от 26 ноября 2004 г. Дело N А74-4422/2004-К1
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2004 года
Решение подготовлено в полном объеме 26 ноября 2004 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.И. Мельник
рассмотрел в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Салата Виктора Николаевича, г. Абакан, о признании действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", г. Абакан, незаконными, и об обязании исправить допущенные ошибки,
при участии заинтересованных лиц:
Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Хакасия, г. Абакан,
при участии в судебном заседании:
ИП Салата В.Н.,
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" - представителя Калининой Г.И. по доверенности от 20.08.2004 N 137,
от Комзема РХ - Дидур И.И. по дов. от 23.11.2004,
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Салата Виктор Николаевич, г. Абакан (далее - предприниматель Салата В.Н.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", г. Абакан (далее - ФГУ "ЗКП"), выразившихся в отказе в исправлении ошибок, допущенных при выдаче кадастрового плана земельного участка площадью 999 кв. м, расположенного по адресу: пос. Копьево, ул. Ленина, N 24, незаконными.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 октября 2004 года заявление принято к производству.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2004 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Хакасия, г. Абакан (далее - Комзем РХ).
В судебном заседании заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении.
Представитель ФГУ "ЗКП" заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Комзема РХ в судебном заседании поддержал позицию ФГУ "ЗКП" и пояснил, что при формировании земельного участка площадью 999 кв. м не были соблюдены "Технические требования к плану земельного участка", утвержденные Роскомземом от 11.06.1993, в связи с чем землеустроительное дело должным образом не оформлено, а фактически отсутствует, промеры по земельному участку проведены лишь линейные, без привязки к точкам государственной геодезической сети. В связи с этим площадь спорного земельного участка является декларированной и требует уточнения путем проведения межевания земельного участка.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о необоснованности заявления.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В предмет доказывания по заявлению о признании незаконным действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входит: факт несоответствия обжалуемого действия законодательству, нарушение им законных прав и интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из элементов влечет отказ в удовлетворении заявления.
27 ноября 2001 года предпринимателю Салата В.Н. выдан кадастровый план земельного участка, учтенного за N 19:08:010111:0022, расположенного по адресу: пос. Копьево, ул. Ленина, площадью 999 кв. м.
В графе 16 "Особые отметки" названного кадастрового плана сделана запись "Площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании. Местоположение земельного участка подлежит уточнению при межевании".
Наличие названной записи в графе 16 кадастрового плана земельного участка N 19:08:010111:0022 явилось одним из оснований для приостановления государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия.
30 августа 2004 года предприниматель Салата В.Н. обратился в ФГУ "ЗКП" с заявлением об устранении допущенных нарушений, допущенных при выдаче кадастрового плана земельного участка площадью 999 кв. м по адресу: пос. Копьево, ул. Ленина, 24.
Письмом от 10.09.2004 за N 154 ФГУ "ЗКП" указано на правомерность записи в кадастровом плане земельного участка следующего содержания "местоположение земельного участка подлежит уточнению при межевании".
Не согласившись с указанными действиями, выразившимися в отказе внести изменения в кадастровый план земельного участка, а именно в графу 16 "Особые отметки", предприниматель Салата В.Н. оспаривает их, полагая названные действия ФГУ "ЗКП" не соответствующими действующему законодательству.
В обоснование доводов заявления предприниматель Салата В.Н. указывает на то, что предметом договора купли-продажи земельного участка от 01.12.1995 может быть только индивидуально-определенное имущество. Согласно пункту 4 названного договора земельный участок был предоставлен покупателю в натуре, определено местоположение земельного участка на местности, установлены межевые знаки. Решением Орджоникидзевского районного суда от 26.11.2001 установлено, что земельный участок прошел государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 19-08-06-29-28.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном земельном кадастре" учет, проводившийся в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, является юридически действительным.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 28 "О государственном земельном кадастре" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами; межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Таким образом, земельный участок как объект права собственности должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. При этом территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно абзацу третьему статьи 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровый учет - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других участков.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно п. 2.1 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утв. Первым заместителем руководителя Росземкадастра 10.04.2001) в перечень ранее учтенных земельных участков последовательно включаются: земельные участки, которым присвоены кадастровые номера в соответствии со структурой, утвержденной Постановлением Правительства РФ (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров), земельные участки, которым присвоены кадастровые номера со структурой, не соответствующей указанной выше, земельные участки, которым при проведении учета не присвоены кадастровые номера.
Пункт 3.1 вышеуказанных Указаний содержит указание на то, что для создания инвентаризационного плана земельного участка используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, устанавливается следующая последовательность приоритетности применения документов: - правоудостоверяющие документы, - правоустанавливающие документы, - дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде), - межевые дела, - землеустроительные дела, - материалы изысканий и обследований.
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О землеустройстве" при упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план).
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права при указании данных о земельном участке в государственном земельном кадастре должны отражаться сведения о площади и местонахождении земельного участка, которые должны содержаться либо в землеустроительном деле, либо в межевом деле.
Согласно письму Росземкадастра от 10.07.2003 N НК/1162 "О предоставлении сведений ГЗК" территориальные органы обязаны указывать в кадастровом плане земельного участка об отсутствии межевания земельного участка и ориентировочность таких сведений, в случае если межевание земельного участка не проводилось.
Как следует из описи ранее учтенных земельных участков, в границах кадастрового квартала по состоянию на 26.11.2001 в описи значится земельный участок с кадастровым номером 19:08:010111:0022, с местоположением в пос. Копьево, ул. Ленина, собственник Салата В.Н. на основании свидетельства на право собственности на землю N 774164 (рег. запись N 04786 от 25.12.1995), в графе примечания имеется запись "отсутствие землеустроительного дела".
Таким образом, материалами дела подтверждается факт отсутствия землеустроительного дела, по материалам которого возможно указание в кадастровом плане земельного участка точной площади и местоположения спорного земельного участка с кадастровым номером 19:08:010111:0022, принадлежащего Салата В.Н.
Следовательно, ФГУ "ЗКП", указав в кадастровом плане земельного участка на ориентировочность сведений о площади и местоположении земельного участка с кадастровым номером 19:08:010100:0022, действовало в соответствии с нормами ФЗ "О государственном земельном кадастре" и не допустило нарушения требований закона.
Указание на ориентировочность сведений о площади и местоположении спорного земельного участка не является ошибкой, указание точных данных о площади и местоположении спорного земельного участка с кадастровым номером 19:08:010111:0022 возможно лишь по результатам межевания.
С учетом изложенного действия ФГУ "ЗКП", выразившиеся в отказе в исправлении данных об ориентировочности площади и местоположении земельного участка с кадастровым номером 19:08:010111:0022, отраженных в кадастровом плане земельного участка площадью 999 кв. м, расположенного по адресу: пос. Копьево, ул. Ленина, N 24, являются законными ввиду их соответствия действующему законодательству в области землеустройства и кадастрового учета земельных участков.
При таких обстоятельствах заявителем не доказан один из элементов, необходимых для признания действий ФГУ "ЗКП" незаконными.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии нарушения законных прав и интересов заявителя со стороны ФГУ "ЗКП", что является основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования.
Государственная пошлина по заявлению составляет 20 руб., относится на заявителя и уплачена им в доход федерального бюджета при обращении с заявлением в арбитражный суд в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В удовлетворении заявления предпринимателя Салата Виктора Николаевича, г. Абакан, о признании действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", г. Абакан, выразившихся в отказе в исправлении ошибок, допущенных при выдаче кадастрового плана земельного участка площадью 999 кв. м, расположенного по адресу: пос. Копьево, ул. Ленина, N 24, незаконными, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Л.И.МЕЛЬНИК