповедника зафиксирован в протоколе осмотра от 16.09.2004 N 82. Отсутствие разрешения рыбоохраны на вылов рыбы снятыми с акватории озера сетями Заповедником не оспаривается.
Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что факт установки сотрудниками заповедника сетей на озере Иткуль не может быть квалифицирован как нарушение Заповедником Правил рыболовства на рыбохозяйственных водоемах Республики Хакасия.
Согласно статье 9 Федерального закона N 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на выполнение научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельность граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Положением о государственном природном заповеднике "Хакасский", утвержденным приказом МПР России 17.02.2004 (далее - Положение о заповеднике), предусмотрено, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории Заповедника, предоставлены в пользование (владение) Заповеднику на правах, предусмотренных соответствующими федеральными законами, их изъятие или иное прекращение прав на них запрещается.
Озеро Иткуль расположено на территории, отведенной Государственному природному заповеднику "Хакасский" (ранее - Государственный природный заповедник "ЧАЗЫ"), относится к особо охраняемой природной территории, на которой установлен режим особой охраны в соответствии с Федеральным законом N 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях".
Подтверждением указанному обстоятельству служат ранее действовавшее Положение о Заповеднике, утвержденное 12.11.1999 Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды; новое Положение, утвержденное приказом МПР России от 17.02.2004 N 150; Государственный акт на право бессрочного пользования землей (в том числе экспликация земель и чертеж границ переданных в пользование земель), решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Хакасской автономной области N 37 от 13.02.1991 "Об организации Хакасского степного заповедника" (в том числе экспликация земель, намеченных к отводу), письмо Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 06.11.2003 N 3269.
Согласно пункту 6.1 Положения о заповеднике на его территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники относятся к одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Пунктом 7 указанной статьи установлено, что территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Следовательно, территория ФГУ ГПЗ "Хакасский", в том числе земельный участок на озере Иткуль, относится к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии со статьями 6, 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Пунктом 5.2 Положения о государственном природном заповеднике "Хакасский", утвержденного приказом МПР России 17.02.2004 N 150 (далее - Положение о заповеднике), также предусмотрено, что земля и ее недра, воды растительный и животный мир, находящиеся на территории Заповедника, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование на правах, предусмотренных федеральными законами, их изъятие либо иное прекращение прав Заповедника на них запрещается.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает, что озеро Иткуль не может быть отнесено к рыбохозяйственным водоемам Республики Хакасия, на которых подлежат применению Правила рыболовства Республики Хакасия.
Нарушение правил вылова рыбы на территории заповедника, установленных Положением о заповеднике, влечет административную ответственность на основании специальной нормы статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 22 Положения о заповеднике охрана природных комплексов и объектов на территории государственного природного заповедника "Хакасский" осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории Заповедника, работники которой входят в штат заповедника.
Вышеизложенное в совокупности позволяет сделать вывод, что выявление правонарушений на территории Заповедника не входит в полномочия инспекторов органов рыбоохраны.
Более того, поскольку сотрудники Инспекции рыбоохраны не имели разрешения дирекции Заповедника либо органа, в ведении которого находится Заповедник, на пребывание на его территории, арбитражный суд полагает, что исходя из положений пункта 5 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", их нахождение в районе кордона Заповедника не может быть признано законным, а составление протоколов осмотра - правомерным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что в силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении N 255 от 16.09.2004 не является надлежащим доказательством по настоящему делу, так как получен с нарушением норм Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Контроль за соблюдением правил охраны и использования природных ресурсов и среды их обитания на территории заповедника осуществляет Заповедник. Деятельность Заповедника подконтрольна Министерству природных ресурсов Российской Федерации, как органу, в ведении которого находится Заповедник.
Таким образом, Органам инспекции рыбоохраны не предоставлено право контролировать деятельность Заповедника и его сотрудников при осуществлении возложенных на них функций.
В связи с вышеизложенным является несостоятельной ссылка Инспекции рыбоохраны на подпункт "е" пункта 15 Положения об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045 (с изменениями от 12.06.1987 N 657), как на правовое основание, предоставляющее право на осуществление контроля за деятельностью Заповедника и его сотрудников при осуществлении возложенных на них функций.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 169, 170, частью 2 статьи 176, статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Удовлетворить заявление Федерального государственного учреждения - Государственный природный заповедник "Хакасский".
Признать незаконными и отменить Постановление Хакасской республиканской инспекции рыбоохраны N 735 от 5 октября 2004 года о привлечении Федерального государственного учреждения - Государственный природный заповедник "Хакасский" к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
И.В.ТУТАРКОВА