-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 24 июля 2008 года № А47-3783/2008АК-36

    (Извлечение)
    При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд
  1. сотрудником отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - инспекция) на основании распоряжения N 34 от 29.04.2008 г. проведена проверка на АЗС, расположенной по адресу г. Оренбург, ул. Донгузская, 8, на соответствие обязательным требованиям стандартов и обязательных требований к бензину и дизтопливу, реализуемых Закрытым акционерным обществом "Урал-Тэк" (далее - ЗАО "Урал-Тэк", общество), зарегистрированным в г. Оренбурге по ул. Чернышевского, 30/1 - 46, а также по вопросу соблюдения установленных обязательных требований, правил обязательного подтверждения соответствия продукции, а также соблюдения требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечения единства измерений, защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
  2. В ходе проверки установлено, что на АЗС общества бензин марки "Нормаль 80" не соответствует по октановому числу и концентрации фактических смол, чем нарушены требования ГОСТ Р 51105-97; дизельное топливо не соответствует требованиям ГОСТ 305-82 по температуре вспышки и температуре помутнения и застывания.
    По факту выявленных правонарушений лицами, проводящими проверку, составлены акт отбора образцов от 05.05.2008 г., протоколы испытаний N 26 от 07 - 11.05.2008 г. и N 29 от 07 - 11.05.2008 г., акт N 5/50 от 04.06.2008 г., предписание N 5/20 от 04.06.2008 г., протокол об административном правонарушении N 5/22 от 04.06.2008 г.
    На основании протокола об административном правонарушении N 5/22 от 04.06.2008 г. и материалов проверки инспекция в соответствии с положениями статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) обратилась в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
    Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим мотивам.
    На основании части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
    В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 КоАП РФ, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
    Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
    Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права и законные интересы граждан, государственный порядок управления в сфере стандартизации. Непосредственный предмет этого правонарушения - обязательные требования государственных стандартов, соответствие которым определяется в порядке обязательной сертификации продукции и услуг. Объективную сторону образуют действия или бездействие, нарушающие обязательные требования государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
    Протоколами испытаний N 26 от 07 - 11.05.2008 г. и N 29 от 07 - 11.05.2008 г., протоколом об административном правонарушении N 5/22 от 04.06.2008 г. и другими материалами дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения, которое выразилось в реализации бензина марки "Нормаль-80" и дизельного топлива, не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин" и ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное. Технические условия". Указанное правонарушение правильно квалифицировано заявителем по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
    В соответствии с пунктами 21.1, 21.2, 21.10 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций качество нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, должно соответствовать действующим стандартам (техническим условиям). Паспорт качества должен подтверждать соответствие нефтепродукта требованиям нормативных документов. При обнаружении несоответствия хотя бы одного показателя качества нефтепродуктов требованиям ГОСТ (ТУ) отпуск его потребителям запрещается.
    Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
    В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
    Факт совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Согласно п. 66 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в компетенцию должностных лиц органов стандартизации, метрологии и сертификации входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
    Таким образом, проверка проводилась в рамках полномочий инспекции и с соблюдением действующего законодательства.
    Каких-либо доказательств отсутствия реальной возможности для проведения испытаний продукции до ее реализации потребителю на предмет соответствия требованиям названного ГОСТа общество в суд не представило.
    В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
    На основании названных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление правомерно обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
    Вместе с тем срок для привлечения к административной ответственности по указанной статье согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет два месяца с момента обнаружения административного правонарушения, поскольку объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 КоАП РФ, являются общественные правоотношения в сфере стандартизации, сертификации и метрологии. Правовые основы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О техническом регулировании", регулирующим отношения, возникающие при установлении как обязательных требований, так и добровольных правил и характеристик в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также по оценке соответствия, и на которые в первую очередь посягает правонарушение, совершенное обществом. Исходя из этого при рассмотрении данного дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, предусмотренным статьей 4.5 КоАП РФ.
    Указанное выше нарушение является длящимся, следовательно, решение по делу об административном правонарушении не может быть принято по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
    При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (в силу разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2).
    Из материалов дела видно, что о факте вменяемого обществу правонарушения инспекции стало известно при получении данных лабораторных исследований, которые были завершены 11.05.2008 г., что подтверждается протоколами испытаний N 26 от 07 - 11.05.2008 г. и N 29 от 07 - 11.05.2008 г. Следовательно, моментом обнаружения правонарушения также является 11.05.2008 г.
    В силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
    Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", обязательного для арбитражных судов в Российской Федерации в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.92 "Об арбитражных судах в Российской Федерации", следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Руководствуясь ст.ст. 4.5, 23.1, 24.5, 29.7, 29.10, 29.11, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд,
  3. в удовлетворении требований отдела (инспекции) в Оренбургской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (г. Оренбург) о привлечении Закрытого акционерного общества "Урал-Тэк" (г. Оренбург) к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
  4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.