-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 10 апреля 2006 года № А74-1104/2006

    от 10 апреля 2006 г. Дело N А74-1104/2006
    Резолютивная часть решения составлена 10 апреля 2006 года
    Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2006 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Силищевой Е.В.
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", город Москва, в лице Абаканского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Красноярской железной дороге, город Абакан,
    к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск,
    Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия, город Абакан,
    о признании незаконными решений от 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094 "О привлечении к налоговой ответственности" и от 27 декабря 2005 года N 52 "О рассмотрении жалобы Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".
    В судебном заседании 4 апреля 2006 года принимали участие представители:
    заявителя: Синьков Е.О., доверенность от 01.07.2005;
    Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия: отсутствовал;
    Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия: Капутская Ю.В., доверенность от 23.01.2006 N ЛК-05-12/0272.
    Протокол судебного заседания вела судья Силищева Е.В.
    В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 4 апреля 2006 года объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 10 апреля 2006 года.
    В судебном заседании 10 апреля 2006 года принимали участие представители:
    заявителя: Синьков Е.О., доверенность от 01.07.2005;
    Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия: Рамазанова А.Н., доверенность от 09.03.2006;
    Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия: Капутская Ю.В., доверенность от 23.01.2006 N ЛК-05-12/0272.
    Протокол судебного заседания вела судья Силищева Е.В.
    Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", город Москва, в лице Абаканского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Красноярской железной дороге, город Абакан (далее - ФГП "ВО ЖДТ России"), обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия от 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094 "О привлечении к налоговой ответственности" (далее - налоговый орган или налоговая инспекция) и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия от 27 декабря 2005 года N 52 "О рассмотрении жалобы Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Управление налоговой службы).
    В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что декларация по земельному налогу за 2004 год была представлена в налоговый орган ошибочно. Ошибка исправлена путем представления уточненной налоговой декларации с отсутствием суммы земельного налога за 2004 год, подлежащей уплате в бюджет. ФГП "ВО ЖДТ России" считает оспариваемые решения о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а также об оставлении без удовлетворения жалобы на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия, незаконными, поскольку плательщиками земельного налога согласно Закону Российской Федерации "О плате за землю" являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Основанием для возникновения обязанности по уплате налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. В 2004 году заявитель не обладал правом владения, пользования и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования Аскизский район и, следовательно, не являлся плательщиком налога на землю в указанный период. Данный факт не исследовался налоговым органом, принявшим решение 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094. Вышестоящим органом факт отсутствия правоустанавливающих документов исследован, но безосновательно проигнорирован.
    Представитель налогового органа не согласился с доводами, изложенными заявителем в судебном заседании. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным, поскольку использование земли в Российской Федерации в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" является платным. Основанием для установления налога в силу указанного Закона является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. Отсутствие такого документа не может служить основанием для освобождения его от уплаты указанного налога. Поскольку Постановлением Администрации поселка Аскиз от 15 сентября 1992 года N 8 заявителю был предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 6627 кв. м, обязанность по представлению налоговой декларации в установленный срок имела место, однако срок представления декларации был нарушен, за что заявитель привлечен к налоговой ответственности, установленной частью 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, представитель налогового органа пояснил, что уточненная налоговая декларация по налогу на землю за 2004 год была представлена после принятия спорного решения.
    Представитель Управления налоговой службы заявленное требование не признал, пояснив, что налогоплательщиком в отношении структурного подразделения - Стрелковой команды ст. Аскиз - самостоятельно и обоснованно представлена декларация по земельному налогу за 2004 год, где сумма, подлежащая уплате, составила 5520 рублей. Поскольку при проведении камеральной проверки было установлено несвоевременное представление декларации, заявитель решением от 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 6072 рублей. По существу заявленного требования представитель налогового органа пояснил, что отсутствие документа, удостоверяющего право пользования землей, не может служить основанием для освобождения землепользователя от уплаты земельного налога, так как надлежащее оформление права пользования землей и получение соответствующего документа зависит исключительно от самого землепользователя. Учитывая, что пожарное депо стрелково-пожарной команды N 2 на станции Аскиз, расположенное по адресу: станция Аскиз, улица Октябрьская, 47, фактически было передано в пользование заявителю по акту приема-передачи от 30 июня 2003 года, обязанность по исчислению и уплате земельного налога у заявителя в 2004 году имелась и должна быть своевременно исполнена.
    В ходе судебного разбирательства арбитражный суд установил следующее.
    24 августа 2005 года ФГП "ВО ЖДТ России" представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2004 год на сумму, подлежащую уплате в бюджет, в размере 5520 рублей (раздел 1 строка 330, раздел 2 строка 330). В разделе 1 (строка 050 и строка 160) облагаемая налогом площадь земельного участка указана 3860 кв. м.
    Налоговым органом при проведении камеральной проверки декларации установлено нарушение срока ее представления. Решением исполняющего обязанности руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия (приказ от 20 января 2004 года N 6-лс) от 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094 заявитель привлечен к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6072 рублей.
    2 ноября 2005 года ФГП "ВО ЖДТ России" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 рублей.
    5 декабря 2005 года заявитель обратился с жалобой в Управление налоговой службы России по Республике Хакасия, в которой просил отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия от 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094 и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.
    Решением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия от 27 декабря 2005 года (приказ от 19 января 2006 года N САЭ-26-15/8@) жалоба ФГП "ВО ЖДТ России" оставлена без удовлетворения.
    Не согласившись с вышеуказанными решениями налоговых органов, ФГП "ВО ЖДТ России" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным ниже.
    Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
    В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" пользование землей в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
    Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется в силу статьи 16 названного Закона самостоятельно. Ежегодно, не позднее 1 июля, юридические лица обязаны представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
    Статья 17 Закона определяет, что земельный налог с юридических лиц исчисляется с начала месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Сумма налога уплачивается равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих периода.
    В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. Фактический пользователь земельного участка также обязан уплачивать земельный налог и представлять декларацию по земельному налогу в установленные сроки, так как отсутствие документа о праве пользования земельным участком, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от указанных выше обязанностей.
    При рассмотрении дела налоговый орган и Управление Федеральной налоговой службы в подтверждение фактического использования заявителем земельного участка площадью 3860 кв. метров, расположенного по адресу: Аскизский район, поселок Аскиз, улица Октябрьская, 47, в 2004 году, представили следующие документы: распоряжение заместителя министра Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20 мая 2004 года N Б-102р с приложением, выписку из реестра федерального имущества по состоянию на 06.12.2004, Постановление муниципального образования Аскизского поселкового Совета Аскизского района от 18 января 2005 года N 13, договор аренды земель населенного пункта от 6 февраля 2005 года N 292; ответ Аскизского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" от 9 февраля 2006 года N 29.
    Оценив вышеуказанные, а также представленные заявителем и согласно определению об истребовании доказательств от 13 февраля 2006 года - Аскизским филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" - документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
    Согласно Уставу, утвержденному приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта 20 мая 2005 года N 19, федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" является правопреемником Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана Министерств путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГП "ВО МПС РФ").
    Пункты 1, 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации определяют, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
    Исходя из изложенного, арбитражный суд считает необходимым и достаточным установление фактического нахождения в пользовании здания пожарного депо пожарно-стрелковой команды N 2, а также земельного участка, расположенного по адресу: поселок Аскиз, улица Октябрьская, 47, площадью 3860 кв. метров, юридическим лицом (ФГП "ВО МПС РФ"), правопреемником которого является заявитель.
    Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20 мая 2004 года N Б-102р "О закреплении объектов недвижимости в хозяйственное ведение за Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации" за Федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации" здание пожарного депо стрелково-пожарной команды N 2 станции Аскиз, расположенное по адресу: с. Аскиз, улица Октябрьская, 47, закреплено на праве хозяйственного ведения. Согласно приложению данное здание передано по акту приема-передачи от 30 июня 2003 года. Указанная ссылка имеется и в выписке из реестра федерального имущества - Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации" по состоянию на 6 декабря 2004 года.
    Представленной заявителем инвентарной карточкой N 110000000102 подтверждается то обстоятельство, что здание пожарного депо пожарно-стрелкового отряда N 2 поселка Аскиз, расположенное по адресу: поселок Аскиз, улица Октябрьская, 47, учтено в качестве объекта основных средств в Абаканском отряде филиала ФГП "ВО ЖДТ России" с 1 июля 2003 года.
    В судебном заседании представитель заявителя не отрицал, что здание пожарного депо пожарно-стрелковой команды N 2 поселка Аскиз эксплуатировалось ФГП "ВО МПС РФ" с момента составления акта приема-передачи от 30 июня 2003 года и эксплуатируется ФГП "ВО ЖДТ РФ" по настоящее время.
    Площадь указанного в декларации земельного участка (3860 кв. метров) подтверждается заявлением Абаканского отряда филиала ФГП "ВО МПС РФ" от 28 января 2004 года; договором от 2 февраля 2004 года N АФ УТИ 05/2004-05; актом сдачи-приемки технической документации и выполненных работ от 28 февраля 2004 года; техническим паспортом на здание пожарного депо стрелково-пожарной команды N 2, расположенное по адресу: поселок Аскиз, улица Октябрьская, 47, по состоянию на 10 февраля 2004 года; материалами землеустроительного дела, утвержденными 7 мая 2004 года, по межеванию спорного земельного участка; Постановлениями муниципального образования Аскизского поселкового Совета Аскизского района от 17 августа 2004 года N 183, от 3 декабря 2004 года N 285, а также оформленными в последующем заявителем документами на спорный участок: Постановлением муниципального образования Аскизского поселкового Совета Аскизского района от 18 января 2005 года N 13, договором аренды от 8 февраля 2006 года N 292.
    Из содержания перечисленных и ранее указанных документов усматривается, что, эксплуатируя здание пожарного депо стрелково-пожарной службы N 2 поселка Аскиз, с 2003 года ФГП "ВО МПС РФ" заключал договоры с целью оформления технической документации на спорный земельный участок; получал технический паспорт на здание пожарного депо, расположенное на спорном участке; обращался в мае 2004 года с заявлением о выполнении комплексных работ по установлению границ спорного земельного участка, в связи с чем было оформлено землеустроительное дело; а также обращался к Главе муниципального образования Аскизского поселкового Совета Аскизский район с просьбой предоставить земельный участок, расположенный по адресу: поселок Аскиз, улица Октябрьская, 47, в аренду, на что дважды (17 августа 2004 года и 3 декабря 2004 года) были изданы соответствующие постановления о передаче в аренду земельного участка площадью 3860 кв. м (уточненным по материалам межевого дела).
    В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что договор аренды с муниципальным образованием Аскизского поселкового Совета в 2004 году не заключался, арендная плата не определялась и не уплачивалась. Данное обстоятельство не является определяющим при рассмотрении настоящего спора, так как было указано ранее, обязанность по уплате земельного налога и представлению декларации возникает у юридического лица с момента фактического пользования земельным участком, а не оформления соответствующего права на пользование либо владение.
    Согласно материалам землеустроительного дела по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: поселок Аскиз, улица Октябрьская, 47, утвержденного 7 мая 2004 года по заявлению начальника Абаканского отряда филиала ФГП "ВО МПС РФ", общая площадь участка составила 3860 кв. м (3859,6 кв. м и 0,4 кв. м - площадь обременения). Данная площадь изменена не была, что подтверждается Постановлением Главы муниципального образования Аскизского поселкового Совета Аскизского района от 18 января 2005 года, а также договором аренды земель населенного пункта от 8 февраля 2005 года N 292, заключенным между заявителем и муниципальным образованием населенного пункта, где в пункте 1.1 стороны, определяя общую площадь спорного земельного участка 3860 кв. метров, указывают, что на момент заключения договора участок находится в фактическом пользовании заявителя.
    Факт использования спорного земельного участка другими юридическими лицами арбитражным судом при рассмотрении дела не установлен.
    Анализ перечисленных документов и действий ФГП "ВО МПС РФ", заявителя в совокупности позволяет сделать вывод, что земельный участок площадью 3860 кв. метров, расположенный в поселке Аскиз по улице Октябрьская, 47, в период с 30 июня 2003 года до заключения 8 февраля 2005 года договора аренды земель населенного пункта N 292 находился в фактическом пользовании ФГУ "ВО МПС РФ" и впоследствии - заявителя.
    Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что в 2004 году заявитель являлся плательщиком земельного налога и обязан был согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предоставить не позднее 1 июля текущего налогового периода налоговую декларацию по земельному участку площадью 3860 кв. метров, расположенному по адресу: Аскизский район, село Аскиз, улица Октябрьская, 47.
    Фактически декларация по земельному налогу за 2004 год представлена заявителем 24 августа 2005 года, то есть с нарушением установленного срока.
    Согласно части 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
    Доказательств наличия обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности либо вину лица в совершении налогового правонарушения, заявителем в арбитражный суд не представлено.
    Факт совершения заявителем правонарушения подтвержден материалами дела, следовательно, налоговая инспекция правомерно привлекла его к ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6072 рублей (5520 x 110%). Следовательно, оснований для удовлетворения требования ФГП "ВО ЖДТ РФ" по Красноярской железной дороге о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия от 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094 "О привлечении к налоговой ответственности" не имеется.
    Довод заявителя о том, что право хозяйственного ведения было оформлено только в марте 2005 года (свидетельство о государственной регистрации от 29 марта 2006 года серии 19 АА N 004216), в связи с чем обязанность по исчислению, уплате земельного налога за 2004 год по представлению налоговой декларации у заявителя отсутствовала, является несостоятельным, поскольку налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате земельного налога с моментом регистрации соответствующего права на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке.
    В связи с данными обстоятельствами арбитражный суд также считает обоснованным отказ вышестоящего налогового органа - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия - в удовлетворении жалобы заявителя.
    Таким образом, в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по республике от 27 декабря 2005 года N 52 "О рассмотрении жалобы Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" следует отказать.
    Государственная пошлина по делу составляет 4000 рублей. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения спора государственная пошлина относится на заявителя. Учитывая, что последним произведена уплата государственной пошлины в сумме 4000 рублей платежным поручением от 11 января 2006 года N 1, взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    В удовлетворении заявления Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", город Москва, в лице Абаканского отряда ведомственной охраны филиала Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на Красноярской железной дороге, город Абакан, о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск, от 6 октября 2005 года N 1278/10-67/703/1094 "О привлечении к налоговой ответственности" и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия, город Абакан, от 27 декабря 2005 года N 52 "О рассмотрении жалобы Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - отказать.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Е.В.СИЛИЩЕВА