-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 14 января 2008 года № А47-7882/2007АК-104

    (Извлечение)
    открытое акционерное общество "Орское карьероуправление" (далее по тексту - ОАО "Орское карьероуправление", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в несписании задолженности по пеням и штрафам по результатам реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 364833 руб. и процентов в размере 50408,71 руб.
    Процессуальные права и обязанности разъяснены в порядке, установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
    Отводов судье, секретарю судебного заседания, и ходатайств не заявлено.
    В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 25.12.2007 г. был объявлен перерыв до 09.01.2008 г., в связи с необходимостью уточнения расчета суммы, подлежащей возврату из бюджета, судом был объявлен перерыв до 14.01.2008 г. до 11 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено.
    14.01.2008 г. заявителем было представлено письменное уточнение заявленных требований. Заявитель просит признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по г. Орску Оренбургской области, выразившееся в невыполнении порядка списания реструктуризованной задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет в сумме 1416,6 тыс. руб. по Решению N 20 от 31.10.2001 г., и в сумме 10086,2 тыс. руб. (10885 т. р. - 434 т. р. - 364,8 т. р.) по Решению N 16 от 29.10.2001 года, а также об обязании налогового органа полностью исполнить график списания; обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем возврата на расчетный счет Общества сумм 249622 руб. (в том числе из федерального бюджета 89878 руб., из областного бюджета 152821 руб., из местного бюджета 6923 руб.) дополнительных платежей по налогу на прибыль и процентов за пользование бюджетными средствами в размере 24298,77 руб. (в том числе из федерального бюджета 8748,93 руб., из областного бюджета 14875,99 руб., из местного бюджета 673,85 руб.) и вынести решение о списании 249622 руб. дополнительных платежей в порядке, установленном абз. 3 п. 5 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002.
    Уточнение заявленных требований принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
    Из материалов дела следует, что налоговым органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации задолженности" были приняты Решение N 20 от 31.10.2001 г. о реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет (плата за недра) в сумме 1715,9 тыс. руб., в том числе по налогам в сумме 299,3 тыс. руб., по пеням и штрафам в сумме 1416,6 тыс. руб. с правом равномерной уплаты задолженности по налогам в течение 6 лет и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам в соответствии с согласованным графиком и Решение N 16 от 29.10.2001 г. о реструктуризации кредиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет (плата за воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в сумме 11469 тыс. руб., в том числе по налогам в сумме 584 тыс. руб., по пени и штрафам в сумме 10885 тыс. руб. с правом равномерной уплаты задолженности по налогам в течение 6 лет, по пеням и штрафам в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам.
    Решением N 3 от 30.09.2002 г. Инспекцией были внесены изменения в ранее принятое решение N 16 от 29.10.2001 г., в результате которых из реструктуризируемой кредиторской задолженности по пеням и штрафам была выведена отсроченная задолженность в сумме 434 тыс. руб. (10885 тыс. руб. - 10451 тыс. руб.).
    Письмом Инспекции N 09-03-23/2218 от 13.02.2003 г. общество уведомлялось о том, что сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 364833 руб. исключается из графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включается в состав основного долга по налогу на прибыль с учетом равномерного распределения суммы задолженности на оставшиеся кварталы, начиная с 1 квартала 2003 года, с учетом процентов за пользование бюджетными средствами, в письме также предлагалось представить в инспекцию дополнительно график реструктуризации задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль и скорректированный график по пеням и штрафам.
    Выполняя решение и письмо налогового органа, общество подписало отдельные графики погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
    ОАО "Орское карьероуправление" погасило задолженность по налогам и сборам в сумме 584 тыс. руб. по решению налогового органа N 16 от 29.10.2001 г. в течение 4 лет и по решению N 20 от 31.10.2001 г. погасило задолженность в сумме 299,3 тыс. руб. также в течение 4 лет. Кроме того, общество уплатило в бюджет 364833 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе задолженности по налогам и сборам и 50408 руб. 71 коп. процентов, начисленных на сумму дополнительных платежей за пользование бюджетными средствами. Считая, что им в полном объеме выполнены условия реструктуризации задолженности по налогам и сборам, общество письмами от 21.09.2005 г. и 19.07.2007 г. обратилось в налоговый орган с заявлением о списании сумм задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет.
    Письмом от 14.08.2007 г. N 11-92/38354, подписанным исполняющей обязанности начальника инспекции К. был получен отказ в принятии решения о полном списании задолженности по пеням и штрафам. Данный отказ был мотивирован тем, что обществом были нарушены сроки погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль исходя из того, что они относятся к суммам реструктуризированной задолженности по налогу на прибыль, а не к сумме реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам, в связи с чем задолженность по ним должна была быть погашена до октября 2005 года (в течение 4 лет после принятия решения), общество фактически погасило задолженность по платежам в июле 2007 года.
    Обжалуя бездействие налогового органа, выразившееся в отказе в списании задолженности по пеням и штрафам, общество ссылается на незаконность изменения налоговым органом условий реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет.
    В отзыве на заявление Инспекция просит отказать заявителю в удовлетворении его требований, указывая на то, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дополнительные платежи непосредственно включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, в связи с чем задолженность по указанным платежам включается в суммы реструктуризированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 г. N 269 "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам". Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что ОАО "Орское карьероуправление" самостоятельно на основании письма инспекции представило отдельные графики погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль и по федеральным налогам.
    Изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
    Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев (отчетные периоды) и года (налоговый период).
    Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет по отчетному периоду (авансовый взнос), определяется налогоплательщиком с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации, из пункта 5 которого следует, что предприятие имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).
    При погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).
    Таким образом, вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 устанавливался порядок реструктуризации всей кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, включая задолженность по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, следовательно, и дополнительных платежей по налогу на прибыль. Кроме того, указанный нормативный акт не содержит норм, в силу которых налоговый орган вправе изменять условия реструктуризации и предлагать налогоплательщику вносить изменения в согласованные графики платежей.
    В период принятия инспекцией решения о предоставлении предприятию права на реструктуризацию задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Следовательно, график реструктуризации задолженности, ранее утвержденный налоговым органом, подлежит исполнению налоговыми органами в полном объеме, в том числе и в части списания дополнительных платежей по налогу на прибыль.
    Таким образом, следует признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неисполнении порядка списания реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам ввиду неправомерного отнесения налоговым органом суммы задолженности по пеням и штрафам к сумме основной задолженности и увеличения платежей в графике погашения задолженности, поскольку включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам, согласно п. 5 вышеуказанного Порядка реструктуризации задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
    Доводы налогового органа о том, что общество согласилось с изменением графика реструктуризации задолженности, подписав скорректированный график погашения задолженности, не могут быть приняты судом как обоснованные, поскольку эти обстоятельства не свидетельствуют о правомерности оспариваемого решения.
    Поскольку, ввиду неправомерного отнесения налоговым органом суммы задолженности по пеням и штрафам к сумме основной задолженности и увеличения платежей в графике погашения задолженности общество излишне уплатило в бюджет с учетом трехлетнего срока для возврата излишне уплаченных сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль 249622 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль и 24298,77 руб. процентов за пользование бюджетными средствами, указанные суммы подлежат возврату заявителю из бюджета.
    При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
    В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 11805 руб. относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям: 8468 руб. 02 коп. на налоговый орган и 3336 руб. 98 коп на заявителя.
    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
    1.Требования Открытого акционерного общества "Орское карьероуправление" г. Орск Оренбургской области - удовлетворить.
    2.Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску, выразившееся в невыполнении порядка списания реструктуризованной задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет в сумме 1416, 6 тыс. руб. по Решению N 20 от 31.10.2001 г., и в сумме 10086,2 тыс. руб. по Решению N 16 от 29.10.2001 года.
    Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
    3.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области произвести возвраты из бюджета Открытому акционерному обществу "Орское карьероуправление" (462414 г. Орск Оренбургской области, Гайское ш. 10, ОГРН 1025602000808) 249622 руб. (в том числе из федерального бюджета 89878 руб., из областного бюджета 152821 руб., из местного бюджета 6923 руб.) дополнительных платежей по налогу на прибыль и 24298,77 руб. (в том числе из федерального бюджета 8748,93 руб., из областного бюджета 14875,99 руб., из местного бюджета 673,85 руб.) процентов за пользование чужими денежными средствами и вынести решение о списании 249622 руб. дополнительных платежей в порядке, установленном абз. 3 п. 5 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002.
    4.Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по по г. Орску Оренбургской области в пользу Открытого акционерного общества "Орское карьероуправление" (462414 г. Орск Оренбургской области, Гайское ш. 10, ОГРН 1025602000808) 8468 руб. 02 коп. расходов по госпошлине.
    Исполнительный лист выдать Открытому акционерному обществу "Орское карьероуправление" после вступления решения в законную силу.
    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.