Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 06 марта 2007 года № А74-333/2008

    Резолютивная часть решения объявлена 5 марта 2008 года.
    Мотивированное решение изготовлено 6 марта 2008 года.
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Ищенко Е.В.,
    при ведении протокола судебного заседании судьей Ищенко Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Сапеева Сергея Анатольевича, город Абакан,
    к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия, город Абакан,
    о признании незаконными действий по взысканию налога на имущество физических лиц в сумме 230 рублей 06 копеек путем списания денежных средств инкассовым поручением N 37902 от 13.11.2007 с расчетного счета индивидуального предпринимателя.
    В судебном заседании принимали участие представители:
    заявителя: Шаповалов А.В., доверенность от 12.02.2008 года,
    налогового органа: Шубина Г.А., доверенность от 09.01.2008 года.
    В предварительном судебном заседании 5 марта 2008 года арбитражный суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству, учитывая отсутствие возражений представителей сторон, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил об открытии судебного заседания суда первой инстанции.
    Индивидуальный предприниматель Сапеев Сергей Анатольевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция или налоговый орган) по взысканию налога на имущество физических лиц в сумме 230 рублей 06 копеек путем списания денежных средств инкассовым поручением N 37902 от 13.11.2007 с расчетного счета индивидуального предпринимателя.
    В судебном заседании представитель предпринимателя Сапеева С.А. поддержал заявленное требование, пояснив, что плательщиками налогов на имущество физических лиц в силу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. То есть, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками указанного выше налога. На основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание неуплаченного или не полностью уплаченного налога производится с индивидуального предпринимателя. Взыскание же неуплаченного или не полностью уплаченного налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится на основании статьи 48 Налогового кодекса в судебном порядке.
    Действия налоговой инспекции, по мнению заявителя, по списанию денежных средств со счета индивидуального предпринимателя произведены с нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, лишая его денежных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
    Налоговый орган в отзыве указал, что 17.10.2007 гражданину Сапееву С.А. было выставлено требование N 27610 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 230 рублей 06 копеек и пени за просрочку его уплаты в размере 01 рубля 03 копеек.
    В связи с неисполнением Сапеевым С.А. указанного выше требования в добровольном порядке, налоговым органом 13.11.2007 было принято решение N 31014 о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Инкассовым поручением N 37902 от 13.11.2007 сумма налога была списана со счета предпринимателя.
    Решение N 31014 от 13.11.2007 было отменено налоговой инспекцией, о чем налогоплательщик уведомлен письмом от 05.03.2008 N ВГ 11-16/04365. Отозвать инкассовое поручение N 37902 от 13.11.2007 не представляется возможным в связи с его исполнением.
    В судебном заседании представитель налоговой инспекции с доводами предпринимателя Сапеева С.А. согласился, однако просил отказать в удовлетворении его требования в связи с отсутствием предмета спора, поскольку Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает признание незаконным и отмену уже отмененных ненормативных актов, решений, действий государственных органов.
    В ходе рассмотрения дела арбитражный суд
    Сапеев Сергей Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия 28 апреля 2005 года за основным государственным регистрационным номером 405 190 111 800 102 (свидетельство серии 19 N 0100417).
    17 октября 2007 года налоговая инспекция выставила гражданину Сапееву С.А. требование N 27610 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.10.2007. Согласно данному требованию Сапееву С.А. надлежало в срок до 05.11.2007 уплатить сумму налога на имущество физических лиц в размере 230 рублей 06 копеек, а также пени в размере 01 рубля 03 копеек.
    Ввиду неисполнения гражданином Сапеевым С.А. указанного выше требования в установленный срок налоговой инспекций 13 ноября 2007 года вынесено решение N 31014 о взыскании задолженности по налогу и пени за счет денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя в банках.
    21 ноября 2007 года со счета индивидуального предпринимателя Сапеева С.А. N 40802810200011100168, открытого в АКБ "БАНК ХАКАСИИ" (ОАО), на основании инкассового поручения от 13.11.2008 N 37902 списаны денежные средства в сумме 230 рублей 06 копеек.
    Индивидуальный предприниматель Сапеев С.А., полагая, что действия налоговой инспекции по списанию денежных средств со счета произведены с нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации, обратился с заявлением в арбитражный суд.
    Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требование индивидуального предпринимателя Сапеева С.А. правомерным исходя из нижеследующего.
    Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
    В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
    В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
    Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
    Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
    Исполнение обязанности по уплате налога может обеспечиваться пенями, которые подлежат начислению на сумму неуплаченного в установленный срок налога (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
    Принудительное взыскание неуплаченного в установленный срок налога и пени производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
    Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Кодекса).
    В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что сумма в размере 203 рублей 06 копеек, списанная налоговой инспекцией со счета индивидуального предпринимателя инкассовым поручением N 37902 от 13.11.2007, является недоимкой по налогу на имущество физических лиц, причитающейся к уплате за 2007 год (по сроку уплаты 17.09.2007).
    Предприниматель Сапеев С.А., оспаривая действия налоговой инспекции, ссылается на то обстоятельство, что у налогового органа отсутствовали законные основания для списания денежных средств инкассовым поручением с расчетного счета индивидуального предпринимателя, поскольку плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, а, следовательно, взыскание налога с налогоплательщика - физического лица должно производиться в соответствии с требованиями статьи 48 Налоговым кодексом Российской Федерации в судебном порядке.
    Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года N 106н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу), а также Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение N 2 к приказу) (далее по тексту - Правила).
    Согласно подпункту 1 пункта 2 Правил (приложение N 1) в поле "Плательщик" (8) указывается наименование плательщика - клиента банка (владельца счета), дающего поручение банку на перечисление денежных средств:
    - для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество и в скобках - ИП;
    - для иных физических лиц - фамилию, имя, отчество и место жительства физического лица.
    В пункте 3 Правил (приложение N 2) установлено, что в поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.
    Исследовав инкассовое поручение N 37902 от 13.11.2007, арбитражный суд установил, что в поле "Плательщик" (8) налоговым органом указано Сапеев Сергей Анатольевич (ИП), в поле 104 указан КБК 18210601020041000110.
    В соответствии с приложением N 2 (Классификация доходов бюджетов Российской Федерации) к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции действовавшей до 31.12.2007) по КБК 00010601020041000110 учитывается налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.
    Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
    То есть, индивидуальные предприниматели плательщиками налогов на имущество физических лиц не являются.
    В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
    Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что действия налогового органа, выразившиеся во взыскании налога на имущество физических лиц в сумме 230 рублей 06 копеек путем списания денежных средств инкассовым поручением N 37902 от 13.11.2007 со счета индивидуального предпринимателя, являются незаконными.
    В судебном заседании представитель налогового органа пояснил, что решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика N 31014 от 13.11.2007 признано недействительным, о чем индивидуальному предпринимателю Сапееву С.А. было сообщено письмом от 04.03.2008 N ВГ-11-16/04365. Следовательно, предмет спора отсутствует, в связи с чем просил отказать в удовлетворении требования заявителя.
    Приведенный довод налогового органа арбитражный суд не принимает в связи со следующим.
    Согласно пункту 18 Информационного письма от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
    Индивидуальный предприниматель не отказался от заявленного требования, пояснив, что решение налоговой инспекции N 31014 от 13.11.2007, явившиеся основанием для списания денежных средств со счета налогоплательщика, нарушало его права и законные интересы, в связи с чем оспариваемые действия налогового органа являются незаконными как несоответствующие требованиям статей 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд обязан в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверить и оценить оспариваемые действия налогового органа на соответствие их закону и фактическим обстоятельствам спора, определить, какие права и законные интересы заявителя нарушены этими действиями.
    Налоговым органом не представлены доказательства соответствия оспариваемых действий требованиям статей 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для вынесения решения N 31014 от 13.11.2007 и его исполнения путем выставления на счет индивидуального предпринимателя инкассового поручения N 37902 от 13.11.2007.
    Арбитражный суд полагает, что решение N 31014 от 13.11.2007 в момент его вынесения и до его отмены нарушало права и законные интересы индивидуального предпринимателя.
    Кроме того, указанное выше решение фактически исполнено, денежные средства в сумме 230 рублей 06 копеек списаны со счета индивидуального предпринимателя.
    Отмена налоговым органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в данном случае свидетельствует о его незаконности, а не об отсутствии предмета спора, и расценивается арбитражным судом как признание налоговой инспекцией требования заявителя.
    На основании изложенного заявление индивидуального предпринимателя Сапеева С.А. о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия по взысканию налога на имущество физических лиц в сумме 230 рублей 06 копеек путем списания денежных средств инкассовым поручением N 37902 от 13.11.2007 с расчетного счета индивидуального предпринимателя подлежит удовлетворению в связи с несоответствием их требованиям статей 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Государственная пошлина по делу составляет 100 рублей. При обращении в арбитражный суд индивидуальный предприниматель Сапеев С.А. произвел уплату государственной пошлины в сумме 100 рублей по платежной квитанции ООО "Хакасский Муниципальный Банк" от 15.02.2008.
    В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" и согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
    По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в сумме 100 рублей относится на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия и подлежит взысканию с нее в пользу индивидуального предпринимателя Сапеева С.А.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Заявление индивидуального предпринимателя Сапеева Сергея Анатольевича, город Абакан, удовлетворить.
    Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия по взысканию налога на имущество физических лиц в сумме 230 рублей 06 копеек путем списания денежных средств инкассовым поручением N 37902 от 13.11.2007 с расчетного счета индивидуального предпринимателя, в связи с несоответствием их требованиям статей 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
    2.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия расположенной по адресу: город Абакан, улица Крылова, 76, в пользу индивидуального предпринимателя Сапеева Сергея Анатольевича, родившегося 13 марта 1962 года в городе Абакане, действующего на основании свидетельства серии 19 N 0100417, выданного 28 апреля 2005 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, проживающего по адресу: город Абакан, улица Щетинкина, 29 - 9, расходы по государственной пошлине в сумме 100 рублей.
    3.Выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Е.В.ИЩЕНКО