Решение от 17 сентября 2008 года № А47-4053/2008АК-24
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 17 сентября 2008 года № А47-4053/2008АК-24
(Извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" (г. Бугуруслан Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (г. Оренбург) о признании незаконным и отмене Постановления N 13 от 3 июня 2008 года по делу об административном правонарушении, указывая на то, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества.
Права и обязанности участникам процесса разъяснены.
Отводов судье, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
Административный орган возражает по существу заявленных требований, считая оспариваемое Заявителем Постановлением законным и обоснованным, не нарушающим его права и законные интересы.
Заслушав доводы сторон, изучив представленные ими в дело документы, Суд
следующее: в период с 13.05.2008 года по 27.05.2008 года прокуратурой Красногвардейского района совместно с государственным инспектором по охране природы по Красногвардейскому району Оренбургской области Поповым П.Г. проводилась проверка исполнения требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" и иного федерального законодательства ООО "Бугурусланнефть" на ЦДНГ-2, а именно - на Ибряевском, Графском, Кристальном месторождениях в Красногвардейском районе Оренбургской области.
На основании составленного по результатам проверки акта экологического контроля N 12 от 27.05.2008 года, Постановлением заместителя прокурора Красногвардейского района от 27.05.2008 года в отношении ООО "Бугурусланнефть" было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов административного дела было вынесено Постановление Государственного инспектора Оренбургской области по охране природы Попова П.Г. N 13 от 03.06.2008 года о назначении наказания за административное правонарушение, в соответствии с которым Общество с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Обратившись в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене этого Постановления, Заявитель указывает на то, что действия государственного инспектора по охране природы по Красногвардейскому району Оренбургской области Попова П.Г. незаконны, так как совершены с превышением полномочий, предоставленных ему законодательством РФ и Уставом ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области", учитывая, что ООО "Бугурусланнефть" подлежит федеральному государственному экологическому контролю, осуществляемому Ростехнадзором, соответственно, Постановление N 13 от 03.06.2008 года о назначении наказания за административное правонарушение было вынесено неправомочным должностным лицом.
Заявленное ООО "Бугурусланнефть" требование, Суд считает законным и обоснованным, и, следовательно, подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 65 данного Федерального закона, перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами, определяется Правительством РФ.
В силу ст. 6 и ч. 3 ст. 65 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", органы государственной власти субъектов РФ осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Таким образом, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" выделяет государственный экологический контроль двух уровней - федеральный и субъектов РФ. Аналогичное разграничение полномочий содержится: - в пп. 56 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов относится осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; - в ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" к полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относится организация и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а к полномочиям органов государственной власти субъектов - организация и проведение данного вида контроля на объектах, за исключением объектов подлежащих федеральному экологическому контролю; - в ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям РФ в области обращения с отходами относится организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с опасными отходами на объектах, подлежащих федеральному экологическому контролю, а к полномочиям субъектов РФ - функции по осуществлению данного вида контроля, за исключением объектов подлежащих федеральному экологическому контролю.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 29.08.2005 года N 2531/452-III-ОЗ "Об охране окружающей среды", ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (Указ Главы администрации Оренбургской области от 10.06.2003 г.) является уполномоченным Губернатором Оренбургской области государственным учреждением, осуществляющим областной государственный экологический контроль на территории Оренбургской области; согласно ч. 1 ст. 11 этого же Закона, областной экологический контроль осуществляется на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, не подлежащих государственному экологическому контролю. В п. 4 Перечня должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль в Оренбургской области (утвержден Постановлением администрации Оренбургской области от 20 мая 2003 года N 91-п), то есть областной экологический контроль, названы государственные инспекторы Оренбургской области по охране природы.
Указом Губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2006 года N 204-ук (с изменениями от 21 апреля 2008 г.) утвержден Устав ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области". Согласно п.п. 4 и 5 Устава учредителем ГУ является Правительство Оренбургской области в лице комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Оренбургской области, ГУ подотчетно комитету - органу государственной власти субъекта РФ.
Согласно подпункту "а" п. 12 раздела III Устава, ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" контролирует соблюдение требований природоохранного законодательства гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляет региональный контроль и надзор за охраной водных объектов, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному контролю; согласно подпункту "в" п. 12 Устава - контролирует в установленном федеральным законодательством порядке осуществление платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю". В соответствии с п. 17 раздела IV Устава ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области", государственные инспекторы по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей имеют право посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
При этом, Судом установлено, что в соответствии с п. 1 и пп. 5.3.1.10 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года N 401, федеральный государственный экологический контроль осуществляла (на момент проверки) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Полномочия Ростехнадзора в области проведения федерального экологического контроля были прекращены только с 10 июня 2008 года, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ N 404 от 29.05.2008 г., которым внесены изменения в нормативные акты о полномочиях государственных органов исполнительной власти в части, касающейся осуществления федерального государственного экологического надзора. В частности, соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 400 является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 2 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 777 от 29.10.2002 г., подлежат федеральному экологическому контролю объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ, а именно: 1) объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (подпункт "в" пункта 2 Перечня) и 2) объекты, отнесенные законодательством РФ к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды (подпункт "д" пункта 2 Перечня).
Суд установил, что трансграничность деятельности ООО "Бугурусланнефть" документально подтверждается Уставом общества, где говорится, что предприятие ведет добычу нефти на территории двух субъектов федерации - Оренбургской и Самарской областей, в том числе в Оренбургской области на территории шести районов. Этот факт подтверждается наличием соответствующих лицензий на пользование недрами. Трансграничность воздействия объектов ООО "Бугурусланнефть" на окружающую среду подтверждается также их географическим местом расположения и рельефом местности.
Судом также учтено, что ООО "Бугурусланнефть" получено Разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух N 118 от 17.03.2008 г., выданное Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области (далее по тексту - Разрешение). Согласно Справке N 63-28/э от 10.06.2008 г. (в соответствии с Разрешением) объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в целом по ООО "Бугурусланнефть" составляет 10719,464 тонны на 2008 год. В соответствии с Приложением N 17 к Разрешению, объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ по Ибряевскому месторождению Красногвардейского района составляет 838,8243 тонн в год; в соответствии с Приложением N 18 к Разрешению, объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ по Графскому месторождению Красногвардейского района составляет 605,0717 тонн в год; в соответствии с Приложением N 19 к Разрешению, объем разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ по Кристальному месторождению Красногвардейского района составляет 592,7283 тонны в год. Следовательно, заявитель подтвердил факт превышения уровня выбросов 500 тонн в год не только по ООО "Бугурусланнефть" в целом, но и по каждому отдельно взятому месторождению, на котором проводилась проверка, соответственно, следует признать, что по параметру выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в соответствии с подпунктом "в" п. 2 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 777 от 29.10.2002 года, объекты ООО "Бугурусланнефть" подлежат федеральному экологическому контролю.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. , опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Документами, представленными в дело, подтверждается факт того, что ООО "Бугурусланнефть" эксплуатирует следующие виды опасных производственных объектов, в соответствии с разделом 4 "Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса" Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 389 от 25.04.2006 г.: фонд скважин, участок предварительной подготовки нефти, площадка дожимной насосной станции, система промысловых (межпромысловых) трубопроводов. В соответствии с разделом 3 Экспертного заключения промышленной безопасности в части идентификации опасных производственных объектов ООО "Бугурусланнефть", выполненным ООО "Научно-технический центр "Промбезопасность-Оренбург" 01.08.2007 г., в ООО "Бугурусланнефть" идентифицировано 118 опасных производственных объектов, подлежащих обязательному страхованию и регистрации в государственном едином реестре в соответствии с требованиями ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе 5 опасных производственных объектов, эксплуатация которых относит ООО "Бугурусланнефть" к организациям, имеющим декларируемые опасные производственные объекты (один из которых - участок предварительной подготовки нефти (Ибряевская установка предварительного сброса воды) - находится в Красногвардейском районе Оренбургской области). Таким образом, по параметру отнесения объектов к категории опасных производственных объектов в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 777 от 29.10.2002 г., объекты ООО "Бугурусланнефть" подлежат федеральному экологическому контролю.
Также суд установил, что документы на опасные производственные объекты ООО "Бугурусланнефть" (а именно, карты учета объектов, сведения, характеризующие опасный производственный объект, а также упоминавшееся выше экспертное заключение) были сданы в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области с целью регистрации опасных производственных объектов ООО "Бугурусланнефть" в государственном реестре опасных производственных объектов. На основании представленных документов объекты ООО "Бугурусланнефть" зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации N А49-02468 от 05.06.2008 г.
Письмо Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области N 01-Ж-14-458 от 24.01.2008 г., в котором указывается, что предприятие ООО "Бугурусланнефть" относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, и будет в 2008 году внесено в реестр объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по мнению Суда, подтверждает обоснованность заявленного ООО "Бугурусланнефть" требования.
Что касается ссылки представителя административного органа на соглашение N 19-С от 13.03.2007 года о взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительства Оренбургской области по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды, как на доказательство своего довода, касающегося законности вынесения оспариваемого Постановления ООО "Бугурусланнефть" не включено в список юридических лиц, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, то Суд признает его безосновательным в связи со следующим.
Вышеуказанное Соглашение было заключено 13.03.2007 года, тогда как ООО "Бугурусланнефть" зарегистрировано в качестве юридического лица лишь 16.04.2007 года, что, естественно, исключает саму возможность внесения Заявителя в вышеуказанный список юридических лиц, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. При этом, в дело представлено Письмо Ростехнадзора о включении в течение 2008 года ООО "Бугурусланнефть" в указанный список (конкретных сроков включения предприятий в данный список не существует). Кроме того, согласно ст. 6 вышеуказанного Соглашения срок его действия составляет один год. Учитывая, что Соглашение вступило в силу с 01.01.2007 года, срок его действия истек 31.12.2007 года. Продление данного Соглашения было предусмотрено путем письменного уведомления Сторон за 2 месяца до истечения срока. Между тем, доказательств такого продления в дело не представлено, что свидетельствует о прекращении его действия еще до вынесения оспариваемого Постановления о привлечении ООО "Бугурусланнефть" к административной ответственности.
Также безосновательной следует признать ссылку представителя Инспекции на Постановление кассационной инспекции от 02.06.2004 года по делу N Ф09-2231/04АК, учитывая факт того, что Устав ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области", регламентирующий его полномочия на проведение проверок объектов, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному контролю, был утвержден Указом Губернатора Оренбургской области от 19.12.2006 года N 204-УК (с изменениями от 21.04.2008 года).
Согласно п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Основываясь на вышеизложенном, Суд считает, что доказательств законности и обоснованности вынесения оспариваемого Постановления, административным органом в дело не представлено.
При таких обстоятельствах, на основании статей 23.1, 29.7, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует удовлетворить требования Заявителя и признать незаконным и отменить Постановление о назначении административного наказания N 13 от 03.06.2008 года, вынесенное Государственным учреждением "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (г. Оренбург).
Руководствуясь статьями 167, 170, 197, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, 1.Заявленное Обществом с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" (г. Бугуруслан Оренбургской области) требование, удовлетворить. 2.Признать незаконным и отменить Постановление N 13 от 3 июня 2008 года по делу об административном правонарушении, вынесенное Государственным учреждением "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (г. Оренбург). 3.Меры по обеспечению заявленного Обществом с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" требования отменить с момента вступления решения Суда в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.