-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 14 апреля 2005 года № А74-247/2005-К1

    от 14 апреля 2005 г. Дело N А74-247/2005-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2005 года
    Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Тропиной С.М.,
    рассмотрел в судебном заседании дело по иску
    Потребительского общества "Жилищно-строительный кооператив "Заводской", г. Абакан,
    к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, г. Абакан,
    Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,
    Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
    о взыскании 11483 руб. 22 коп.,
    третьи лица:
    Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан,
    Бюджетно-казначейское управление администрации г. Абакана, г. Абакан,
    при участии в судебном заседании:
    от истца - председателя Лалетиной В.М.;
    от МФиЭ РХ - Боярского М.Г.;
    от МФ РФ - Набирухина Д.Ю.;
    от МТиСР РХ - Галактионовой И.Г.;
    от БКУ администрации г. Абакана - Григорьевой Н.Н.
    Потребительское общество "Жилищно-строительный кооператив "Заводской", г. Абакан (далее - ЖСК "Заводской"), обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, г. Абакан, о взыскании 11483 руб. 22 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О статусе военнослужащих", и 500 руб. расходов на оплату юридических услуг.
    Определением от 15.02.2005 в качестве другого ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
    Определением от 15.03.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено Бюджетно-казначейское управление администрации г. Абакана.
    Истец иск поддержал, просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации 1165 руб. 32 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот работнику налоговой полиции по Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции в РФ", с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия 10317 руб. 90 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим по ФЗ "О статусе военнослужащих".
    Представитель Министерства финансов и экономики Республики Хакасия просил в иске отказать, поскольку не является надлежащим ответчиком по делу. Субсидии, предоставленные Министерством финансов Российской Федерации на реализацию ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции в РФ" в сумме 1488000 руб. перечислены БКУ администрации города Абакана. Кроме того, по мнению ответчика, истцом необоснованно включены в состав убытков расходы за пользование лифтом.
    Представитель Министерства финансов Российской Федерации просил в иске отказать, поскольку субсидии Республике Хакасия на реализацию ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции в РФ" выделены в 2002 году в сумме 4018000 руб., вина Министерства финансов Российской Федерации в образовании у истца убытков не доказана.
    Представитель Министерства труда и социального развития Республики Хакасия пояснил, что в 2002 году Министерством финансов и экономики Республики Хакасия выделено 844045 руб. 38 коп., которые направлены организациям, оказывающим коммунальные услуги гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ "О статусе военнослужащих", Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции в РФ". Истцу денежные средства на эти цели не направлялись.
    Представитель БКУ администрации г. Абакана пояснил, что в рамках реализации ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции в РФ" денежные средства, выделенные по целевой статье на оплату коммунальных услуг, предоставляемых военнослужащим и работникам органов налоговой полиции, в размере 1488000 руб. перечислены в адрес УСЗН администрации г. Абакана, которое, в свою очередь, распределило денежные средства между предприятиями, оказывающими услуги в рамках указанных законов. Истцу денежные средства не направлялись.
    Исследовав доказательства, представленные в дело, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
    Из материалов дела следует, что ЖСК "Заводской", принимая оплату от за жилье и жилищно-коммунальные услуги, предоставляет гражданам, имеющим статус военнослужащих и служащих в органах налоговой полиции, льготу в виде 50% оплаты жилой площади и коммунальных услуг, что подтверждается реестрами на возмещение расходов предприятиям и организациям, фактически предоставляющим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
    Согласно представленным истцом реестрам, счетам N 25 от 20.05.2002, N 34 от 17.06.2002, акту сверки, подписанному ЖСК "Заводской" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Абакана, ЖСК "Заводской" оказывало коммунальные услуги и принимало оплату за жилье от граждан, проживающих в г. Абакане, на льготных условиях в соответствии с нормами ФЗ "О статусе военнослужащих" и Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
    Всего за период апрель - июнь 2002 года ЖСК "Заводской" предоставил льгот по ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" на сумму 11483 руб. 22 коп. Как следует из материалов дела, Управление социальной защиты населения администрации г. Абакана в 2002 году денежные средства в возмещение расходов по предоставлению указанных льгот истцу не перечисляло.
    В соответствии с п. 10 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федеральных законов от 26.07.2001 N 105-ФЗ и от 30.12.2001 N 196-ФЗ военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50% общую площадь, коммунальные услуги, а члены ЖСК - также содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
    Из материалов дела усматривается, что истец в 2002 году правомерно предоставлял льготы военнослужащим, являющимся нанимателями жилой площади в кооперативе.
    Согласно ст. 15 названного выше Закона расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по жилищному фонду (за исключением государственного фонда, находящегося в федеральной собственности), производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов определяется Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.07.1996 N 790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", предложено субъектам Российской Федерации при формировании бюджетов предусматривать средства, необходимые органам местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О статусе военнослужащих".
    Согласно ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" на сотрудников налоговой полиции и членов их семей распространяются права и льготы, предусмотренные Положением о службе в налоговой полиции.
    Частью 7 названной нормы, утратившей силу с 1 июля 2002 года, было предусмотрено предоставление сотрудникам налоговой полиции 50% скидки по оплате коммунальных услуг.
    В соответствии со ст. 19 названного Закона финансирование расходов федеральных органов налоговой полиции осуществляется целевым порядком за счет средств бюджета Российской Федерации.
    В силу ч. 12 ст. 41 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1, утратившей силу с 1 июля 2002 года, сотрудникам налоговой полиции и членам их семей, проживающим с ними, предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг, в том числе отопления.
    Как указывалось выше, приложением 13 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлен размер субсидии Республике Хакасия на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим, сотрудникам милиции, налоговой полиции и таможенных органов в сумме 4018000 руб.
    Указанная сумма отражена в доходной части республиканского бюджета в приложении 3 к Закону Республики Хакасия от 18 мая 2002 года N 10 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год".
    В соответствии с приложением 6 к названному Закону Республики Хакасия городу Абакану утверждены субсидии на возмещение спорных льгот в сумме 1488000 рублей.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2002 года N 258 утверждены Правила предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи.
    Данное Постановление определяет порядок предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года субсидий, выделяемых федеральным бюджетом из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование, в том числе расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
    Пунктом 2 Правил установлено, что Минфин РФ предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
    Согласно пункту 5 Правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств фонда компенсаций органы, исполняющие бюджеты субъектов Российской Федерации, после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субсидий представляют в установленном порядке в органы федерального казначейства платежные поручения на перечисление средств на счета предприятий, оказавших услуги льготникам, а органы федерального казначейства, в соответствии с представленными платежными поручениями, перечисляют средства на счета указанных предприятий.
    В соответствии с пунктом 6 названных Правил при передаче в порядке межбюджетных отношений средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты органы, исполняющие бюджеты субъектов Российской Федерации, представляют в органы федерального казначейства платежные поручения на перечисление средств, направляемых в доход бюджетов муниципальных образований, на счета органов федерального казначейства, открытые в учреждениях банков для кассового обслуживания бюджетов муниципальных образований.
    Пункт 3 Постановления Мэра города Абакана от 5 июля 2002 года N 1079 устанавливает возмещение затрат организациям, осуществляющим предоставление вышеперечисленных льгот, через городское Управление социальной защиты населения на основании предъявленных организациями и учреждениями счетов-фактур и отчетов по предоставленным льготам.
    Республике Хакасия Министерством финансов РФ в 2002 году в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предоставлена субсидия в размере 4 млн. 18 тыс. руб. на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих", Законом РФ "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции", Постановлениями Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ" и от 20.05.1993 N 49991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ", Таможенным кодексом РФ.
    Законом РХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год" предусмотрена сумма на возмещение расходов по предоставленным льготам по г. Абакану в размере 1488000 руб.
    Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.05.2002 "О мерах по реализации Закона РХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год" регламентировано, что Министерство финансов и экономики Республики Хакасия и органы местного самоуправления по мере поступления средств из федерального бюджета производят возмещение расходов по предоставленным льготам жилищно-эксплуатационным организациям, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилых домов на основании удостоверяющих право граждан на льготы справок.
    Согласно предоставленному в материалы дела отзыву Министерства труда и социальной защиты населения ЖСК "Заводской" среди получателей компенсации за предоставление льгот по указанным выше законам не значится.
    Из материалов дела также усматривается, что Управление социальной защиты населения администрации г. Абакана исполнило свои обязательства по финансированию, распределив денежные средства, поступившие в пределах лимита бюджетных обязательств, между получателями компенсации, однако этих средств оказалось недостаточно.
    Довод Министерства финансов и экономики Республики Хакасия о неправомерном включении в состав убытков расходов по предоставлению льгот по оплате за пользование лифтом суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 10 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федеральных законов от 26.07.2001 N 105-ФЗ и от 30.12.2001 N 196-ФЗ военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50% общую площадь, коммунальные услуги, а члены ЖСК также содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
    Оценив представленные истцом договор N 23, счета-фактуры, реестры, акты сверок с Управлением социальной защиты администрации г. Абакана, арбитражный суд пришел к выводу, что по форме и содержанию они соответствуют требованиям раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета. С учетом этого арбитражный суд признал доказанным заявленный истцом размер предоставленных и не возмещенных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и военнослужащим.
    На момент рассмотрения дела по существу арбитражному суду не представлено доказательств погашения указанной задолженности. Так как лимиты бюджетных обязательств 2002 года исполнены, а бюджетный год истек, истец обоснованно расценивает стоимость невозмещенных расходов на предоставление льгот военнослужащим и служащим в органах налоговой полиции в 2002 году как убытки.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    Стоимость коммунальных услуг и платы за жилье в сумме 11483 руб. 22 коп., не полученная с военнослужащих и служащих в органах налоговой полиции в связи с установленной льготой, является неполученным доходом ЖСК "Заводской", который подлежит возмещению за счет бюджета Республики Хакасия в соответствии со статьей 30 ФЗ "О статусе военнослужащих" в сумме 10317 руб. 90 коп., и за счет бюджета Российской Федерации на основании ст. 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" в сумме 1165 руб. 32 коп., а также в соответствии с правилами статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как запланированные и произведенные Республикой Хакасия расходы на реализацию ФЗ "О статусе военнослужащих" и Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" не позволили возместить фактические расходы на эти цели, понесенные истцом.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что произведенные истцом расходы в сумме 11483 руб. 22 коп. по предоставлению военнослужащим, сотрудникам налоговой полиции и членам их семей льгот должны быть возмещены Российской Федерацией независимо от того, произведены они в пределах лимитов бюджетных обязательств либо за их пределами.
    Статьей 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
    Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, предусмотренных и выделенных в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" средств было явно недостаточно для возмещения спорных льгот всем организациям, предоставляющим данные льготы.
    Исходя из изложенного, арбитражный суд полагает, что убытки у истца возникли в связи с неправомерным бездействием государственных органов, выразившимся в том, что федеральный бюджет в 2002 году был сформирован без учета средств, необходимых для возмещения спорных льгот.
    На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
    Таким образом, в силу указанной статьи Министерство финансов и экономики Республики Хакасия выступает от имени казны Республики Хакасия, Министерство финансов Российской Федерации выступает от имени казны Российской Федерации.
    Исходя из того, что Республика Хакасия не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов истцу, предоставившему льготы военнослужащим, а Российская Федерация не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов истцу, предоставившему льготы сотрудникам органов налоговой полиции по оплате жилья и коммунальных услуг, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 11483 руб. 22 коп., арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование ЖСК "Заводской" о взыскании с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия за счет казны республики в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот военнослужащим по оплате жилья и коммунальных услуг в 2002 году, в размере 10317 руб. 90 коп., а также требование о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот сотрудникам органов налоговой полиции по оплате жилья и коммунальных услуг в 2002 году, в размере 1165 руб. 32 коп., поскольку из материалов дела усматривается наличие причинной связи между бездействием государственных органов, формирующих федеральный бюджет и бюджет субъекта, и возникшими в связи с этим убытками истца.
    Государственная пошлина по иску в сумме 500 руб. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчиков - Министерство финансов Российской Федерации в сумме 50 руб. 74 коп. и Министерство финансов и экономики Республики Хакасия в сумме 449 руб. 26 коп., но не подлежит взысканию на основании п. п. 1 п. 1 ст. 337.37 Налогового кодекса. Поскольку истцом при обращении в арбитражный суд уплачена государственная пошлина, ему подлежит возврату из федерального бюджета 500 руб.
    Истец также просит взыскать с ответчиков расходы по оплате судебных издержек в сумме 500 руб. Суд удовлетворяет ходатайство истца в соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям и взыскивает с Министерства финансов Российской Федерации 18 руб. 69 коп., с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия 165 руб. 47 коп. судебных расходов.
    Руководствуясь статьями 106, 110, 156, 167 - 171, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Исковые требования Потребительского общества "Жилищно-строительный кооператив "Заводской", город Абакан, удовлетворить.
    2.Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, город Москва, за счет казны Российской Федерации в пользу Потребительского общества "Жилищно-строительный кооператив "Заводской", город Абакан, 1165 рублей 32 копейки убытков и 18 рублей 69 копеек судебных расходов.
    3.Взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан, за счет казны Республики Хакасия в пользу Потребительского общества "Жилищно-строительный кооператив "Заводской", город Абакан, 10317 рублей 90 копеек убытков и 165 рублей 47 копеек судебных расходов.
    3.В удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения администрации г. Абакана, город Абакан, отказать.
    4.Возвратить Потребительскому обществу "Жилищно-строительный кооператив "Заводской", город Абакан, из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 14 января 2005 года, подлинник которой возвратить истцу.
    Выдать справку.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    С.М.ТРОПИНА