-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 14 сентября 2004 года № А74-3101/2004-К2

    от 14 сентября 2004 г. Дело N А74-3101/2004-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания", г. Абакан,
    к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, г. Абакан,
    о признании незаконным решения от 28 июня 2004 года N 71/09/189
    и по встречному заявлению
    Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, г. Абакан,
    к Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания", г. Абакан,
    о взыскании налоговой санкции в сумме 61829,75 руб.
    Протокол судебного заседания вела судья Тутаркова И.В.
    В судебном заседании 27.08.2004 приняли участие:
    от ООО "Восточно-Сибирская Компания": Карачаков М.М. по доверенности от 10.12.2003,
    Махов А.А. по доверенности от 23.08.2004;
    от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия: Федорченко Д.С. по доверенности от 02.04.2004.
    В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.08.2004 арбитражный суд объявил перерыв на 01.09.2004.
    В судебном заседании 01.09.2004 приняли участие:
    от ООО "Восточно-Сибирская Компания": Карачаков М.М. по доверенности от 10.12.2003,
    Махов А.А. по доверенности от 23.08.2004;
    от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия: Федорченко Д.С. по доверенности от 02.04.2004.
    В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01.09.2004 оглашена резолютивная часть решения.
    Общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия от 28 июня 2004 года N 71/09/189.
    Представители Общества настаивают на заявленных требованиях, поскольку спорный акт Налоговой инспекции не соответствует положениям статей 32, 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Налоговая инспекция в отзыве на заявление требования заявителя не признает, мотивируя свой отказ тем, что спорное решение законно и обоснованно и соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
    Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия обратилась со встречным заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания" о взыскании налоговых санкций в сумме 61829 рублей 75 копеек на основании решения от 28 июня 2004 года N 71/09/189.
    Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
    Общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия 17.02.2003 за основным государственным регистрационным номером 103 190 051 9661 (свидетельство серии 19 N 0064384) и поставлено на налоговый учет.
    В целях получения вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, 16.02.2004 Общество "Восточно-Сибирская Компания" представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2004 года и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной налоговой декларации по строке 380 отражен налог на добавленную стоимость, подлежащий вычету в сумме 5006571 руб., по строке 390 - налог на добавленную стоимость, исчисленный к уплате в бюджет, в сумме 8867 руб.
    В ходе камеральной налоговой проверки в порядке, предусмотренном статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации, Налоговой инспекцией направлено в адрес Общества требование о предоставлении счетов-фактур, платежных документов, книги покупок, договоров, контрактов и других документов в подтверждение вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных в налоговой декларации за январь 2004 года на сумму 5006571 руб.
    По результатам камеральной проверки названной налоговой декларации и приложенных к ней документов Налоговой инспекцией принято решение N 71/09/189 от 28 июня 2004 года, согласно которому Общество неправомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость в сумме 309148,75 руб. по причине представления счетов-фактур, не соответствующих требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
    В этой связи налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности, установленной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость, в виде штрафа в сумме 61829 рублей 75 коп. (309148,75 руб. x 20 процентов). Кроме того, названным решением предложено Обществу уплатить не полностью уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 309148 рублей 75 копеек, пени в сумме 198465 рублей 75 копеек за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость.
    В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации Общество оспаривает законность указанного решения.
    Оценив доводы Налоговой инспекции, изложенные в заявлении, а также представленные в обоснование данных доводов документы и пояснения представителя Общества, арбитражный суд пришел к выводу, что решение Налоговой инспекции является правомерным и соответствующим положениям статей 122, 169, 171, 172, 173 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит удовлетворению в связи с нижеследующим.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
    Статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
    Порядок применения налоговых вычетов регулирует статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
    Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
    Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
    В результате камеральной проверки Налоговой инспекцией было установлено занижение суммы налога на 309148,75 руб. Основной причиной занижения явилось непринятие Налоговой инспекцией счетов-фактур, составленных и выставленных с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. На период рассмотрения данных обстоятельств по лицевому счету налогоплательщика переплата по налогу отсутствует.
    Как следует из решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия N 71/09/189 от 29 июня 2004 года, 19 счетов-фактур не приняты Налоговой инспекцией к вычету. Основаниями непринятия к вычету налога на добавленную стоимость явились следующие: в нарушение пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации не представлены платежные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога к счетам-фактурам:
    N 31 от 04.01.2004 на сумму 1347,46 руб.,
    N 92 от 04.12.2003 на сумму 4451,89 руб.,
    N 5891 от 19.11.2003 на сумму 3088,45 руб.,
    N ФЛ-3913 от 21.01.2004 на сумму 14778,26 руб.,
    N АИ-001934 от 20.11.2003 на сумму 33964,25 руб.,
    N 77 от 03.12.2003 на сумму 210524,99 руб.;
    в нарушение подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют сведения об адресе покупателя в счетах-фактурах:
    N 2585 от 20.12.2003 на сумму 7888,03 руб.,
    N 2613 от 23.12.2003 на сумму 11345 руб.,
    N 2611 от 23.12.2003 на сумму 127,50 руб.,
    N 2601 от 23.12.2003 на сумму 330 руб.,
    N 2597 от 22.12.2003 на сумму 1036,75 руб.,
    N 2634 от 27.12.2003 на сумму 12569,08 руб.,
    N 2602 от 23.12.2003 на сумму 1197 руб.,
    N 2636 от 27.12.2003 на сумму 2006,66 руб.,
    N 2655 от 30.12.2003 на сумму 505,71 руб.,
    N 2649 от 30.12.2003 на сумму 1779 руб.,
    N 2652 от 30.12.2003 на сумму 603,05 руб.,
    N 2640 от 29.12.2003 на сумму 1333,33 руб.,
    N 2653 от 30.12.2003 на сумму 276,67 руб.
    Исправленные счета-фактуры представлены заявителем лишь в ходе судебного разбирательства. В Налоговую инспекцию указанные документы Обществом не представлялись, и в отношении названных счетов-фактур налоговым органом решение не принималось.
    Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
    Таким образом, названные выше исправленные счета-фактуры не были предметом исследования и оценки налоговым органом при принятии спорного решения.
    Между тем, нормами Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок подтверждения налогоплательщиком своего права на возврат из бюджета налога на добавленную стоимость, а также определен орган, который уполномочен решать такие вопросы, каковым является Налоговая инспекция, арбитражный суд полагает, что при рассмотрении спора, предметом которого является признание недействительным решения Налоговой инспекции о привлечении к ответственности в связи с отказом в возврате из бюджета налога на добавленную стоимость, не могут быть приняты судом во внимание не исследованные Налоговой инспекцией в момент принятия спорного решения документы.
    Довод Общества о том, что такой подход Налоговой инспекции следует признать формальным, не соответствует приведенным нормам статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. В данной ситуации законодатель пунктом 2 названной статьи установил, что формальные нарушения при составлении счетов-фактур являются основанием для непринятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
    Вместе с тем, арбитражный суд считает необходимым отметить, что счета-фактуры составляют и выставляют продавцы товаров (работ, услуг) при их приобретении налогоплательщиком, а пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не исключает право налогоплательщика применить налоговый вычет и возместить налог на добавленную стоимость после устранения поставщиком нарушений, допущенных при оформлении счетов-фактур.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Поэтому арбитражный суд считает, что после устранения недостатков в оформлении счетов-фактур Общество имеет право внести исправления в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2004 года и предъявить налог к вычету в установленном порядке.
    Довод Общества о том, что Налоговая инспекция нарушила положения статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает несостоятельным.
    В соответствии с абзацем 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
    Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании, в том числе, счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
    Как было изложено выше, Общество в обоснование налоговых вычетов представило Налоговой инспекции счета-фактуры, не соответствующие требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, которые в соответствии с пунктом 2 данной статьи не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Таким образом, Общество не исполнило обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Между тем, законодатель возложил обязанность отслеживания правильности заполнения счетов-фактур на покупателя товаров (работ, услуг). Представление налогоплательщиками налоговому органу предусмотренных документов является необходимым условием для подтверждения обоснованности применения ими налоговых вычетов.
    По смыслу указанной статьи эти документы должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной операции, и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях, которые исключают идентификацию полученного налогоплательщиком и впоследствии поставленного им товара.
    Неисполнение налогоплательщиком возложенных на него обязанностей не может быть признано выявлением ошибок в заполнении документов или противоречиями между сведениями, содержащимися в представленных документах.
    Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) установлена частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
    Принимая во внимание данные обстоятельства, у налогового органа имелись правовые основания для отказа в возврате из бюджета налога на добавленную стоимость за январь 2004 года и привлечения заявителя к налоговой ответственности, установленной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость, в виде штрафа в сумме 61829 рублей 75 коп. (309148,75 руб. x 20 процентов). Налоговым органом правомерно и в соответствии с требованиями статей 23, 75, 164, 173, 174 доначислены Обществу налог на добавленную стоимость в сумме 309148,75 руб. за спорный период и соответствующие ему пени в сумме 18465,75 руб.
    Государственная пошлина по первоначальному заявлению составляет 1000 рублей, а по встречному заявлению - 2454 рубля 89 коп.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Учитывая результаты рассмотрения спора, на заявителя следует отнести государственную пошлину в сумме 2454 рублей 89 коп.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, частью 2 статьи 176, статьями 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания" в удовлетворении первоначального заявления о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия от 28 июня 2004 года N 71/09/189.
    2.Удовлетворить встречное заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия.
    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания", зарегистрированного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия 17.02.2003 за основным государственным регистрационным номером 103 190 051 9661 (свидетельство серии 19 N 0064384), расположенного по адресу: город Абакан, ул. Советская, 209, в доход бюджета соответствующего уровня налоговую санкцию в сумме 61829,75 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость за январь 2004 года, исчисленную на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
    3.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская Компания", зарегистрированного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия 17.02.2003 за основным государственным регистрационным номером 103 190 051 9661 (свидетельство серии 19 N 0064384), расположенного по адресу: город Абакан, ул. Советская, 209, в доход федерального бюджета Федерации государственную пошлину в сумме 2454,89 руб.
    4.Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
    Судья
    И.В.ТУТАРКОВА