-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 08 июня 2007 года № А47-2238/2007АК-22
(Извлечение)
открытое акционерное общество "Урал Сталь", Оренбургская область, г. Новотроицк, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне, г. Оренбург, о признании незаконными действий по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей.
Права и обязанности лицам, участвующим в деле, разъяснены.
Отводов суду и ходатайств, сторонами не заявлено.
При разрешении спора в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее:
ОАО "Урал Сталь" за период с августа по декабрь 2004 г. вывезло с таможенной территории Российской Федерации товары собственного производства, в отношении которых не могли быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенное оформление товара производилось в порядке временного периодического декларирования, предусмотренном статьей 138 ТК РФ.
При подаче временных таможенных деклараций N 10416040/191004/0002482, 10416040/20104/0002479, 10416040/281004/0002568, 10416040/120804/0001811, 10416040/021204/0002996, 10416040/031204/0003021, 10416040/161104/0002791, 10416040/211004/0002510, 10406040/061204/0003037, 10416040/181104/0002830, 10416040/051004/0002344, 10416040/130904/00021115, 10416040/151104/0002781, 10416040/251104/0002922, 10416040/221104/0002868, 10416040/141004/0002426, 10416040/041104/0002664, 10416040/150904/0002135, 10416040/030904/0002028, 10416040/161104/0002792, 10416040/141204/0003125, 10416040/031104/0002656, 10416040/211004/0002514, 10416040/081004/0002382 заявитель уплатил таможенные сборы за таможенное оформление в размере 0,15 процента таможенной стоимости товара, а при подаче в январе 2005 года полных таможенных деклараций - в сумме 1058500 рублей.
Полагая, что сборы за таможенное оформление взимаются однократно при подаче временных таможенных деклараций, 12.01.2007 г. Общество обратилось в Таможню с заявлениями о зачете излишне уплаченных таможенных платежей за таможенное оформление в размере 604629,21 рубля.
В письме от 07.02.2007 г. N 03-01-08/0731 таможенный орган сообщил декларанту о том, что на основании телеграммы ФТС России от 31.12.2004 г. N ТФ-3846 при периодическом временном декларировании товаров в случаях, когда временная таможенная декларация принята таможенным органом до 01.01.2005 г., при подаче полных таможенных деклараций после 01.01.2005 г. таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863, в связи с чем зачет излишне уплаченных таможенных сборов осуществлен быть не может.
Открытое акционерное общество "Урал Сталь", считает незаконными действия таможенного органа, выразившиеся в названном письме. Указывает, об отсутствии обязанности декларанта повторно оплачивать таможенный сбор за таможенное оформление того же товара, заявленного в том же таможенном режиме. Кроме того, заявитель считает что таможенным органом нарушена ст. 4 Таможенного кодекса РФ, согласно которой акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда прямо предусматривают это. При этом периодом возникновения отношений в соответствии со ст. 60, п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ, считает начало внешнеэкономических операций, которые в силу специфики, не являются одномоментными.
Орская таможня в представленном отзыве требования заявителя не признает. По мнению ответчика, доводы основаны на неверном толковании норм права поскольку на момент подачи Обществом полных таможенных деклараций - январь 2005 г., действовали ставки таможенных сборов, установленные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863, вступившим в силу с 01.01.2005 г., оно обязано было произвести уплату сборов по новым ставкам, несмотря на то, что при подаче временных деклараций в декабре 2004 г. заявитель уплатил таможенные сборы за этот же товар по ставкам, действовавшим до 01.01.2005 г.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11, статьей 63.1, подпунктом 5 пункта 1 статьи 318 и пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размер их должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100000 руб.
Из приведенных норм следует, что объектом обложения сбором за таможенное оформление являются публично-правовые услуги, оказываемые таможенными органами в связи с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Аналогичные нормы содержатся и в законодательстве, действовавшем в период подачи Обществом временных таможенных деклараций: в статьях 114 и 119 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года и Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.06.2004 N 640.
Таким образом, таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной, поскольку и в том и в другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров, приблизительная стоимость которых компенсируется государству.
Учитывая изложенное довод заявителя, что порядок, установленный после возникновения спорных правоотношений главой 33.1 Таможенного кодекса РФ, ухудшает положение общества и применение данной главы недопустимо с точки зрения ст. 54 Конституции РФ, ст. 4 Таможенного кодекса РФ, судом не принят во внимание как необоснованный.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 863 в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
Из данной правовой нормы следует, что в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании таможенные сборы уплачиваются по обычной (общей) ставке, установленной пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 863.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.
Таким образом, по смыслу приведенных положений статьи 137 ТК РФ и главы 33.1 Таможенного кодекса Российской Федерации в их системном единстве выбор декларантом соответствующего порядка декларирования призван обеспечить максимально выгодный экономический результат для участника внешнеэкономической деятельности, но в то же время создает для декларанта определенный комплекс прав и обязанностей, реализация которых с учетом баланса публичных и частных интересов не всегда может привести только к позитивным для него правовым последствиям.
Как указано в пункте 1 статьи 357 ТК РФ, для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
На момент принятия Таможней полных таможенных деклараций Общества ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров", в соответствии с положениями которого сумма таможенного сбора, подлежащего уплате заявителем по полным таможенным декларациям в январе 2005 года составляет 1058500 рублей.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Урал Сталь", (Оренбургская область, г. Новотроицк) о признании незаконными действий Орской таможни по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей, следует отказать.
Государственная пошлина возлагается на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
1.В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Урал Сталь", (Оренбургская область, г. Новотроицк) о признании незаконными действий Орской таможни по отказу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей, отказать.
Решение, суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 83) не подана жалоба через экспедицию Арбитражного суда Оренбургской области (нарочным: г. Оренбург, пер. Матросский, 12; почтой: 460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64). В этом случае решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.