-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 21 декабря 2004 года № А74-4230/2004-К1

    от 21 декабря 2004 г. Дело N А74-4230/2004-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2004 года
    Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2004 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,
    при ведении протокола судебного заседания судьей С.М. Тропиной,
    рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Сибирьтелеком", г. Новосибирск, в лице Хакасского филиала, г. Абакан,
    к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва,
    к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,
    к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан,
    о взыскании 79344 руб.,
    третье лицо: Управление труда и социального развития администрации муниципального образования Боградский район, с. Боград,
    при участии:
    от истца - Кочкуркина С.Г.;
    от Министерства финансов РФ - Брагина Р.В.
    Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком", г. Новосибирск, в лице Хакасского филиала, г. Абакан, обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, и к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, о взыскании суммы убытков в виде неполученных доходов в размере 83124 руб. 72 коп., возникших в связи с предоставлением льгот абонентам в рамках реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году.
    Определением арбитражного суда от 23.09.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление труда и социального развития администрации муниципального образования Боградский район, с. Боград.
    Истец, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об уменьшении размера исковых требований до 79344 руб.
    Арбитражный суд в соответствии с ч. 1 и 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уменьшение размера исковых требований.
    Все участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
    В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчиков и третьего лица.
    Управление труда и социального развития администрации муниципального образования Боградский район направило в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просило в иске к нему отказать и пояснило, что лимиты на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот абонентам в рамках реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в 2004 году не выделялись.
    Министерство финансов Российской Федерации указало на недоказанность истцом факта и объема понесенных расходов, просило в иске к нему отказать, поскольку свои обязательства по финансированию льгот, предусмотренных ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", выполнило в полном объеме. Кроме того, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, истец неправомерно включил сумму налога на добавленную стоимость в размер предъявляемых ко взысканию расходов, поскольку в соответствие с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетам различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствие с федеральным законодательством, налоговая база определяется исходя из фактических цен их реализации.
    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направило в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просило в иске к нему отказать, поскольку не является надлежащим ответчиком. Кроме того, по мнению ответчика, истец необоснованно рассчитал сумму убытков, исходя из тарифов, включающих налог на добавленную стоимость.
    Министерство труда и социального развития Республики Хакасия направило в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором пояснило, что истец в заявочную кампанию, проводимую на 2004 год, в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия заявок на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по абонентской плате инвалидам, не подавал. В связи с недостаточностью средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" в 2004 году все поступившие денежные средства направлены на возмещение расходов организаций по ФЗ "О ветеранах". Боградскому району, как и другим муниципальным образованиям Республики Хакасия, выделены денежные средства только на реализацию ФЗ "О ветеранах". Финансирование муниципальных образований произведено в том объеме, который фактически получен от Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Министерство труда и социального развития Республики Хакасия сослалось на то, что в связи с поступившей в августе 2003 года от ОАО "Сибирьтелеком" заявкой о необходимости выделения денежных средств, письмом от 13 августа 2003 года за подписью Председателя Правительства Республики Хакасия была направлена заявка в Минтруд России о дополнительном выделении бюджетных средств, однако выделения дополнительных средств для покрытия расходов в 2003 - 2004 годах не производилось.
    Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд
    В соответствии со статьями 426, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 77 Федерального закона "О связи", пунктами 19, 26, 68 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1235, ОАО "Сибирьтелеком" является организацией, оказывающей услуги телефонной связи, в том числе гражданам, пользующимся льготой по оплате услуг связи на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
    Согласно статье 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется льгота в размере 50% по абонентской плате за пользование телефоном.
    10.06.2003 решением Правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждены тарифы на услуги телефонной связи, государственное регулирование которых осуществляет МАП России, предоставляемые ОАО "Сибирьтелеком". На основании утвержденных тарифов истец предоставлял услуги телефонной связи.
    Согласно представленным истцом реестрам льготников, счетам-фактурам N 9, 8, 7, 6, 5, 3, 1, за период с января по июль 2004 года ОАО "Сибирьтелеком" предоставило абонентам, подпадающим под действие ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", льготы на сумму 79344 руб. Расходы истца, связанные с предоставлением льгот, не возмещены.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (далее по тексту Правила).
    Установленные Правила предусматривают финансирование понесенных операторами связи расходов в связи с предоставлением услуг связи инвалидам за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам и инвалидам, а также порядок формирования заявок на финансирование по каждому виду услуг связи.
    Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение Республике Хакасия на оплату льгот по установке квартирных телефонов и абонентской плате за телефон в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 11062300 рублей. Ввиду недостаточности поступивших денежных средств Министерство труда и социального развития Республики Хакасия направило средства в том объеме, какой фактически получен от Министерства финансов Российской Федерации на компенсацию расходов, возникших в связи с предоставлением льгот ветеранам. Письмами от 22 июля, от 6 августа 2003 N 1592 ОАО "Сибирьтелеком" извещало Министра социальной защиты населения Республики Хакасия о необходимости изыскания дополнительных средств на реализацию Федеральных законов.
    Из материалов дела усматривается, что Министерство труда и социального развития Республики Хакасия письмом от 27 октября 2003 года, подписанным Министром труда и социального развития Республики Хакасия, уведомило Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о недостаточности финансирования, предусмотренного на предоставление льгот ветеранам и инвалидам. В декабре 2003 года по письменному запросу Минтруда России, по указанной им форме, были направлены сведения о требуемых суммах. Несмотря на принимаемые меры дополнительно денежные средства на покрытие убытков ОАО "Сибирьтелеком" выделены не были. Минтруд России письменно пояснил, что вопрос о выделении денежных средств будет рассматриваться только после утверждения объемов финансирования по льготам на 2004 год в целом по Минтруду России.
    В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, подлежащая возмещению сумма расходов определялась истцом в счетах-фактурах, реестрах лиц, имеющих право на получение льгот, акте сверки.
    Оценив представленные истцом счета-фактуры, реестры, арбитражный суд признал доказанным факт предоставления истцом за период с января 2004 года по июль 2004 года льгот инвалидам по оплате услуг связи, на сумму 79344 руб. Управлением труда и социального развития администрации муниципального образования Боградский район возражений по предъявленной к возмещению истцом сумме не заявлено.
    Истец обоснованно расценивает некомпенсированные расходы в связи с предоставлением льгот инвалидам с января по июль 2004 года как убытки.
    Довод Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о неправомерном включении в сумму убытков налога на добавленную стоимость признан арбитражным судом необоснованным, так как размер убытков исчислен исходя из фактических цен реализации услуг по тарифам, утвержденным государственным органом.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    Стоимость услуг, не полученная с граждан - инвалидов в связи с установленной льготой, является неполученным доходом ОАО "Сибирьтелеком", который подлежит возмещению за счет федерального бюджета в соответствии с правилами статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как запланированные и произведенные Российской Федерацией расходы на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов РФ" не позволили возместить фактические расходы хозяйствующего субъекта.
    Исходя из того, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов организации, предоставившей льготы инвалидам по абонентской плате, что повлекло возникновение у истца убытков, арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование ОАО "Сибирьтелеком" о взыскании с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации 79344 руб. убытков.
    Принимая во внимание отсутствие вины Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в недофинансировании ОАО "Сибирьтелеком" в 2004 году по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в отношении названного ответчика в удовлетворении иска следует отказать.
    Требование истца к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации суд также находит необоснованным. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития Российской Федерации подлежит упразднению. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2004 года N 799-р назначен председатель ликвидационной комиссии, работа которой не завершена. Доказательств перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства от ликвидируемого юридического лица к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации не представлено. Кроме того, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не является органом, представляющим казну России по искам о взыскании убытков. При таких обстоятельствах требование истца к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
    Государственная пошлина по делу в сумме 3093 руб. 72 коп. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований: на истца в сумме 140 руб. 3 коп. и на ответчика в сумме 2953 руб. 69 коп.
    Поскольку расходы истца по оплате государственной пошлины составили 3093 руб. 72 коп., а с Министерства финансов Российской Федерации, на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" государственная пошлина не взыскивается, 2953 руб. 69 коп. государственной пошлины подлежат возврату истцу из федерального бюджета.
    Руководствуясь статьями 49, 110, 123, 156, 167 - 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Исковые требования Открытого акционерного общества "Сибирьтелеком", г. Новосибирск, удовлетворить.
    2.Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Сибирьтелеком", г. Новосибирск, убытки в сумме 79344 руб., связанные с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    3.В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, отказать.
    4.В удовлетворении иска к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, отказать.
    5.Согласно п/п 3 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" возвратить открытому акционерному обществу "Сибирьтелеком", г. Новосибирск, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2953 руб. 69 коп., уплаченную по платежному поручению N 3025 от 16.09.2004, подлинник которого остается в деле. Выдать справку.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    С.М.ТРОПИНА