Решение от 18 октября 2004 года № А74-3652/2004-К2
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 18 октября 2004 года № А74-3652/2004-К2
от 18 октября 2004 г. Дело N А74-3652/2004-К2
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2004 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 октября 2004 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Коршуновой Т.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Абаканское рудоуправление", г. Абаза,
к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, с. Аскиз,
о признании незаконным решения от 18 августа 2004 года N 5.
Протокол судебного заседания вела судья Коршунова Т.Г.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Золотавина И.И. (доверенность от 03.12.2003 N 104д),
налогового органа: Капичникова Е.А. (доверенность от 05.10.2004 N 27743),
Корчикова И.И. (доверенность от 20.09.2004 N 24366).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 08.10.2004 до 13.10.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "Абаканское рудоуправление" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 18.08.2004 N 5 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика, вынесенного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция).
В судебном заседании представитель ООО "Абаканское РУ" поддержала заявленные требования. ООО "Абаканское РУ" полагает, что Налоговой инспекцией не соблюдена процедура принудительного взыскания в части пени, так как требования о добровольной уплате задолженности, направленные в адрес ООО "Абаканское РУ", не соответствуют положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. В требованиях не указан размер задолженности, на которую начислены пени, период начисления пеней и ставка для исчисления пеней. Сумма пени по расчетам ООО "Абаканское РУ" меньше, чем взыскивается Налоговой инспекцией. ООО "Абаканское РУ" полагает, что при вынесении решения об обращении взыскания на имущество налоговый орган не располагал достаточной информацией об отсутствии денежных средств на счетах. Кроме того, Налоговой инспекцией не были отозваны инкассовые поручения, выставленные в банк, что делало возможным взыскание суммы недоимки дважды.
Налоговая инспекция просит в удовлетворении требований ООО "Абаканское РУ" отказать. Представители Налоговой инспекции в судебном заседании пояснили, что требования об уплате недоимки соответствовали положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Своевременной информацией о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Абаканское РУ" налоговый орган располагал. После получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган направил в банк сообщение о приостановлении действия инкассовых поручений.
Представители согласились с расчетом пени, представленным ООО "Абаканское РУ". По какой причине в лицевой карточке ООО "Абаканское РУ" сумма пени числится больше фактической, представители Налоговой инспекции не смогли пояснить.
Пояснения представителей ООО "Абаканское РУ" и Налоговой инспекции, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
ООО "Абаканское РУ" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Таштыпского района 08.11.2001 за N 360, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия.
В связи с числящейся за ООО "Абаканское РУ" задолженностью по налогам и пени руководителем Налоговой инспекции 18.08.2004 принято решение N 5 о взыскании налога (сбора), а также пени в общей сумме 9870582 рубля 50 копеек за счет имущества налогоплательщика. Решение о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика принято в пределах сумм, указанных в требованиях от 20.07.2004 N 472 и от 26.07.2004 N 478 и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решений о взыскании налога, сбора, также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, соответственно, от 10.08.2004 N 93 и от 09.08.2004 N 90. Заявитель не согласен с решением о взыскании налога и пени за счет имущества, обратился в арбитражный суд.
Заслушав доводы представителя Налоговой инспекции, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. При этом арбитражный суд руководствовался нижеследующим.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента на счетах в банке. Порядок обращения взыскания установлен статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Решению о взыскании предшествует направление требования об уплате налога. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Сроков для вынесения решения об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено.
В силу пункта 9 статьи 46 и пункта 7 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации данный порядок распространяется и на взыскание пеней.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налогов признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Пунктом 4 настоящей статьи предусмотрен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога: сумма задолженности по налогам, размер пеней, начисленных на момент направления требования, срок исполнения требования. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой должны исчисляться пени, и ставки пеней.
Несоответствие требования об уплате налога положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания недействительным решений налогового органа, принятых в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом были исследованы требования N N 472 и 478, явившиеся основанием для вынесения оспариваемого решения.
Недоимка по налогу на добавленную стоимость и по плате за воду является текущим платежом по сроку уплаты, указанному в требовании, ООО "Абаканское РУ" согласно с суммой недоимки по налогам.
Сумма пени начислена налоговым органом по требованию N 472 за период с 08.07.2004 по 20.07.2004, по требованию N 478 за период с 21.07.2004 по 26.07.2004. Пеня по налогу на добавленную стоимость и плате за воду начислена на сумму недоимки, состоящей из текущего платежа, указанного в требовании, и ранее числящейся недоимки. По налогу на имущество задолженности по текущему платежу не имелось, пеня начислена на сумму ранее числящейся недоимки.
Информации в требовании относительно размера недоимки, на которую начислена пеня, периода начисления пеней, ставки для исчисления пеней не имеется. Соответственно являются обоснованными доводы ООО "Абаканское РУ" о несоответствии требований N N 472 и 478 положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Представители Налоговой инспекции представили в материалы дела "Расчеты с плательщиками по основным платежам". Данные расчеты в материалах, содержащихся у Налоговой инспекции, приложены к требованиям. Вся необходимая информация, за исключением ставки исчисления пени, в названных расчетах имеется в наглядном виде. Тем не менее, налогоплательщику такие расчеты не вручались. Налогоплательщику были вручены только требования, содержащие информацию относительно пени, не позволяющую проверить расчет пени.
Необходимо также отметить, что в ходе судебного разбирательства представители ООО "Абаканское РУ" совместно с представителями Налоговой инспекции проверяли расчет пени. В ходе проверки установлено, что по налогу на добавленную стоимость и плате за воду при использовании в расчете одной и той же суммы недоимки ставки пеней и периода просрочки итоговая сумма пени получилась значительно меньше, чем указано Налоговой инспекцией в требованиях. Причины расхождения в расчетах представители Налоговой инспекции не смогли назвать. По налогу на имущество сумма пени оказалась также меньше, так как налоговым органом не была учтена уплата недоимки.
Вышеназванные данные содержатся в актах сверки N 1 и N 2.
В этой связи арбитражный суд полагает также состоятельным довод представителя ООО "Абаканское РУ" о том, что в результате неисполнения Налоговой инспекцией положений Налогового кодекса Российской Федерации относительно содержания требования об уплате налога нарушены права ООО "Абаканское РУ". Уплату задолженности как по налогам, так и пеням ООО "Абаканское РУ" уже произвело. Поскольку расчет пени налоговым органом произведен неверно, а ООО "Абаканское РУ" лишено было права его своевременно проверить, ООО "Абаканское РУ" вынуждено было уплатить пени в большем размере, чем это полагалось по закону.
Довод ООО "Абаканское РУ" относительно отсутствия у Налоговой инспекции на момент принятия спорного решения данных о недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетных счетах ООО "Абаканское РУ" арбитражный суд полагает несостоятельным.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, ООО "Абаканское РУ" имеет три расчетных счета: в Абаканском ОСБ N 8602, в АФКБ "Центрально-Азиатский", в Абаканском филиале ЗАО КБ "Кедр".
В Абаканское ОСБ N 8602 были направлены инкассовые поручения от 09.08.2004 и 10.08.2004 в соответствии с решениями от аналогичных дат о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
28.06.2004 Налоговой инспекцией были приняты решения N 34 и N 35 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента в банке, согласно которым в АФКБ "Центрально-Азиатский" и Абаканском филиале ЗАО КБ "Кедр" приостановлены все расходные операции по расчетным счетам ООО "Абаканское РУ", за исключением исполнения обязанностей по уплате налоговых платежей в бюджет и платежей, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
На запросы Налоговой инспекции Абаканский филиал ЗАО КБ "Кедр" (письмо от 20.07.2004 N 487) и АФКБ "Центрально-Азиатский" (письмо от 25.07.2004 N 109) сообщили о недостаточности денежных средств на расчетных счетах ООО "Абаканское РУ", а также о соблюдении ими приостановления операций по счетам в соответствии с вышеназванными решениями налогового органа.
Таким образом, на момент вынесения решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика Налоговая инспекция располагала информацией об отсутствии возможности погашения недоимки за счет денежных средств ООО "Абаканское РУ" на счетах в банках.
Также является несостоятельным довод ООО "Абаканское РУ" о нарушении процедуры обращения взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика по той причине, что не были отозваны инкассовые поручения.
Пункт 12 Порядка направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 , предусматривает, что в случае принятия решения об обращении взыскания на иное имущество налоговый орган доводит до банка решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и приостанавливает действие инкассовых поручений в отношении счетов, по которым не были приостановлены операции.
Письмо о приостановлении действий инкассовых поручений было направлено Налоговой инспекцией в Абаканское ОСБ N 8602 25.08.2004 после получения информации о возбуждении исполнительного производства.
Невозможность двойного взыскания задолженности по налогам исходит также из положений пунктов 2.2, 2.8 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного совместным приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 25.07.2000 N ВГ-3-10/265/215.
В связи с вышеизложенным арбитражный суд полагает, что требования ООО "Абаканское РУ" подлежат частичному удовлетворению - решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия от 18.08.2004 N 5 подлежит признанию незаконным в части взыскания пени в сумме 197885 рублей 50 копеек.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина по настоящему делу составляет 1000 рублей и подлежит отнесению на ООО "Абаканское РУ" в сумме 979 рублей 95 копеек, на Налоговую инспекцию - 20 рублей 05 копеек. Учитывая, что в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по настоящему делу с Налоговой инспекции не взыскивается.
ООО "Абаканское РУ" при подаче заявления была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. По результатам рассмотрения спора государственная пошлина подлежит взысканию с ООО "Абаканское РУ".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Абаканское рудоуправление" требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия от 18.08.2004 N 5 в части взыскания с Общества с ограниченной ответственностью "Абаканское рудоуправление" пени в сумме 197885 рублей 50 копеек, как несоответствующее статьям 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. 2.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Абаканское рудоуправление", зарегистрированного Администрацией Таштыпского района 08.11.2001 за N 360, основной государственный регистрационный номер 1021900759374, расположенного в г. Абазе по ул. Ленина, 35а, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 979 рублей 95 копеек. 3.Исполнительный лист выдать после вступления решения арбитражного суда по настоящему делу в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Т.Г.КОРШУНОВА