-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 12 октября 2006 года № А74-2080/2006

    от 12 октября 2006 г. Дело N А74-2080/2006
    Резолютивная часть решения объявлена 13.09.2006
    Полный текст решения изготовлен 12.10.2006
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
    председательствующего судьи Тутарковой И.В.,
    судей Коршуновой Т.Г. и Парфентьевой О.Ю.
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    муниципального унитарного предприятия "СорскКомСервис", город Сорск,
    к Государственному комитету по тарифам Республики Хакасия, город Абакан,
    о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления от 21 декабря 2005 года N 114 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии",
    с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - общества с ограниченной ответственностью "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс", город Черногорск.
    Протокол судебного заседания вела судья Парфентьева О.Ю.
    В судебном заседании, 06.09.2006, участвовали
    от заявителя: Овсянников С.А. по доверенности от 01.01.2006,
    от Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия:
    Ливинцов С.А. по доверенности от 09.03.2006,
    Лобань Е.М. по доверенности от 20.02.2006,
    от 3-го лица: Иценко Е.В. по доверенности от 18.04.2006.
    В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в судебном заседании, 06.09.2006, объявил перерыв на 10 час. 40 мин. 13.09.2006.
    В судебном заседании, 13.09.2006, участвовали
    от заявителя: Барсуков А.С. по доверенности от 07.04.2006,
    от Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия:
    Ливинцов С.А. по доверенности от 09.03.2006,
    Лобань Е.М. по доверенности от 20.02.2006,
    от 3-го лица: Иценко Е.В. по доверенности от 18.04.2006.
    Муниципальное унитарное предприятие "СорскКомСервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании Постановления Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 21 декабря 2005 года N 114 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии" (далее - Госкомитет по тарифам Республики Хакасия) не соответствующим статье 2 Закона Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 10 приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
    В обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что оспариваемое Постановление не соответствует пункту 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", так как данное Постановление предусматривает, что тариф представляет собой сумму двух слагаемых. Постановление не устанавливает возможность утверждения тарифа, состоящего только из стоимости единицы электрической энергии (мощности).
    Утверждение спорным Постановлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" должно было производиться до установления тарифов для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт", утвержденных Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 6 декабря 2005 года N 98 "О тарифах на электрическую энергию для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт" на 2006 год".
    Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "Хакасэнерго", МП "Абаканские электрические сети", МП "Абазинские электрические сети", ОАО "Коммунаровский рудник" были установлены Государственным комитетом по тарифам Республики Хакасия до установления тарифа для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт". При этом ответчику было известно о наличии заявленного тарифа ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс".
    В связи с этим спорное Постановление N 114 от 21 декабря 2005 года не соответствует статье 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которой срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года.
    По утверждению заявителя, оспариваемое Постановление увеличивает тариф на электрическую энергию для МУП "СорскКомСервис" и влечет неплатежеспособность заявителя, поскольку тарифы на тепловую энергию для МУП "СорскКомСервис" установлены Государственным комитетом по тарифам Республики Хакасия Постановлением от 14.12.2005 N 109 исходя из тарифа на электроэнергию в размере 48,38 коп./кВт.ч. согласно Постановлению Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия N 98 от 06.12.2005.
    Тариф на электрическую энергию для МУП "СорскКомСервис" в настоящее время представляет собой сумму трех слагаемых: стоимость единицы электрической энергии (мощности); стоимость услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Хакасэнерго", МП "Абаканские электрические сети", МУП "Абазинские электрические сети", ОАО "Коммунаровский рудник"; стоимость услуг по передаче электрической энергии по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс".
    Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия возражает против удовлетворения требования МУП "СорскКомСервис", ссылаясь на то, что оспариваемое Постановление принято в пределах его компетенции и не противоречит действующему законодательству о ценообразовании в отношении электроэнергии.
    Представитель третьего лица - ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" на стороне Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия поддержал возражения органа исполнительной власти по основаниям, изложенным в переданных суду пояснениях.
    Представители Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия указывают на то, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку спорным Постановлением не нарушаются права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как отсутствуют договорные отношения между заявителем и третьим лицом по делу. В обоснование своей позиции представители Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия ссылаются на то, что между МУП "СорскКомСервис" и ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" отсутствуют договорные отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
    Так, 30.11.2005 МУП "СорскКомСервис" обратилось к ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" с предложением о заключении договора на передачу электрической энергии на объекты МУП "СорскКомСервис". ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" 10.02.2006 направило МУП "СорскКомСервис" проект договора N 129Т на услуги по передаче электрической энергии, который до настоящего времени последним не подписан и не передан на рассмотрение арбитражного суда.
    Заявитель по делу считает, что данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При этом в обоснование своей позиции ссылается на пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 и на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.07.2006 по делу N А74-1867/2006.
    Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, арбитражный суд признал необоснованной позицию Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия, исходя из следующего.
    Статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 3 данной статьи к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
    Федеральным законом от 07.07.2003 N 125-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Закон о тарифах N 41-ФЗ дополнен статьей 7.1, согласно которой споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма N 80 от 13.08.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указал, что суду надлежит проверить, указано ли в заявлении организации на нарушение оспариваемым актом ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    Как следует из обстоятельств дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.07.2006 по делу N А74-1867/2006 удовлетворены требования ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" о взыскании с МУП "СорскКомСервис" стоимости услуг по передаче электрической энергии. При рассмотрении дела арбитражный суд констатировал, что стороны не заключили договор на оказание услуг по передаче электроэнергии N 129Т от 01.01.2006. При этом арбитражный суд, руководствуясь пунктом 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, факт потребления электроэнергии расценил как акцепт предложенной оферты и указал, что сложившиеся отношения между сторонами по делу должны рассматриваться как договорные, и констатировал наличие между сторонами обязательств по транзиту электрической энергии. Удовлетворяя требование истца, суд исходил из расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом тарифа, установленного спорным Постановлением N 114 по рассматриваемому делу.
    В этой связи заявитель, являясь потребителем услуг по транспортировке электрической энергии, оказываемых ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс", по тарифам, установленным спорным Постановлением, подпадает под круг субъектов, на которых распространяется действие спорного Постановления N 114.
    Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия о прекращении производства по делу не имеется.
    Арбитражный суд, рассматривая спор по существу, исследовал материалы дела, оценил все имеющиеся в деле и представленные в судебном заседании документы, заслушал пояснения представителей заявителя, Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия и третьего лица и установил следующее.
    Как следует из обстоятельств дела, по результатам рассмотрения тарифного дела N 39-Э 21 декабря 2005 года Государственным комитетом по тарифам Республики Хакасия принято Постановление N 114 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии", которым установлены и введены в действие с 01.01.2006 по 31.12.2006 тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" в размере: 4,82 коп./кВт.ч. на высоком напряжении ВН, 37,89 коп./кВт.ч. на среднем втором напряжении СН-2 и 51,81 коп./кВт.ч. на низком напряжении НН (далее - Постановление N 114). Данное Постановление опубликовано в газете "Хакасия" от 24.12.2005 N 244.
    Названное тарифное дело было возбуждено на основании заявления ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2006 год, поступившего в Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия 10 октября 2005 года.
    После проведения правовой экспертизы представленных документов (свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты энергосетевого хозяйства; Устава ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс"; лицензии на прием, передачу и распределение электрической энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических сетей N ЭЭ-65-000029) 12 октября 2005 г. Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия было установлено, что ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" было зарегистрировано в качестве юридического лица 02.06.2005. Согласно Уставу и лицензии ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" осуществляет деятельность по эксплуатации электрических сетей и трансформаторных подстанций Усть-Абаканского района и города Сорска, используя имущество, которое принадлежит ему на праве аренды согласно договору от 02.12.2005 N 194а, заключенному с ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс". В отношении этого хозяйствующего субъекта ранее не осуществлялось госрегулирования тарифов, в связи с чем оно впервые выступило в качестве субъекта госрегулирования тарифов на территории Республики Хакасия. Ранее обслуживание сетей Усть-Абаканского района и города Сорска длительное время производило ОАО "Хакасэнерго".
    По итогам экспертизы Госкомитет по тарифам Республики Хакасия определил, что договорная практика ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" проходит первоначальную стадию формирования и до установления тарифа не может быть урегулирована в полном объеме, поскольку предприятие не приступило к хозяйственной деятельности по оказанию контрагентам услуг по передаче электроэнергии.
    Госкомитет по тарифам Республики Хакасия указал, что ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" не имеет договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с МУП "СорскКомСервис", следовательно, вопрос о включении МУП "СорскКомСервис" в число предприятий-участников тарифной кампании на 2006 г. остался неурегулированным.
    По результатам рассмотрения данного тарифного дела 21 декабря 2005 года Госкомитет по тарифам Республики Хакасия принял Постановление N 114 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии", установив для ООО "ХСЭК" с 1 января 2006 г. тариф на услуги по передаче электроэнергии, предоставив тем самым возможность осуществления финансово-хозяйственной деятельности для ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" и его контрагентов.
    При определении тарифа на услуги по передаче электроэнергии Госкомитет по тарифам Республики Хакасия руководствовался Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2 , приказами Федеральной службы по тарифам от 02.08.2005 N 337-э/5 "О внесении изменений в приказ от 07.09.2004 N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы" и от 14.12.2005 N 667-э/52 "О предельных максимальных уровнях тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Республики Хакасия на 2006 год".
    В рамках указанных предельных уровней Госкомитет по тарифам Республики Хакасия утвердил ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2006 год в зависимости от уровня напряжения: высокое ВН - 4,82 коп./кВт.ч., среднее второе СН-2 - 37,89 коп./кВт.ч., низкое НН - 51,81 коп./кВт.ч.
    Данное обстоятельство явилось основанием для включения ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" в Перечень 19 организаций, осуществляющих поставку электрической энергии и оказывающих услуги по ее передаче и распределению, включенных в реестр энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по состоянию на 01.01.2006, утвержденный Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 3 февраля 2006 г. N 4.
    Для каждой из этих организаций Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия вынесено постановление об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в том числе для ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" вынесено спорное Постановление от 21.12.2005 N 114.
    Таким образом, с 01.01.2006 поставка электроэнергии для заявителя осуществляется ОАО "Хакасэнергосбыт" по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс". В этой связи стоимость электроэнергии складывается для заявителя из следующих составляющих: плата за потребленную электроэнергию по договору с ОАО "Хакасэнергосбыт" в зависимости от уровня напряжения в размере 34,41 коп./кВт.ч. и плата за услуги по передаче заявленного у ОАО "Хакасэнергосбыт" объема электроэнергии по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" в зависимости от уровня напряжения - 37,89 коп./кВт.ч., итого - 72,3 коп./кВт.ч.
    Заявитель полагает, что Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 N 98 "О тарифах на электрическую энергию для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт" на 2006 год" приводит к увеличению стоимости электроэнергии для конечных потребителей и существенно влияет на себестоимость произведенной ими продукции, что ставит их в неравное положение с другими потребителями электрической энергии.
    Названное обстоятельство явилось для заявителя основанием для обращения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия с заявлением о нарушении Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия антимонопольного законодательства. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев данное заявление, приняло решение от 05.04.2006 по делу N 11-А-Т-06, которым прекратило производство по делу в связи с отсутствием в действиях последнего признаков нарушения статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В названном решении Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установило наличие двух товарных рынков в сфере электроснабжения на территории Республики Хакасия: товарный рынок поставки электроэнергии и товарный рынок услуг по передаче электроэнергии. При этом единственным продавцом на товарном рынке по поставке электроэнергии на территории Усть-Абаканского района и города Сорска, где находится заявитель, является ОАО "Хакасэнергосбыт", а единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по передаче электроэнергии, на товарном рынке услуг по передаче электроэнергии - ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" с долей 100 процентов. Кроме того, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришло к выводу о том, что Госкомитет по тарифам Республики Хакасия, установив тарифы на электроэнергию для отдельных организаций Республики Хакасия, реализующих и передающих электроэнергию, не нарушил действующее законодательство в области тарифообразования в электроэнергетике, так как Методические указания Федеральной службы по тарифам предоставляют право регулирующей организации включать тарифы на услуги по передаче электроэнергии в тариф на ее поставку для отдельных хозяйствующих субъектов и невключение для других.
    В связи с вышеизложенными обстоятельствами заявитель полагает, что нормативный акт - Постановление Госкомитета по тарифам Республики Хакасия N 114 от 21.12.2005 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии" не соответствует законодательству Российской Федерации в сфере электроэнергетики, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
    Арбитражный суд, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле и представленные в судебном заседании документы, заслушав пояснения представителей заявителя, Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия и третьего лица, не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
    В статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах N 41) дано понятие тарифа на электрическую энергию, согласно которому это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты на электрическую энергию.
    В систему тарифов согласно пункту 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования), входят тарифы на электрическую энергию на розничном рынке. Аналогичное положение содержится и в пункте 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 .
    В соответствии со статьей 2 Закона о тарифах N 41 государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в этом Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
    Статья 3 Закона о тарифах N 41 устанавливает, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии, а статья 4 названного Закона в качестве основных принципов государственного регулирования тарифов требует соблюдения принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
    Для установления тарифов на розничном рынке определены критерии, которыми в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования являются величина присоединенной (заявленной) мощности, режим использования потребителями электрической мощности, категория надежности и уровни напряжения электрической сети.
    Согласно пунктам 64, 65 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных минимальных и максимальных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, рассчитываемые в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
    В соответствии с пунктом 54 Методических указаний по расчету тарифов размер платы за услуги по передаче электрической энергии рассчитывается для каждой региональной (территориальной) сетевой организации. Размер платы за услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая дифференцируется по трем уровням напряжения.
    Как следует из материалов дела, стоимость электроэнергии складывается для заявителя из следующих составляющих: плата за потребленную электроэнергию по договору с ОАО "Хакасэнергосбыт" в размере 34,41 коп./кВт.ч., установленном Постановлением Госкомитета по тарифам Республики Хакасия N 98 от 06.12.2005, и плата за услуги по передаче заявленного у ОАО "Хакасэнергосбыт" объема электроэнергии по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" в зависимости от уровня напряжения в размере 37,89 коп./кВт.ч., установленном спорным Постановлением Госкомитета по тарифам Республики Хакасия N 114 от 21.12.2005, итого - 72,3 коп./кВт.ч.
    Стоимость электроэнергии для потребителей, получающих электроэнергию по сетям организаций, чей тариф был включен в стоимость электроэнергии, поставляемой ОАО "Хакасэнергосбыт" (Постановление N 98 от 06.12.2005), составляет 57,8 коп./кВт.ч.
    Одним из оснований для оспаривания заявителем данного нормативного акта явилось то, что в тариф на электрическую энергию, установленный Постановлением Госкомитета по тарифам Республики Хакасия N 98 от 06.12.2005, не включен тариф ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс", однако включены тарифы таких организаций, как ОАО "Хакасэнерго", МП "Абаканские электрические сети", МУП "Абазинские электрические сети".
    Арбитражный суд полагает несостоятельной данную позицию заявителя исходя из следующего.
    Из анализа положений пунктов 2 и 57 Основ ценообразования следует, что понятие "тарифы" определяется как система ценовых ставок (ставок платы за услуги, расценок и т.д.), по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию, а также за соответствующие услуги; а ценой электрической энергии - стоимость единицы электрической энергии, не включающая стоимость услуг по ее передаче и иных соответствующих услуг.
    Таким образом, тариф на электрическую энергию - это ценовая ставка, по которой осуществляются расчеты за электрическую энергию, а тариф на услуги по передаче электроэнергии - это ценовая ставка, по которой осуществляются расчеты за услуги по передаче электрической энергии.
    Госкомитет по тарифам Республики Хакасия, устанавливая тарифы на электрическую энергию в соответствии с нормативными правовыми документами в области государственного регулирования тарифов, исходил из того, что в тарифы входят экономически обоснованные затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности рассматриваемой организации, то есть расходы на обслуживание электрических сетей, находящихся на балансе предприятия на правах собственности или на иных законных основаниях.
    Так, Госкомитет по тарифам Республики Хакасия при принятии Постановления N 98 от 06.12.2005 утвердил тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями конечным потребителям, исходя из установленных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для сетевых предприятий, тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с ФОРЭМ, тарифов на иные федеральные услуги.
    В этой связи в тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей ОАО "Хакасэнерго", установленные Постановлением Госкомитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 N 98, были включены и утверждены следующие расходы: на оплату федеральных услуг (абонентная плата ОАО РАО "ЕЭС России", МП "АТС", ОАО "ФСК ЕЭС"); затраты на покупную электроэнергию с ФОРЭМ; затраты на содержание ОАО "Хакасэнергосбыт" для осуществления энергосбытовой деятельности; расходы на оплату услуг по передаче электроэнергии по сетям ОАО "Хакасэнерго", так как в Республике Хакасия вся электроэнергия, покупаемая на ФОРЭМ, передается через сети ОАО "Хакасэнерго", то есть все потребители ОАО "Хакасэнергосбыт" пользуются услугами ОАО "Хакасэнерго".
    Расходы на содержание электрических сетей иных энергоснабжающих организаций в тарифы для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт", установленные Постановлением от 06.12.2005 N 98, не входят, так как не все потребители ОАО "Хакасэнерго" являются пользователями услуг иных организаций.
    Так, тариф на электрическую энергию для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт" согласно Постановлению Госкомитета по тарифам Республики Хакасия от 06.12.2005 N 98 установлен в размере 48,38 коп./кВт.ч. по второму среднему напряжению (СН-2) (по данному тарифу МУП "СорскКомСервис" производит расчеты за электроэнергию с ОАО "Хакасэнергосбыт").
    Тариф на услуги по передаче электрической энергии по второму среднему напряжению (СН-2) установлен для организаций: ОАО "Хакасэнерго" - 40,06 коп./кВт.ч. (Постановление Госкомитета по тарифам Республики Хакасия N 94 от 06.12.2005), МП "Абаканские электрические сети" - 14,88 коп./кВт.ч., по низкому напряжению - 14,88 коп./кВт.ч. (Постановление N 90 от 02.12.2005), МУП "Абазинские электрические сети" - 15,04 коп./кВт.ч., по низкому напряжению - 22,99 коп./кВт.ч. (Постановление N 92 от 02.12.2005), ОАО "Коммунаровский рудник" - 13,98 коп./кВт.ч. (Постановление N 85 от 30.11.2005).
    Сумма тарифов перечисленных организаций по СН-2 составляет 83,96 коп./кВт.ч., что превышает тариф на электрическую энергию (34,41 (ВН) - 48,38 (СН-2) - 57,8 (НН)), а значит, не может являться составляющей данного тарифа.
    В связи с вышеизложенным состоятельны доводы представителей Госкомитета по тарифам Республики Хакасия и третьего лица о том, что в тариф на электрическую энергию включены не тарифы сетевых организаций, установленные Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия индивидуально для каждой сетевой организации, а отдельные затраты на услуги по передаче электроэнергии.
    В ходе судебного разбирательства представители Госкомитета по тарифам Республики Хакасия пояснили, что расчетные тарифы для потребителей, присоединенных к сетям МП "Абаканские электрические сети" и МУП "Абазинские электрические сети", не превышали тарифа для потребителей, присоединенных к сетям ОАО "Хакасэнерго", в связи с чем для потребителей ООО "Абаканэнергосбыт", ООО "Абазаэнергосбыт" установлены тарифы на электроэнергию на 2006 год по уровню тарифов для потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт" (Постановлением N 98 от 06.12.2005 для них был установлен тариф - 57,8 коп./кВт.ч.). Так, расчетный тариф на электрическую энергию на низком напряжении для МП "Абаканские электрические сети" составлял - 41,06 коп./кВт.ч. (30,60 - тариф на услуги по передаче электрической энергии по Постановлению N 90 + 10,37 - одноставочный тариф по Постановлению N 98), для МУП "Абазинские электрические сети" - 42,19 коп./кВт.ч. (22,99 - тариф на услуги по передаче электрической энергии по Постановлению N 92 + 19,2 - одноставочный тариф по Постановлению N 98).
    Между тем тариф на электрическую энергию на низком напряжении для ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" составлял 86,22 коп./кВт.ч. (51,81 - тариф на услуги по передаче электрической энергии по спорному Постановлению N 114 + 34,14 - одноставочный тариф по Постановлению N 98), в связи с чем Госкомитет по тарифам Республики Хакасия дополнительно включить в тарифы для конечных потребителей ОАО "Хакасэнергосбыт" на 2006 год расходы на передачу электроэнергии по сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" не имел возможности, так как расчетный тариф ОАО "Хакасэнергосбыт" был установлен на уровне предельного максимального тарифа на электрическую энергию на территории Республики Хакасия, установленного приказом Федеральной службы по тарифам от 02.08.2005 N 337-э/5 "О внесении изменений в приказ от 07.09.2004 N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы", которые на 2006 год составили 25,2 коп./кВт.ч. без НДС - предельный минимальный уровень, 27,4 коп./кВт.ч. без НДС - предельный максимальный уровень, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 14.12.2005 N 667-э/52 "О предельных максимальных уровнях тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Республики Хакасия на 2006 год", которые в зависимости от уровня напряжения составили от 103,02 руб./МВт.ч. для высокого до 632,46 руб./МВт.ч. - для низкого напряжения.
    Учитывая, что заявитель в качестве основного довода указывал, что Постановлением Госкомитета по тарифам Республики Хакасия N 98 от 06.12.2005 предусмотрено включение в тариф на услуги по ее передаче для отдельных хозяйствующих субъектов (сетевых организаций) и невключение для других (ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс"), что привело к увеличению стоимости электроэнергии для конечных потребителей и существенно повлияло на себестоимость произведенной ими продукции и поставило их в неравное положение с другими потребителями электрической энергии, арбитражный суд неоднократно определениями от 31 июля 2006 года, от 18 августа 2006 года предлагал заявителю экономически обосновать свой довод.
    Заявитель не представил суду цифровое экономическое обоснование своей позиции.
    По ходатайству заявителя арбитражный суд предложил Госкомитету по тарифам Республики Хакасия представить протокол N 100 от 06.12.2005, послуживший основанием для принятия Постановления N 98 от 06.12.2005, в целях ознакомления заявителя с этим документом для последующего обоснования своей позиции по делу. С указанным протоколом, равно как и с другими, находящимися в деле, документами представители заявителя неоднократно производили ознакомление, соответственно, имели реальную возможность выполнить свою процессуальную обязанность, закрепленную в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и представить суду доказательства в обоснование данной позиции по делу.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает несостоятельным приведенный выше довод заявителя.
    Таким образом, из анализа названных выше правовых нормативных актов следует, что Госкомитет по тарифам Республики Хакасия, являясь регулирующей организацией, вправе устанавливать тарифы на электроэнергию для отдельных организаций Республики Хакасия, реализующих и передающих электроэнергию. Реализация Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия данного права не свидетельствует о нарушении им действующего законодательства в области тарифообразования в электроэнергетике, поскольку Методические указания Федеральной службы по тарифам предоставляют право регулирующей организации включать тарифы на услуги по передаче электроэнергии в тариф на ее поставку для отдельных хозяйствующих субъектов и не включать для других.
    Другим основанием для оспаривания Постановления N 114 заявитель указал то, что оно издано в нарушение пункта 57 Основ ценообразования и не должно существовать в виде отдельного документа, поскольку заявитель имеет право производить оплату за электрическую энергию и ее передачу по тарифу, утвержденному Постановлением Госкомитета по тарифам Республики Хакасия N 98 от 06.12.2005.
    Арбитражный суд полагает несостоятельной данную позицию заявителя исходя из следующего.
    В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" размер платы за услуги по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию. Согласно статье 12 названного Закона установление размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям относится к компетенции региональной энергетической комиссии.
    Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункту 6 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, заключаемого сетевой организацией и потребителем услуг. Порядок заключения и исполнения договора регулируется главой II "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг".
    Договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным, и сетевая организация не вправе отказать в заключении данного договора присоединенным лицам, в том числе иной сетевой организации.
    Согласно пункту 24 Основ ценообразования расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, определяются на основе тарифов, установленных регулирующими органами, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг.
    В силу статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
    Анализ названных выше нормативных правовых актов позволяет арбитражному суду сделать вывод о том, что установление платы за передачу электроэнергии является индивидуальным для каждой организации, производится с учетом оборудования, используемого в данном конкретном случае, и не тождественно общим тарифам на электроэнергию по всему региону.
    Как было изложено выше, Постановлением N 98 от 06.12.2005 Госкомитет по тарифам Республики Хакасия установил тариф на электрическую энергию, включив в него тариф на передачу электрической энергии по сетям ОАО "Хакасэнерго", МП "Абаканские электрические сети", МУП "Абазинские электрические сети", в связи с чем расходы по передаче электрической энергии для названных организаций включены в тариф на электрическую энергию, установленный Постановлением N 98 от 06.12.2005. Соответственно, в целях исключения факта двойной оплаты услуг по передаче электрической энергии потребители, присоединенные непосредственно к сетям этих организаций, производят оплату услуг в составе платы за электроэнергию. ОАО "Хакасэнергосбыт" производит расчет за услуги с вышеперечисленными организациями в соответствии с установленными для них Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия тарифами на услуги по передаче электрической энергии (Постановление N 98 от 06.12.2005).
    Энергопринимающие устройства заявителя присоединены к сетям ООО "Хакасский Сетевой ЭнергоКомплекс", следовательно, заявитель должен оплачивать услуги по передаче электрической энергии непосредственно этой сетевой организации и по тем тарифам на услуги по передаче электрической энергии, которые установлены для этой сетевой организации спорным Постановлением N 114.
    В связи с вышеизложенным арбитражный суд пришел к выводу о том, что нормы законодательства, действующие в сфере электроэнергетики, не запрещают заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии как самой сетевой организацией, так и поставщиком электроэнергии путем включения расходов по передаче электрической энергии в тариф на электрическую энергию.
    В этой связи несостоятелен довод заявителя о том, что спорное Постановление N 114 не должно существовать в виде отдельного документа.
    Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд полагает, что оспариваемое заявителем Постановление принято Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
    Доводы заявителя о том, что в результате принятия и применения спорного Постановления оно не получило возмещения экономически обоснованных затрат и это обстоятельство привело к его неплатежеспособности, не могут служить основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку в рассматриваемом случае осуществляется проверка оспариваемого нормативного акта на предмет его соответствия действующему законодательству и не предполагается проверка финансово-хозяйственной деятельности потребителя электрической энергии.
    Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем Постановление принято Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 14.05.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
    Согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 80 от 13.08.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" судам необходимо проверять, указано ли в заявлении организации на нарушение оспариваемым актом ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    Материалами дела не установлено как несоответствие спорного Постановления законам и иным нормативным правовым актам, так и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению составляет 2000,0 руб.
    Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
    Принимая во внимание результаты рассмотрения спора, государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
    При подаче заявления Предприятием уплачена государственная пошлина 2000,0 руб. по платежному поручению N 81 от 17.04.2006.
    В этой связи арбитражный суд не производит взыскание с заявителя государственной пошлины по делу.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    Отказать муниципальному унитарному предприятию "СорскКомСервис" в удовлетворении заявления.
    Признать Постановление Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 21 декабря 2005 года N 114 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии" соответствующим статье 2 Закона Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 10 приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
    Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Председательствующий судья
    И.В.ТУТАРКОВА
    Судьи
    Т.Г.КОРШУНОВА
    О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА