от 30 июня 2004 г. Дело N А74-2625/03-К1
Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2004
Решение изготовлено в полном объеме 30.06.2004
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тропиной С.М. рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис", г. Черногорск,
к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, п. Усть-Абакан,
Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
с участием третьих лиц - Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, г. Абакан,
Администрации Усть-Абаканского района, п. Усть-Абакан,
о взыскании 226973 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представителя Овчинниковой Л.Г. (доверенность от 10.01.2004);
от ответчиков - Министерства финансов и экономики Республики Хакасия: представителя Боярского М.Г. (доверенность N 3-д от 12.02.2004);
Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район: Турчанов С.А. (доверенность от 27.01.2004);
от третьего лица - Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия: представителя Пономаренко Т.В. (доверенность N 11-1379 от 08.08.2003),
при ведении протокола судьей Тропиной С.М.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис", г. Черногорск, обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту ЖКХ администрации Усть-Абаканского района, п. Усть-Абакан, о взыскании 226973 руб. 90 коп. основного долга по договору от 01.11.2001 за ремонт котла в п. Расцвет и 43013 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определениями арбитражного суда от 18.08.2003, 17.09.2003 и 06.10.2003 произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента ЖКХ администрации Усть-Абаканского района надлежащими ответчиками - Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район, п. Усть-Абакан, и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, г. Абакан, и Администрация Усть-Абаканского района, п. Усть-Абакан.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 ноября 2003 года с Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район в пользу общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" взыскано 226973 рубля 90 копеек, выдан исполнительный лист.
Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район обратилась в арбитражный суд в порядке, установленном ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам указанного решения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 апреля 2004 года по делу N А74-2625/03-К1 заявление Администрации МО Усть-Абаканский район о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено, решение Арбитражного суда РХ от 19 ноября 2003 года по делу N А74-2625/03-К1 отменено.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования о взыскании основного долга в сумме 226973 рублей 90 копеек, пояснив, что настаивает на взыскании с ответчика - Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район задолженности за ремонт котла в п. Расцвет по договору от 01.11.2001, т.к. объект фактически находится в распоряжении и пользовании ответчика.
Ответчик - Министерство финансов и экономики Республики Хакасия возражает против предъявленных к нему исковых требований. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что приложением 16 к Закону РХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" N 3 от 07.03.2001 утвержден перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, подлежащих капитальному ремонту за счет средств республиканского бюджета в 2001 году, в соответствии с которым на финансирование капитального ремонта котельной в п. Расцвет запланированы денежные средства в сумме 900000 рублей, которые перечислены в полном объеме главному распорядителю бюджетных средств - Министерству по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия. По мнению ответчика, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, т.к. истцом не указано, на основании каких норм действующего законодательства он привлечен в качестве ответчика. Ответчик полагает, что из представленных истцом документов усматривается, что обязательство по оплате капитального ремонта котла ДКВР 4/13 в п. Расцвет возникло из договора подряда от 01.11.2001, заключенного между Департаментом ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района и ООО "Теплосервис". Договор подряда является гражданско-правовой сделкой. Министерство финансов и экономики РХ не являлось стороной указанного договора. В соответствии с п. 5 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации не отвечают по обязательствам муниципальных образований.
Ответчик - Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район в судебном заседании пояснил, что по договору подряда от 01.01.2001 истец выступал подрядчиком по капитальному ремонту котла ДКВР 4/13 в п. Расцвет. Кредиторская задолженность Департамента ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района перед ООО "Теплосервис" составляет 226883 руб. 94 коп. На момент образования кредиторской задолженности Департамент ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района является структурным подразделением Администрации Усть-Абаканского района. Решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 03.10.2003 N 92 о переходе прав и обязанностей Администрации Усть-Абаканского района и ее структурных подразделений отменено этим же органом решением N 1 от 14.01.2004. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо - Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия в судебном заседании пояснило, что 12.01.2001 между ним и Департаментом ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района был заключен договор N 46 долевого участия, а точнее инвестирования по ремонту центральной котельной в п. Расцвет, где министерство выступало в роли инвестора, а Департамент ЖКХ - в роли заказчика. Сумма договора составила 900000 рублей. Срок инвестирования - 2001 год. В соответствии с представляемыми в министерство справками о стоимости выполненных работ формы N КС-3 производилось финансирование ремонта денежными средствами и материалами. За период с 19.09.2001 по 19.07.2002 было инвестировано 898997 рублей, работы по объекту выполнены на сумму 900005 рублей. Разница в 1008 рублей была погашена зачетом по другому объекту.
Администрация Усть-Абаканского района согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.04.2004 ликвидирована.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав устное выступление лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
1 ноября 2001 года между обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис" и Департаментом ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района был заключен договор подряда на капитальный ремонт котла ДКВР 4/13 в п. Расцвет, где истец выступал подрядчиком, а Департамент ЖКХ и строительства - заказчиком. Согласно условиям договора истец обязался произвести капитальный ремонт котла ДКВР 4/13 в п. Расцвет, а заказчик обязался оплатить стоимость работ согласно утвержденной смете в сумме 409490 рублей.
Таким образом, между обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис" и Департаментом ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района возникли правоотношения, регулируемые главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 702 по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Истец свои обязательства по договору подряда выполнил. Согласно акту приемки выполненных работ за декабрь месяц 2001 года истец сдал, а Департамент ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района принял работу по ремонту котла ДКВР 4/13 в п. Расцвет на сумму 403939 рублей. Акт подписан руководителями заказчика и подрядчика.
В материалы дела представлен акт сверки взаиморасчетов от 25.01.2003 за период с 01.01.2002 по 15.02.2003 между ООО "Теплосервис" и Департаментом ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района, согласно которому Департамент ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района признал задолженность перед истцом в сумме 226973 руб. 90 коп.
Во исполнение Закона Республики Хакасия N 45-2 от 06.03.2001 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" 12.09.2001 между Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия (инвестор) и Департаментом ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района (заказчик) был заключен договор N 46 долевого участия в ремонте объекта муниципальной собственности. Предметом договора является вложение инвестором финансовых средств в ремонт объекта муниципальной собственности - центральной котельной в п. Расцвет. По условиям договора заказчик обязался представлять инвестору справки выполненных работ формы N 3-КС, а инвестор обязался производить финансирование инвестиций платежным поручением на расчетный счет заказчика.
Из представленных Министерством по градостроительной и жилищной политике РХ доказательств усматривается, что финансирование по договору N 46 им произведено в полном объеме: платежными поручениями N 826 от 19.09.2001 на сумму 200000 рублей, N 32 от 19.12.2001 на сумму 448414 рублей, N 449 от 18.07.2002 на сумму 247980 рублей 80 копеек, счетом-фактурой N 176 от 30.11.2001 на поставку ТМЦ на сумму 26200 рублей 90 копеек. Таким образом, Министерство по градостроительной и жилищной политике РХ полностью исполнило свои обязательства по финансированию объекта по договору N 46 от 12.09.2001, о чем свидетельствует акт сверки расчетов между инвестором и Департаментом ЖКХ и строительства от 01.01.2003.
Ответчиком - Администрацией муниципального образования Усть-Абаканский район - в материалы дела представлено решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район N 92 от 03.10.2002 о переходе прав и обязанностей Администрации Усть-Абаканского района и ее структурных подразделений, согласно которому Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район предписано принять дебиторскую и кредиторскую задолженность Администрации Усть-Абаканского района и ее структурных подразделений по состоянию на 01.10.2003, а также решение Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район N 1 от 14.01.2004 об отмене решения N 92 от 03.10.2002.
Таким образом, обязательств по погашению задолженности Департамента ЖКХ и строительства администрации Усть-Абаканского района по договору подряда от 01.11.2001 у Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район не имеется.
Согласно Конституционному закону Республики Хакасия "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Хакасия" от 10.12.2001 N 58, Закону Республики Хакасия от 26.01.2002 "Об образовании муниципального образования Усть-Абаканский район и установлении его границ", Постановлению Верховного Совета Республики Хакасия N 578-15 "О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия", в связи с прекращением полномочий территориальных органов государственной власти районов и избранием выборных органов местного самоуправления муниципальных образований районов Республики Хакасия образовано муниципальное образование Усть-Абаканский район. Поскольку в дело представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой Администрация Усть-Абаканского района ликвидирована, а доказательств перехода прав и обязанностей Администрации Усть-Абаканского района к Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район в материалы дела не представлено, требование истца о взыскании с ответчика - Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район задолженности по договору подряда от 01.11.2001 в сумме 226973 рублей 90 копеек не подлежит удовлетворению.
Требования истца к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия не подлежат удовлетворению, т.к. в силу ст. 307, 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство возникает из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Министерство финансов и экономики не являлось стороной по договору подряда от 01.11.2001 и в силу ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации не отвечает по обязательствам муниципальных образований.
Кроме того, из представленного отчета об исполнении республиканского бюджета за 2001 год следует, что финансирование произведено в полном объеме. Этот факт подтверждается доказательствами, представленными Министерством по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.
Государственная пошлина по иску составляет 6999 руб. 74 коп. На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца. Поскольку государственная пошлина в сумме 6139 рублей 48 копеек возвращена истцу на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 ноября 2004 года по делу N А74-2625/03-К1, с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета 6139 рублей 48 копеек государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 311, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.В удовлетворении иска отказать. 2.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис", г. Черногорск, 6139 рублей 48 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
С.М.ТРОПИНА