Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 25 января 2007 года № А47-7704/06-АК-24

    от 25 января 2007 г. Дело N А47-7704/06-АК-24
    Открытое акционерное общество "Центральный рынок" (г. Оренбург) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Оренбурга о признании недействительным решения налогового органа N 652 от 12.07.2006 в части доначисления земельного налога в размере 929784 рублей и, соответственно, пени за неуплату земельного налога в сумме 26614 рублей 11 копеек, считая это решение незаконным и обосновывая свою позицию по спору тем, что, по его мнению, кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночной стоимости и, ссылаясь на Постановление администрации Оренбургской области N 103-П от 29.05.2003, указывает, что результаты кадастровой оценки земель носят лишь рекомендательный характер.
    Права и обязанности участникам процесса разъяснены.
    Отводов составу суда не заявлено.
    От представителя заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований (приводится дополнительное основание заявленного требования о признании недействительным оспариваемого решения). В частности, указывая на то, что удельный показатель, определенный для земель под объектами торговли в размере 8186 рублей/кв. м, применен при расчете кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Обществу без учета разрешенного использования земельного участка, в связи с чем налоговая база по земельному налогу, исчисленная налоговым органом, якобы не имеет экономического обоснования, чем нарушает его права и законные интересы.
    Представители ответчика и третьих лиц не согласны с заявленными Обществом требованиями, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.
    Заслушав доводы представителей сторон, изучив представленные документы, Суд установил следующее.
    Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Оренбурга была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 1 квартал 2006 года.
    По результатам камеральной налоговой проверки было установлено занижение налоговой базы из-за исчисления земельного налога в нарушение статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 63104001 рубль 28 копеек. Данное нарушение привело к занижению суммы земельного налога за 1 квартал 2006 года на 946560 рублей.
    В ходе судебного разбирательства заявителем были уточнены исковые требования. ОАО "Центральный рынок" указало, что налоговый орган, принимая решение о доначислении суммы земельного налога за 1 квартал 2006 года в размере 946560 рублей, применила для земельного участка, принадлежащего заявителю, удельный показатель кадастровой стоимости земли - "для земель под объектами торговли", размер которого составляет 8186 рублей 50 копеек/кв. м. Удельный показатель кадастровой стоимости земли применен без учета разрешенного использования земельного участка.
    Согласно Постановлению Администрации Оренбургской области N 103 от 29.05.2003 для каждого кадастрового квартала в г. Оренбурге предусмотрена градация величины удельных показателей по 14-ти видам функционального использования земель.
    Заявитель указывает, что предоставление земельного участка для размещения рынка не означает, что данный земельный участок используется исключительно для ведения торгов. Территория рынка включает в себя также проезды, проходы для пешеходов и автотранспорта, хоздвор, склады, автомобильную стоянку, административные здания.
    Суд считает, что в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Центральный рынок" требований следует отказать по следующим основаниям:
    В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Причем, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
    Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 НК РФ).
    Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель.
    В случае, если определена рыночная стоимость земельного участка, государственная кадастровая оценка земель не проводится, и кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
    Указанное положение исключает необходимость проведения государственной кадастровой оценки земель только в том случае, если его рыночная стоимость уже установлена. Поэтому довод заявителя о том, что рыночная стоимость земельного участка, определенная после проведения государственной кадастровой оценки земель, может быть использована при определении налоговой базы по земельному налогу, неверен.
    Учитывая, что к моменту проведения независимой оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0002, принадлежащего Открытому акционерному обществу "Центральный рынок" на праве собственности (отчет ООО "Областной центр оценки" от 10.04.2006), государственная кадастровая оценка земель уже была проведена, следует признать, что рыночная стоимость указанного земельного участка использоваться для определения налоговой базы по земельному налогу не может.
    Кроме того, судом учтено, что в настоящее время не приняты нормативно правовые акты в развитие положений п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и процент, который составляет кадастровую стоимость от рыночной, в законодательстве Российской Федерации не определен. Следовательно, вывод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночной стоимости, является безосновательным.
    Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
    В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель Оренбургской области проводилась территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости - Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области.
    Привлеченный к участию в деле представитель Управления Роснедвижимости указал на ошибочность правовой позиции заявителя, основывая свой вывод на нормах действующего законодательства, систематизированных в хронологическом порядке применительно к рассматриваемому в суде спору между ОАО "Центральный рынок" и ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга, и заключающийся в следующем.
    Согласно п. 8 вышеуказанных Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование тeppитоpии.
    По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель поселений в соответствии с п. 3.2 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика), были определены удельные показатели кадастровой стоимости земель (далее - УП КС З) поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель.
    УП КС З - расчетная величина, представляющая собой кадастровую стоимость единицы площади (1 кв. м) земель поселений в целом или земель кадастрового квартала в составе поселения по видам функционального использования (абз. 1 п. 1.4 Методики).
    УП КС З поселений Оренбургской области были утверждены Постановлением Администрации Оренбургской области N 103 от 29.05.2003. Ввиду того, что УП КС земельного участка в составе земель поселений равен УП КС З кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, при определении кадастровой стоимости земельного участка были использованы утвержденные указанным постановлением удельные показатели кадастровой стоимости.
    В соответствии с п. 12 Методики УП КС З служат основой для расчета кадастровой стоимости земельного участка.
    Расчет кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений осуществляется путем умножения УП КС земельных участков на их площадь.
    Судом при вынесении решения по делу учтено и то, что итоги работ по государственной кадастровой оценке земель поселений рассмотрены и согласованы, в частности, на городской комиссии по государственной кадастровой оценке земель, областной комиссии по государственной кадастровой оценке земель, на заседании комиссии по авторскому надзору за выполнением работ по государственной кадастровой оценке земель в Росземкадастре (г. Москва), что также подтверждает законность и обоснованность проведенной кадастровой оценки.
    В соответствии со статьей 349 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
    Суд установил, что Постановлением Оренбургского городского Совета от 29.11.2005 N 241 земель под объектами торговли (прочие земли) установлена ставка земельного налога в размере 1,5 % от кадастровой стоимости (п. 2.3). При этом действующим законодательством РФ не установлен порядок определения кадастровой стоимости от его рыночной стоимости, в том числе не определено процентное соотношение указанных стоимостей. Представитель Роснедвижимости также пояснил в ходе судебного разбирательства, что филиал ФГУП "ФКЦ "Земля" "Пермский КЦ" подготовил и передал результаты государственной кадастровой оценки земель Оренбургской области в Управление Роснедвижимости по Оренбургской области в виде Оценочных описей, содержащих сведения об УП КС земельных участков и кадастровую стоимость земельных участков.
    Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, переданные в соответствии с п. 9 Правил Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области, были занесены в государственный земельный кадастр.
    В соответствии с п. 3 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
    Приказ Росземкадастра "О кадастровом делении территории Российской Федерации" N П/89 от 14.05.2001 определяет, что проведение государственного кадастрового учета и выдача сведений государственного земельного кадастра осуществляются в рамках утвержденного кадастрового деления.
    Присвоенный земельному участку (с адресным ориентиром: г. Оренбург, ул. 8 Марта/ул. Володарского) кадастровый номер 56:44:04 48 004:0002 означает нахождение участка в кадастровом квартале N 56:44:04 48 004 и опровергает довод Заявителя, касающийся того, что указанный земельный участок расположен на территории нескольких кадастровых кварталов.
    Что касается довода представителя ОАО "Центральный рынок", касающегося того, что в кадастровых планах земельного участка N 44/06-01-01610 и N 44/02-01-306 имеется различие в величине площади земельного участка, и, следовательно, при расчете кадастровой стоимости земельного участка принималась во внимание площадь, не соответствующая материалам межевания, то суд считает его безосновательным в связи со следующим.
    В соответствии с кадастровым планом земельного участка N 44/02-01-306 (выдан в 2002 году) площадь земельного участка с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0002 составляет 40072,1 кв. м. Указанные сведения внесены в государственный земельный кадастр на основании свидетельства на право собственности на землю N 0713430 от 28.04.1998.
    При этом сведения государственного земельного кадастра могут уточняться путем внесения соответствующих изменений на основании имеющих юридическую силу документов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ сведения о площади вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков. Межевание объектов землеустройства проводится как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
    Материалами дела документально подтверждается, что уточнение площади земельного участка с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0002 до 39951,34 кв. м было произведено в 2004 году на основании документов о межевании земельного участка, и, исходя из этого размера площади, была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0002 (удельный показатель - 8186,5 руб/кв. м, кадастровая стоимость - 327061644,91 руб.).
    При этом документ, подтверждающий факт того, что выписка из государственного земельного кадастра, содержащая уточненные сведения о площади указанного земельного участка, в соответствии с которой должен быть произведен расчет земельного налога, Обществом в налоговый орган и в дело не представлялась. Приобщенная в дело выписка из государственного земельного кадастра N 44/06-01-01610 (выдана 06.02.2006) содержит сведения о земельном участке площадью 39946,1 кв. м с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0004 (данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0002).
    Учитывая, что закрытие подраздела Государственного реестра земель кадастрового района на земельный участок, являющийся источником образования нового, и внесение сведений о правах на вновь образованный земельный участок осуществляется после государственной регистрации права на образованный земельный участок на основании выписки из Единого государственного реестра прав, предоставляемой УФРС по Оренбургской области, или заявки правообладателя с приложением такой выписки, следует признать, что сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0004 в государственном земельном кадастре объективно и закономерно отсутствуют.
    Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0004 в настоящее время не является объектом зарегистрированного вещного права, а значит, не может признаваться объектом налогообложения, в связи с чем, по мнению суда, при расчете земельного налога должны учитываться сведения государственного земельного кадастра о земельном участке с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0002.
    Что касается дополнительного довода представителя заявителя о том, что предоставление земельного участка для размещения рынка не означает, что данный земельный участок используется исключительно для ведения торгов, так как территория рынка включает в себя также проезды, проходы для пешеходов и автотранспорта, хоздвор, склады, автомобильную стоянку, административные здания, в связи с чем, якобы, удельный показатель для земель под объектами торговли в размере 8186,5 руб./кв. м применен при расчете кадастровой стоимости земельного участка ОАО "Центральный рынок" без учета разрешенного использования земельного участка, налоговая база земельного участка, как один из элементов налогообложения, якобы, не имеет экономического обоснования, то судом он признается несостоятельным, исходя из следующего.
    Согласно пункту 29 Требований к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 23.04.2004, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования указанного земельного участка.
    В связи с тем, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с их целевым назначением (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации), разрешенное использование устанавливается в рамках целевого назначения.
    Как следует из свидетельства на право собственности на землю N 0713430 от 28.04.1998, земельный участок предоставлен для размещения рынка. По сведениям Единого государственного реестра земель целевое назначение (категория земель) земельного участка с кадастровым номером 56:44:04 48 004:0002 - земли поселений, разрешенное использование - размещение рынка.
    Указанный вид использования установлен для всего земельного участка, поэтому для определения кадастровой стоимости применимо только значение удельного показателя для земель под объектами торговли (8186,5 руб./кв. м).
    На основании вышеизложенного суд считает, что основания для удовлетворения заявленных Открытым акционерным обществом "Центральный рынок" (г. Оренбург) требований отсутствуют.
    Расходы по госпошлине на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует возложить на Заявителя.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Ходатайство Заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.
    2.В удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Центральный рынок" (г. Оренбург) требований о признании недействительным решения налогового органа N 652 от 12.07.2006 в части доначисления земельного налога и пени, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Оренбурга, отказать.
    3.Обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого акта отменить с момента вынесения решения по делу.
    Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 83) в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
    Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.