Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 08 ноября 2007 года № А47-8685/2007АК-26

    (Извлечение)
    ООО "Терминал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.09.2007 года N б/н и обязании зарегистрировать изменения в учредительный договор и устав в части исключения из числа участников Батырева В.В. и передачи его доли в ООО "Терминал" согласно протоколу внеочередного собрания участников от 17.09.2007 года N 15.
    Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
    Ответчик в отзыве заявленные требования не признает, указывая, что для государственной регистрации представлены документы, не соответствующие требованиям действующего законодательства, а именно содержащие нарушения порядка перехода доли умершего участника к наследникам.
    Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. изменений и дополнений, далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
    Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона, государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Из этой же статьи следует, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
    В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
    б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
    в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
    г) документ об уплате государственной пошлины.
    Как следует из пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
    В силу п. 6 ст. 93 ГК РФ доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если учредительными документами общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия остальных участников общества. Отказ в согласии на переход доли влечет обязанность общества выплатить наследникам (правопреемникам) участника ее действительную стоимость или выдать им в натуре имущество на такую стоимость в порядке и на условиях, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества.
    В соответствии с п. 7 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества (абз. первый). Уставом общества может быть предусмотрено, что переход и распределение доли, установленные абзацами первым и вторым настоящего пункта, допускаются только с согласия остальных участников общества.
    До принятия наследником умершего участника общества наследства права умершего участника общества осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании, а при отсутствии такого лица управляющим, назначенным нотариусом.
    Уставом общества, утвержденным общим собранием участников 17.04.2005 года, не предусмотрено согласие участников общества на переход доли в уставном капитале общества к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества.
    Согласно выписке из ЕГРЮЛ, сформированной по состоянию на 29.10.2007 года, участниками общества являются шесть физических лиц, в том числе и Батырев Виктор Владимирович.
    Как следует из представленного обществом свидетельства о смерти серии 11-МЮ N 782835 от 02.02.2004 года, Батырев Виктор Владимирович умер 02.02.2004 года. В судебном заседании представитель общества пояснила, что несколько участников общества присутствовали на похоронах Батырева В.В., обществу известно, что у него остались жена и дети, копия свидетельства о смерти представлена участникам общества родственниками умершего.
    Наследники Батырева В.В. со дня его смерти по день рассмотрения настоящего дела в общество не обращались, сведениями о принятии ими наследства общество не располагает. В течение 3,5 лет в состав участников общества входит умерший участник, и данная информация содержится в ЕГРЮЛ.
    Общество указывает, что данное обстоятельство существенно затрудняет его деятельность, а в некоторых случаях делает ее невозможной, поскольку для принятия решений о внесении изменений в учредительный договор, о реорганизации или ликвидации общества, в силу пп. 3 и 11 п. 2 ст. 33 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", требуется единогласное решение всех участников общества. Пунктом 10.16 Устава общества предусмотрено также принятие единогласного решения всех участников общества и по ряду иных вопросов.
    В поисках выхода из создавшейся ситуации общество обратилось в налоговый орган с запросом. Налоговый орган письмом от 25.06.2007 года N 04-23/40977 сообщил обществу, что в соответствии с частью 2 ст. 218, частью 1 ст. 1162 ГК РФ получение свидетельства о праве на наследство является основанием для возникновения прав и обязанностей наследника умершего участника общества, только после принятия наследства в регистрирующий орган заявителем могут быть представлены документы в целях внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об участниках юридического лица, а также изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
    Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области письмом от 08.06.2007 года N 03-17/1375 и нотариальная палата Оренбургской области письмом от 06.06.2007 года N 3632 сообщили обществу, что в силу ст. 1153 ГК РФ для подтверждения факта вступления в наследство необходимо наличие свидетельства о праве на наследство.
    Место нахождения юридического лица, в силу требований п. 2 ст. 54 ГК РФ, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
    Из Устава общества следует, что место нахождения общества: 461210, Россия, Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Угольная, дом 1 (п. 1.4). Место нахождения единоличного исполнительного органа общества (место хранения документов общества): 460507, Россия, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Пригородный, пер. Липовый, дом 5/1. С целью приведения учредительных документов общества в соответствие с п. 2 ст. 54 ГК РФ обществом внесены в них изменения в части места нахождения юридического лица.
    Решением налогового органа от 09.07.2007 года в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, отказано, поскольку представлены изменения к уставу, не утвержденные всеми участниками (отсутствует подпись Батырева В.В.).
    Внеочередным собранием участников общества от 30.09.2007 года принято решение в связи с необходимостью получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте дополнить Устав общества данным видом работ.
    Решением налогового органа от 08.10.2007 года в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, отказано, поскольку представлены изменения к уставу, не утвержденные всеми участниками (отсутствует подпись Батырева В.В.).
    Пятью оставшимися участниками общества, обладающими в совокупности долей в размере 99,15 %, 17.09.2007 года проведено внеочередное общее собрание участников общества. Общим собранием участников общества принято решение считать участника общества Батырева В.В. выбывшим, а его долю передать на баланс общества. На этом же собрании принято решение о выплате наследникам Батырева В.В. при предъявлении ими свидетельства о праве на наследство действительной стоимости его доли, а также дивидендов, причитающихся к выплате. Общим собранием также утверждены изменения в Устав общества и в учредительный договор.
    Обществом 19.09.2007 года представлено в налоговый орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001.
    Оспариваемым решением налоговый орган на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказал в государственной регистрации изменений в учредительные документы. Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: не соблюден порядок перехода доли умершего участника; общество не вправе приобретать доли в своем уставном капитале.
    Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
    Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
    Из ст. 12 ГК РФ следует, что одним из способов защиты гражданских прав является самозащита.
    Статья 14 ГК РФ гласит, что допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
    Самозащита предполагает совершение управомоченным лицом односторонних юридических или фактических действий в целях защиты гражданских прав. Такие действия могут быть направлены на пресечение правонарушения или на ликвидацию его последствий вплоть до полного восстановления положения, существовавшего до правонарушения, а также на обеспечение неприкосновенности права, когда имеется реальная угроза его нарушения.
    Статья 14 ГК РФ предполагает возможность самостоятельной защиты любых гражданских прав вне зависимости от их характера и оснований возникновения. При этом от существа защищаемого права зависит конкретный способ самозащиты, применяемый управомоченным лицом. На его выбор также оказывают влияние характер и степень опасности нарушения.
    Для признания самозащиты правомерной необходимо, чтобы при ее осуществлении были соблюдены три условия: 1) субъектом самостоятельно защищается свое действительное, а не предполагаемое право; 2) используемые способы самозащиты соразмерны нарушению, т.е. вред, причиненный реализацией права на самозащиту, не должен явно не соответствовать реальному или возможному вреду, причиненному нарушителю; 3) способы самозащиты не выходят за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения. Указанные условия, являющиеся общими для всех способов самозащиты, признаются и судебной практикой. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный.
    Выбранный обществом способ защиты гражданских прав (самозащита) является единственно возможным в сложившейся ситуации.
    Нормами гражданского законодательства не допускается понуждение наследников к принятию наследства.
    В судебном порядке исключить Батырева В.В. из числа участников общества на основании ст. 10 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" не представляется возможным в связи с его смертью.
    В оспариваемом решении налоговый орган указывает, что в силу п. 7 ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" до принятия наследником умершего участника общества наследства права умершего участника общества осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании, а при отсутствии такого лица управляющим, назначенным нотариусом.
    Наследниками умершего участника общества Батырева В.В. завещание последнего обществу не предъявлялось.
    В силу ст. 1173 ГК РФ, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и тому подобное), нотариус в соответствии со статьей 1026 настоящего Кодекса в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом.
    Из части 4 ст. 1171 ГК РФ следует, что нотариус осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, определяемого нотариусом с учетом характера и ценности наследства, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более чем в течение шести месяцев, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 1154 и пунктом 2 статьи 1156 настоящего Кодекса, не более чем в течение девяти месяцев со дня открытия наследства.
    Таким образом, предельный срок доверительного управления наследственным имуществом - 9 месяцев. Батырев В.В. умер 02.02.2004 года, срок, установленный для доверительного управления наследственным имуществом, истек 02.11.2004 года.
    Из ст. 1151 ГК РФ следует, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным (часть 1). Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (часть 2).
    Как следует из части 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
    При этом частью 1 ст. 1155 ГК РФ установлено, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
    Обществу доподлинно известно о наличии у умершего участника Батырева В.В. жены и детей. Учитывая, что срок для принятия наследства не является пресекательным и может быть восстановлен судом, общество не обращалось в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать такое имущество в порядке наследования.
    Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    Подпункт "к" пункта 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 года N 340, предусматривает в качестве функции налоговых органов - осуществление работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству.
    Обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 года N 683 (далее - Положение). Непосредственный порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 года N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция).
    Исходя из изложенного, до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией.
    Налоговому органу о смерти Батырева В.В. и длительном непринятии наследства известно, мер по получению свидетельства о праве на наследство им не предпринималось.
    Довод налогового органа о том, что в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество не вправе приобретать доли (части долей) в своем уставном капитале судом не принимается.
    Из п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что общество не вправе приобретать доли (части долей) в своем уставном капитале, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
    Пунктом 4 этой статьи определено, что доля участника общества, исключенного из общества, переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить исключенному участнику общества действительную стоимость его доли, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате вступления в законную силу решения суда об исключении, или с согласия исключенного участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.
    При отказе участников общества в согласии на переход или распределение доли в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, если такое согласие необходимо в соответствии с уставом общества, доля переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить наследникам умершего участника общества, правопреемникам реорганизованного юридического лица - участника общества или участникам ликвидированного юридического лица - участника общества действительную стоимость доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню смерти, реорганизации или ликвидации, либо с их согласия выдать им в натуре имущество такой же стоимости (п. 5 ст. 23).
    Внеочередным собранием участников общества, оформленным протоколом от 17.09.2007 года N 15, принято решение о зачислении доли Батырева В.В. на баланс общества и о выплате наследникам последнего при предъявлении ими свидетельства о праве на наследство действительной стоимости доли и дивидендов.
    Статьей 24 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что доли, принадлежащие обществу, не учитываются при определении результатов голосования на общем собрании участников общества, а также при распределении прибыли и имущества общества в случае его ликвидации.
    Доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества либо продана всем или некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам и полностью оплачена. Нераспределенная или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим уменьшением уставного капитала общества. Продажа доли участникам общества, в результате которой изменяются размеры долей его участников, продажа доли третьим лицам, а также внесение связанных с продажей доли изменений в учредительные документы общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
    В отзыве от 29.10.2007 года N 04-22/78781 налоговый орган указывает на то, что к нему обратился законный представитель дочери умершего участника общества Батырева В.В. - Батыревой Евгении Викторовны с заявлением об отмене акта государственной регистрации изменений N 1 в Устав общества. Государственная регистрация изменений в Устав общества осуществлена Межрайонной ИФНС России N 6 по Оренбургской области 11.08.2006 года. К заявлению приложена ксерокопия дубликата завещания Батырева В.В. от 06.02.2003 года, заверенная Батыревой Е.В.
    Из текста представленного документа следует, что наследницей Батырева В.В. по завещанию является его дочь Батырева Е.В.
    Единственным документом, являющимся доказательством принятия наследства, является свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ). Свидетельство о праве на наследство не представлено наследниками Батырева В.В. ни обществу, ни налоговому органу. Такого документа материалы дела также не содержат.
    Незаверенная ксерокопия дубликата завещания Батырева В.В. не может являться доказательством принятия его дочерью Батыревой Е.В. наследства.
    Кроме того, частью 3 ГК РФ установлена свобода завещания. В соответствии со ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами настоящего Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149). Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
    На основании ст. 1130 ГК РФ завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения.
    В силу ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
    При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
    Суд также считает необходимым указать следующее: признание внеочередным собранием участников общества от 17.09.2007 года участника общества Батырева В.В. выбывшим из числа участников общества, принятие решения о переходе его доли обществу не нарушают права и законные интересы наследников Батырева В.В. На этом же собрании участники общества приняли решение о выплате наследникам Батырева В.В. при предъявлении ими свидетельства о праве на наследство действительной стоимости его доли и суммы причитающихся дивидендов. При несогласии наследников с размером действительной стоимости доли Батырева В.В. и размером дивидендов, они вправе обратиться с соответствующими требованиями в суд.
    С Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области в пользу ООО "Терминал" подлежит взысканию 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение в суде первой инстанции заявления о признании недействительным решения налогового органа, поскольку с 01.01.2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный частью 1 статьи 110 АПК РФ, в связи с изменением налогового законодательства и признанием утратившим силу пункта 5 статьи 333.40 НК РФ (пункт 47 статьи 2 и пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года N 117).
    Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
    1.Заявленные требования удовлетворить.
    Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области от 26.09.2007 года N б/н об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, вынесенное в отношении ООО "Терминал".
    Обязать Межрайонную ИФНС России N 10 по Оренбургской области зарегистрировать изменения в учредительный договор и Устав ООО "Терминал" в части исключения из числа участников Батырева В.В. и передачи его доли ООО "Терминал" согласно протоколу общего внеочередного собрания участников общества N 15 от 17.09.2007 года.
    2.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (460005, г. Оренбург, ул. Шевченко, 26/2, ИНН 5609049918) в пользу ООО "Терминал" государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
    Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать ООО "Терминал" в порядке, предусмотренном ст.ст. 319 и 320 АПК РФ.
    Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
    Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).